КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Обучение детей игре в шахматы»
консультация по математике

Вялова Елена Анатольевна

Консультация для педагогов  «Обучение детей игре в шахматы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogo1.docx189.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Обучение детей игре

в шахматы»

                              C:\Users\1\Downloads\309.750x0.jpg



Подготовила:

воспитатель    Вялова  Е. А.

Будем считать, что Вашему ребенку 4-5 лет, Вы сами любите и умеете играть в шахматы, дома имеется одна, две шахматных доски.

Первое, что Вы должны сделать – это познакомить ребенка с шахматными фигурами. Большой ошибкой будет поставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и объяснять, как ходят фигуры. Дети этого возраста редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к игре. А поможет вам игровой метод. Попробуйте играть, например, « в ладью». Расскажите о ней сказку, нарядите ее, начните за ней охотиться – и ребенок, играя, быстро запомнит правила передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Рассказ о пешке герое, которая прошла через все преграды и превратилась в ферзя, даст гораздо больше, чем «официальные правила». Главное, чтобы эти игры с фигурами шли непринужденно, принудительный элемент должен отсутствовать, ребенок вообще не должен догадываться, что его обучают. Также в этих играх, познакомьте ребенка с терминами горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Постепенно ребенок заинтересуется, и Вы можете приступать к основам теории.

На первых порах не предлагайте ребенку играть сразу всеми фигурами. Это поможет ему научиться видеть всю доску, а также отдельное поле и равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно, количество знакомых и разученных фигур и пешек увеличивается до полного комплекта, и только тогда приступайте к игре всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Ребенок должен твердо усвоить согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Познакомьте его с простейшими ловушками комбинациями: «Детский мат», «Мат Легаля» и др. затем переходите к решению элементарных шахматных задач и этюдов, отгадыванию загадок.

Как правильно играть с ребенком?

Обучение детей игре в шахматы обучение

Не стоит постоянно специально проигрывать, ребенок может легко привыкнуть к легким победам и в дальнейшем проигрыши будут им болезненно восприниматься. Лучше всего давать фору одну, две пешки при игре одними пешками, без фигур или ферзя, а то и несколько фигур сразу, при игре всеми фигурами, чтобы уравнять шансы.

После игры следует разобрать ошибки, допущенные в игре: плохо развиты фигуры, не сделана рокировка, рано вывели в игру ферзя, делали ходы одной и той же фигурой несколько раз подряд без необходимости.

Можно ли давать ребенку шахматы, если Вам некогда и ребенок играет сам с собою?

Можно. Этот переход «внутрь» — важный этап в умственном развитии ребенка, появление способности к мысленному преобразованию действительности.

Какие шахматы купить ребенку?

Наиболее удобны деревянные или пластмассовые шахматы, размер досок которых 40х40, фигуры средние. В продаже есть доски с меньшим размером 29х29, но там фигуры стоят очень близко друг к другу, дошкольнику будет трудно ориентироваться в скоплении шахматного войска, да и фигуры слишком маленькие.

Ведь, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка.

К игре деревянных королей малыша можно приобщать с 3 лет. Трехлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх. Он играет, рисует, лепит, занимается конструированием. Не случайно именно в 3 года заканчивается раннее детство и начинается дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит второй кризис развития, кризис трех лет, когда любимым выражением ребенка становится "я сам". Ребенок впервые осознает себя личностью, отделяет себя от взрослого. Отныне он хочет стать "как взрослый", но не может им быть. Чтобы сгладить этот кризис, ребенку обычно дают больше свободы действий, уважают его стремление к самостоятельности.

К 3 годам малыш может быть внимательным ко всем основным областям окружающей его действительности. Предметы и действия с ними также могут довольно подолгу удерживать внимание трехлетних детей. Дети могут уже по 15–20 минут играть с одной и той же игрушкой. Малыш становится внимательным к слову, к его смыслу. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, и слово может направить его внимание. Но управлять вниманием 3-летнего ребенка лучше всего в игровой форме. К трем годам внимание малыша довольно развито, но все-таки крайне неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10–15 минут. А часто бывает так, что ребенок не может сосредоточиться даже на 4–5 минут. Если это закрепится, то в школе – беда. Поэтому внимание малыша необходимо закреплять, но не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты. В этом возрасте ребенок не может распределять свое внимание между несколькими предметами. Объем его внимания, т.е. количество предметов, с которыми он может действовать одновременно, не превышает 2–3. Удержать в поле внимания даже 2 предмета одновременно часто ребенку бывает не под силу. Поэтому, предлагая ребенку различные задания, надо стараться, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным предметам или действиям. И что особенно важно – у 3-летнего ребенка очень сужен "размах зрения", ему сложно следить одновременно за предметами отстоящими на некотором расстоянии друг от друга. Желательно, чтобы предметы были расположены как можно ближе друг к другу. Детям 3-летнего возраста не рекомендуется предлагать более 6 предметов при выполнении заданий типа "найти самый большой или самый маленький предмет". На четвертом году жизни дети способны усвоить названия форм предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, названия шахматных фигур и их ходы. Крайне важно, что у трех-, четырехлетних детей ориентировочные действия переходят внутрь, вглубь в мысленный план, становятся собственно действиями восприятия, близкими по своей природе к ориентировочным действиям взрослого человека.

