РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
рабочая программа (подготовительная группа)

Кучерова Ольга Александровна

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человек

Продолжительность 1 занятия 30 минут

Количество занятий в неделю 3 занятий

Количество занятий в год 85 занятий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shahmaty.docx55.43 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

ПРИНЯТО                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете                                                           Директор МБОУ «СОШ №6»

Протокол № ___                                                                             ____________Т.Н. Барматина

от ____________                                                                            Приказ №____ от___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам изучения детей игре в шахматы

«В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ»

Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы

 

                                                на 2018-2019 учебный год 

                                                                                                              Воспитатель:

                                                                               Кучерова Ольга Александровна

г. Нефтеюганск, 2018

Содержание программы

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.

          1.2. Актуальность.

          1.3. цель программы

          1.4. задачи программы

         1.5. принципы работы

        1.6. ожидаемый результат

        1.7. режим занятий;

II.Содержательный раздел

2.1.  Календарно-тематическое планирование 

III.Организационный раздел

3.1. Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей

3.2. Список используемой литературы

        I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.

Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных функций.

          В их числе - широкое использование в обучающем процессе игры на фрагментах шахматной доски:

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в обучающем процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения: "Игры на уничтожение", «Фигура против фигуры»;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.

         Обучаясь игре в шахматы –, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные.  Главный секрет – ребёнок не должен замечать, что его обучают, постепенно интерес возникает, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

         Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания обучающих заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, "волшебных" свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре.     Широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Привлечение и активное участие родителей в выполнении домашних заданий, в повторении изученного материала, общая увлечённость благоприятно скажется на отношениях в семье, и ещё больше сблизит родителей и детей.

        Обучение осуществляется  на основе общих методических принципах:

принцип развивающей детальности – игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

принцип активной включённости – каждый ребёнок включается в игровое, а не пассивное созерцание со стороны действие;

дидактические принципы:

принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающий снятие всех стресс образующих факторов образовательного процесса;

принцип минимакса – обеспечения возможности продвижения каждого ребёнка своим темпом – индивидуальный подход в образовательном процессе;

принцип целостного представления о мире – при знакомстве с новым предметом происходит раскрытие нового знания о его взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности – у детей формируются умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

        Перечисленные выше методические принципы позволяет интегрировать образовательные области, процесс обучения шахматной игре должен быть максимально наглядным, доступным. Предметным, эмоционально – насыщенным, интересным и желанным.

  1. Актуальность

       Наиболее благоприятный возраст для начала занятий шахматами 5 – 7 лет. Посредством игры в шахматы способствовать умственному и духовному развитию детей. Через игровую деятельность происходит  развитие высших психических функций: вынимания, восприятия, памяти, мышления, закладываются черты характера будущей личности.

        Шахматы – магическая игра.  Её чары испытывали на себе почти все великие люди всех времён и народов, от царей  и полководцев до писателей и музыкантов.

        Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные компьютерные  технологии в миллионы раз, превосходящий по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии.

        Кроме того, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим игрокам сильные переживания и яркие образы. Помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре.

        Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая относится как к спорту, науке и к искусству. Творческая деятельность, яркие  эмоциональные переживания, спортивная борьба, умение логически мыслить, делать выводы и большое воспитательное действие, присуще игре в шахматы.

        Доказано, что игра в шахматы укрепляет память, развивает аналитические способности и воображение, вырабатывают такие черты характера, как организованность, целеустремленность.

        Увлёкшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы формируют умения быть предельно внимательными, собранными. К тому же шахматы – замечательный повод для общения, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не даром девизом    Всемирной шахматной федерации, являются слова: «Все мы одна семья!»

         Играя в шахматы, у детей формируются умения более целостно смотреть на окружающий их мир.

        Обучение детей шахматной игре в детском саду, помогут им лучше усвоить школьные предметы, например такие математические понятия, как: «центр, горизонталь, вертикаль, диагональ».

          Шахматная партия требует умения рассчитывать множество вариантов шахматных ходов, и этот навык поможет детям при обучении в школе решать математические задачи любой сложности.

  1. Цель

Обеспечение элитного дошкольного образования и наиболее полного использования интеллектуального потенциала воспитанников при наличии рационального обогащенного образовательного пространства.

1.4. Задачи

1.Сформировать предпосылки учебной деятельности.

2. Формирование элементарных умений и навыков  элементарной шахматной игры.

3. Развивать интеллектуальные и личностные качества детей.

4. Развивать стремление к познанию.

5. Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества.

6. Организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде.

7.Воспитывать общую культуру личности, содействовать полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

  1.  Принципы работы

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Оборудование для реализации программы в группе:

дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

настольные шахматы разных видов;

шахматные часы;

обучающие видеоуроки по шахматам;

симуляторы игр.

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, принтер).

  1. Ожидаемый результат

Дети знают:

• шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

• название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

• правила хода и взятие каждой фигуры.

          Дети умеют:

• ориентироваться на шахматной доске;

• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

• правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

• правильно располагать фигуры перед игрой;

• перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

• решать простые шахматные задачи.

  1. Режим занятий

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человек

Продолжительность 1 занятия 30 минут

Количество занятий в неделю 3 занятий

Количество занятий в год 85 занятий

II.Содержательный раздел

 2.1. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НОД «ШАХМАТЫ»

ГРУППА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2018 – 2019 гг.

Октябрь

ДАТА

Тема НОД

Содержание - цели НОД

Количество НОД

08.10.18г

1

Что за игра шахматы?

Знакомство с новым предметом, с шахматной доской.

Сказка «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ»

1

09.10.18г

2

«В Стране

Шахматных Чудес».

Знакомство с шахматной доской.

Дидактическая сказка.

«КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ»

1

11.10.18г

3

«Волшебная шахматная доска – Горизонталь».

Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.

Дидактическая игра: «Поиграем – угадаем»

1

15.10.18г

4

«Волшебная шахматная доска – Горизонталь».

Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.

Игра «Нарисуй горизонталь».

1

16.10.18г

5

«Волшебная шахматная доска – Вертикаль».

Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Дидактическая игра: «Поиграем – угадаем»

1

18.10.18г

6

«Волшебная шахматная доска – Вертикаль».

Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Игра «Исправь ошибку».

1

22.10.18г

7

«Волшебная шахматная доска – Диагональ».

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Середине шахматной доски.

 Дидактическая игра: «Поиграем – угадаем»

1

23.10.18г

8

«Волшебная шахматная доска – Диагональ».

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

Игра «Раскрась диагональ».

1

24.10.18г

ШАХМАТНЫЙ

ТУРНИР

1

29.10.18г

9

«Волшебная шахматная доска – Диагональ».

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

Презентация «Диагонали».

1

30.10.18г

10

«Волшебная шахматная доска – горизонталь, вертикаль, диагональ»

Закрепление понятий: горизонталь, диагональ, вертикаль – развитие понимания пространственных отношений.

Игра «Собери шахматное поле».

1

Ноябрь

ДАТА

Тема НОД

Содержание – цели НОД

Количество НОД

1.11.18г

      11

     «Волшебная шахматная доска.

Знакомство с цифрами и буквами на шахматной доске  

Продолжаем знакомство с шахматной доской.

Для чего нужны цифры и буквы на шахматной доске.

1

5.11.18г

      12

«Волшебная шахматная доска.

Продолжаем знакомство с цифрами и буквами на шахматной доске.

Продолжаем знакомство с шахматной доской.

Для чего нужны цифры и буквы на шахматной доске.

Заучивание считалки

«А-ртисту  Б-иму  Ц-иркуль  Д-ашь,  Е-го  Ф-амилия  Ж-е  а-ш.»

1

6.11.18г

     13

«Волшебная шахматная доска».

Знакомство с цифрами и буквами на шахматной доске   -  закрепление.

Продолжаем знакомство с шахматной доской.

Для чего нужны цифры и буквы на шахматной доске.

Игра «Нарисуй шахматную доску».

1

8.11.18г

      14

«Волшебная шахматная доска».

«Два соперника»

Расположение доски между партнерами.

1

12.11.18г

        15

Шахматные фигуры.

Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур.

1

13.11.18г

16

Шахматные фигуры.

Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету.

Сказка: «Карандаш рисует шахматные фигуры»

1

15.11.18г

       17

Шахматные фигуры.