Возраст 3–3,5 года – это тот возраст, когда у малышей наряду с наглядно–действенным мышлением формируются элементы образного мышления, развивается память, внимание. Дети понимают речь взрослого без наглядного сопровождения, учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине. Весьма важно и то, что уже к концу третьего года жизни малыши умеют говорить не торопясь, внятно отвечают на вопросы, рассказывают о виденном в 2–4 предложениях, воспринимают небольшие сюжетные сказки даже без наглядного сопровождения, правильно держат карандаш и пользуются им, проводят горизонтальные, вертикальные, округлые линии. А к 3,5 годам у детей совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям. Они в состоянии составить группу из отдельных предметов, понимают вопрос "сколько?", сравнивают две группы предметов, определяют равенство или неравенство, сравнивают два предмета по размеру (длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше), учатся различать левую и правую руку, пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз.

Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным.

Однако следует отметить, что цельной методики проведения шахматных занятий с детьми, начиная с 2-летнего возраста, нет ни в России, ни в иных странах.

Мы предлагаем один из вариантов такой методики. В данной работе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников азам древней игры, позволяющий приобщить к ней детей 2,5–5,5 лет. Цель книги – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к школе. Частично эта методика освещена в нашем пособии “Приключения в Шахматной стране” (И.Г.Сухин. М. Педагогика, 1991), но в обучении 3-летних детей своя специфика: в этом возрасте предметная деятельность не уступает игровой и сильно влияние наглядно-действенного мышления по сравнению с образным. К примеру, если обучение детей старшего дошкольного возраста мы начинали с объяснения таких терминов, как горизонталь, вертикаль, диагональ, и лишь затем “проходили” фигуры, то для 3-летних это довольно сложно, и мы согласны с мнением детского писателя Э. Успенского, прекрасного знатока детских душ, что здесь уместнее сразу показать шахматные фигуры, а шахматные “дорожки” показывать при изучении игровых возможностей конкретных фигур.

Книга нацелена в первую очередь на чтение в семье. Но ее можно использовать для занятий во второй младшей, средней и старшей группах детского сада, в учебных группах спортивных секций. Композиционно книга делится на 30 маленьких главок, представляющих собой сказку о приключениях веселых человечков, известных всей детворе по журналу "Веселые картинки". Не случайно выбраны известные, узнаваемые герои. Мы придерживаемся мнения, что в шахматных сказках для детей 6–7 лет должны действовать оригинальные герои (как, например, в нашей книге “Приключения в Шахматной стране”), а в сказках для малышей 2–5 лет, чтобы не затруднять процесс обучения, надо выводить канонических персонажей. И не удивительно, что учит своих друзей шахматным премудростям именно Незнайка – он единственный из веселых человечков, кто умел играть в шахматы. А “научил” его Н. Носов в романе-сказке “Незнайка в Солнечном городе”. При чтении дидактической сказки советуем проводить ее инсценировку. У многих детей есть куклы-игрушки: Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Мурзилка, Карандаш, Гурвинек и др. – или хотя бы некоторые из них. Привлекайте их при чтении-разыгрывании сказки, и вы увидите, насколько повысится интерес к шахматным занятиям у малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Обучение детей игре в шахматы».

шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития...

Консультации для родителей по обучению детей игре в шахматы.

привлечение родителей к шахматному образованию дошкольников...

Консультация для родителей "Как научить детей играть в шахматы"

Какие методы и приемы нужно использовать при обучении игре в шахматы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Консультация для педагогов: "Обучение дошкольников элементам игры в шахматы"

laquo;Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения - наука…Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка&ra...