Продолжать учить отличать одни фигуры от других по форме и цвету

Презентация: «Шахматные фигуры»

1

19.11.18г

       18

Шахматные фигуры.

Продолжать учить отличать одни фигуры от других по форме и цвету

Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая».

1

20.11.18г

       19

Начальное положение

Учить правильно, располагать фигуры перед партией.

Презентация: «Расстановка фигур»

1

22.11.18г

       20

Начальное положение

Продолжать учить правильно, располагать фигуры перед партией.

1

26.11.18г

       21

Начальное положение

Закреплять правильно, располагать фигуры перед партией.

1

27.11.18г

       22

Шахматные игры и упражнения.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана – «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Расставь фигуры».

1

29.11.18г

      23

«Волшебная шахматная доска» карнавал.

Закрепление понятий: горизонталь, диагональ, вертикаль – развитие понимания пространственных отношений. Начальное положение фигур.

Дети самостоятельно выбирают себе костюм шахматной фигуры и выполняют расстановку на шахматной доске.

1

Декабрь

ДАТА

Тема НОД

Содержание - цели НОД

Количество

НОД

3.12.18г

24

«Ладья»

Знакомство с ладьей

«Белая, чёрная ладья»

Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Понятие «ход», «взятие».

Презентация «Ладья»

1

4.12.18г

25

«Ладья в игре»

Осваивать  ход ладьи.

Ход и взятие ладьи.

 Задание: Нарисуй ЛАДЬЮ

1

6.12.18г

26

«Ладья в игре»

Продолжать осваивать ход ладьи

Ход и взятие ладьи.

Дидактическое задание: «Лабиринт»

1

10.12.18г

27

«Ладья в игре»

Закреплять ход ладьи

Ход и взятие ладьи.

Дидактическое задание:

«Один в поле воин», «Кратчайший путь»

1

11.12.18г

28

«Слон»

Знакомство с фигурой слон

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Понятие «ход», «взятие».

1

13.12.18г

29

«Слон»

Продолжать знакомство с фигурой слон

Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура

Учить, что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны.

Презентация: «Слон в игре»        

1

17.12.18г

30

«Слон»

Продолжать осваивать ход слона

Ход слона, взятие.

1

18.12.18г

31

«Ладья против слона»

Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает.

1

20.12.18г

32

«Ладья против слона»

Ладья против слона

 Две ладьи против слона

 Ладья против двух слонов

Две ладьи против двух слонов.

1

24.12.18г

33

«Ладья против слона»

закреплять

Ладья против слона

 Две ладьи против слона

 Ладья против двух слонов

Две ладьи против двух слонов.

1

25.12.18г

34

«Ладья против слона»

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Выиграй фигуру».

1

27.12.18г

35

«Ладья против слона»

Дидактические игры

«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения)

1

Февраль

ДАТА

Тема НОД

Содержание - цели НОД

Количество НОД

04.02.19

36

«Ферзь»

Знакомство с ферзем.

«Белый и чёрный ферзь»

Знакомство с ферзем.

Место ферзя в начальном положении. Понятие «ход», «взятие».

1

05.02.19г

37

«Ферзь в игре»

Освоить ход ферзя.

Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

1

07.02.19г

38

«Ферзь в игре»

Продолжать осваивать ход ферзя.

Научить детей сражаться самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью.

1

11.02.19г

39

«Ферзь в игре»

Ферзь против ладьи

Учить детей играть

ферзем против ладьи, ладьей против ферзя

Игра «Лабиринт» (в парах)

Игра «Атака неприятельской фигуры»

1

12.02.19г

40

«Ферзь в игре»

Ферзь против ладьи, закреплять

Закреплять

ферзь против ладьи,

ладья против ферзя

1

14.02.19г

41

«Ферзь в игре»

Ферзь против слона

Учить детей играть

ферзем против слона,

 слоном против ферзя

1

18.02.19г

42

«Ферзь в игре»

Ферзь против слона, закреплять

Закреплять

ферзь против слона,

 слон против ферзя

1

19.02.19г

43

«Ферзь в игре»

Ферзь против ладьи и слона

Закреплять, играть

ферзем против ладьи,

ладьей против ферзя,

 ферзем против слона,

слоном против ферзя на шахматной доске

 «восемь полей на восемь».

1

21.02.19г

44

«Ферзь в игре»

Ферзь против ладьи и слона

Презентация:

«Ферзь против ладьи и слона»

Задание: нарисуй Ферзя, ладью или слона.

1

25.02.19г

45

«Конь»

Знакомство с конём

«Белый и чёрный конь»

Место коня в начальном положении.

Ход коня, взятие.

1

26.02.19г

«Конь в игре»

Конь против коня,

 два коня против одного, один конь против двух,

два коня против двух.

Презентация:

«Конь в игре»

1

28.02.19г

Шахматные игры и упражнения.

Дидактическая игра: «Кубик», «Угадайка», «Большая и маленькая».

1

Март

ДАТА

Тема НОД

Содержание - цели НОД

Количество НОД

04.03.19г

«Конь в игре»

Конь против ферзя.

Учить детей играть конем против ферзя.

1

05.03.19г

«Конь в игре»

Конь против ферзя.

Играть конем против ферзя.

Закреплять.

1

07.03.19г

«Конь в игре»

Конь против ладьи.

Учить детей играть конем против ладьи,

11.03.19г

«Конь в игре»

Конь против ладьи.

Играть конем против ладьи.

Закреплять.

1

12.03.19г

«Конь в игре»

Конь против слона.

Учить детей играть конем против слона.

1

14.03.19г

«Конь в игре»

Конь против слона.

Играть конем против слона.

Закреплять.

Дидактическая игра:

 «Игра на уничтожение».

1

18.03.19г

«Пешка»

Знакомство с пешкой

«белые и чёрные пешки».

Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении.

1

19.03.19г

«Пешка»

Знакомство с пешкой

Особенности пешки. Пешечные заповеди.  

1

21.03.19г

«Пешка»

Знакомство с пешкой

Презентация:

«Пешка»

1

25.03.19г

«Пешка»

Пешка в игре

Обучить детей ходу пешки; Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали.

1

26.03.19г

«Пешка»

Пешка в игре

Пешка против пешки,

две пешки против одной, одна пешка против двух,

две пешки против двух, многопешечные положения.

1

28.03.19г

«Пешка»

Пешка в игре

закрепление.

Пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали.

Пешка против пешки,

две пешки против одной, одна пешка против двух,

две пешки против двух, многопешечные положения.

1

Апрель

ДАТА

Тема НОД

Содержание - цели НОД

Количество НОД

01.04.19г

Дидактические игры

«Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».

1

02.04.19г

«Превращение пешки»

Превращение пешки в ферзя.

Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя.

1

04.04.19г

Пешка против ферзя.

Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами.

Учить детей играть пешкой против ферзя.

1

08.04.19г

Пешка против ладьи.

Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами.

Учить детей играть пешкой против ладьи.

1

09.04.19г

Пешка против коня.

Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами.

Учить детей играть пешкой против коня.

1

11.04.19г

Пешка против слона.

Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами.

Учить детей играть пешкой против слона.

1

15.04.19г

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Презентация:

«Пешка против фигур»

1

16.04.19г

«Король».

Знакомство с королем.

«белый и чёрный король».

Знакомство с королем.

 Место короля в начальном положении.

Задание: Вылепить из пластилина ш. фигуру «король»

1

18.04.19г

«Король».

Король в игре

Обучить детей ходу короля, взятие.

Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя.

1

22.04.19г

«Король».

Король против других фигур.

Обучать детей ходу короля против других фигур.

Король против ферзя

1

23.04.19г

«Король».

Король против других фигур.

Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур.

король против ладьи.

1

25.04.19г

«Король».

Король против других фигур.

Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур.

король против слона.

1

29.04.19г

«Король».

Король против других фигур.

Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур.

король против коня.

1

30.04.19г

«Король».

Король против других фигур.

Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур.

король против пешки.

1

Май

ДАТА

Тема НОД

Содержание – цель НОД

Количество НОД

06.05.19г

«Шах»

Знакомство с шахматным понятием «шах».

Объяснить детям, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах.

Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя…

1

07.05.19г

«Шах»

Знакомство с шахматным понятием «шах».

Закрепить с детьми, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах.

Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя…

1

13.05.19г

«Мат»

Знакомство с шахматным понятием «мат».

Объяснить детям, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл.

1

14.05.19г

«Мат»

Знакомство с шахматным понятием «мат».

Закрепить сдетьми, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл.

1

16.05.19г

«Ничья, пат»

Отличие пата от мата.

Варианты ничьей.

Учить детей отличать пат от мата. Учить детей разным вариантам ничьей.

1

20.05.19г

«Рокировка»

Понятие рокировки.

Длинная и короткая рокировка.

Три правила рокировки.

Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки (длинная и короткая).

1

21.05.19г

«Шахматная партия»

Повторить с детьми как расставлять фигуры в начальное положение.

1

23.05.19г

«Шахматная партия»

Познакомить с принципами разыгрывание дебюта.

Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения.

1

27.05.19г

Повторение изученного материала

1

28.05.19г

Повторение изученного материала

1

30.05.19г

Шахматные игры

и упражнения.

Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Секретная фигура», «Угадай».

Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры в начальном положении».

1

III.Организационный раздел.

3.1. Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о "шахматном королевстве»" Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление. 

Средний: 
ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия "равно", "неравно", "больше", "меньше". Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях. 

Низкий:
 ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятия о терминах " рокировка", "шах" и "мат". Не умеет записывать шахматные партии. Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль. 
 Требования к уровню подготовки воспитанников. Должны знать: шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; · Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

правильно располагать фигуры перед игрой;

умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

решать простые шахматные задачи.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4. Теоретические занятия, шахматные игры.

Представленный   мониторинг  по образовательной программе «Шахматы»,  был составлен на основе  методической литературы  Сухин  И. Г -  «Шахматы для детей, шахматные игры», СПб, 2013 г.

Критерии:

  1. Шахматный термин – «поле».
  2. Шахматный термин – «горизонталь».
  3. Шахматный термин – «вертикаль».
  4. Шахматный термин – «диагональ».
  5. Шахматный термин – «центр».
  6. Парильное название шахматных фигур.
  7. Название хода каждой шахматной фигуры.
  8. Название и порядок следования 8 – ми первых букв латинского алфавита.
  9. Сколько шахматных полей, на шахматной доске, какого они цвета?
  10. У каких шахматных фигур преимущества хода?
  11. Сколько шахматных фигур на шахматной доске?
  12. Стадии Шахматной игры – «дебют», «миттель – шпиль», «эндшпиль».
  13. . Что такое шахматная нотация, запись.

Инструментарий мониторинга

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Владеет элементарными навыками шахматной игры:

- ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; проявляет творчество во время турнира (игры), свободно рассуждает и обосновывает каждый ход;

- при шахматной игре необходима помощь взрослого;

- не ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; не способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; не проявляет творчество во время турнира (игры), не рассуждает и не обосновывает каждый ход; не проявляет интереса к шахматной игре.

Дата------------------------             Педагог: Кучерова О. А.

Оценка уровня развития детей  образовательной  области «Шахматы»

КРИТЕРИИ

Ф. и ребёнка

Ш. т - поле

ш. т - гор

ш. т - вер

ш. т - диаг

ш.т - центр

Прав – ное

назв.

шахм.

фигур

Назв.

хода кажд.

шахм. фигуры

Назв. и порядок

следов.

8-ми

первых

букв латин. алф.

Сколько

шахм. полей

на шахм.

доске, какого они цвета?

У каких

шахм фигур

преимущ. хода?

Сколько

шахм. фигур на шахм. доске?

Стад

шахм.

гры

дебют

эндшпиль

Что такое шахм. нотация, её запись?

Общий балл

Обозначения:

Высокий уровень -  4 балла.

Средний уровень – 3 балла.

Низкий уровень – 2 балла.

  1. Список используемой литературы

Учебно – методическое обеспечение

1. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил. 2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.

3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.

4. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

5. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

6. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. 7. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

 8. И.Г. Сухин. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

9. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»

Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность раннего обучения детей игре в шахматы обосновывается баготворным влиянием шахмат на умственное, психическое и физическое развитие  дошкольника. Обучение детей...

Дополнительная образовательная программа "Светофорик" для детей среднего дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа «Светофорик» направлена на изучение правил дорожного движения детьми 4 - 5 лет, что способствует: привитию психологической устойчивости к опас...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...