Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения
рабочая программа по логопедии по теме

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, для этого рабочая программа преодоления ОНР в условиях логопнкта дошкольного учреждения позволяет выровнять стартовые возможности детей перед школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_onr_-_kopiya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная

программа коррекционного обучения

детей 5-летнего возраста

с общим недоразвитием речи

в условиях логопункта

дошкольного общеобразовательного учреждения

Пояснительная записка.

     МДОУ №17 «Ручеек» строит образовательный процесс на основе «Программы воспитания и обучения  в детском саду» под редакцией  М.А. Ва-

сильевой. Данная программа обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка. Но, как показывает практика, в детский  сад общеразвивающего вида по различным причинам приходят дети с отклонениями в речевом развитии. В МДОУ №17 за последние годы процент детей с отклонениями в речевом развитии не опускался ниже 45 % .Таким детям оказывается недостаточно педагогической помощи, предлагаемой программой  под ред. М.А. Васильевой. Как показывает опыт, необходимы дополнительные усилия специалистов для развития  речевых процессов и коррекции речевых нарушений у данной категории детей. Таким специалистом в первую очередь является логопед. Управление образования г. Березовский сочло возможным открыть в МДОУ № 17 логопедический пункт. Работа логопункта имеет свою специфику по сравнению с деятельностью логопедических групп:

    - основной формой работы на логопункте являются индивидуальные занятия и занятия в малых подгруппах;

    - более массовый охват логопедической работой детей с речевой патологией;

    - ориентация коррекционной работы логопункта на преодоление в первую очередь фонетических и фонематических нарушений, а не системных;

    - процесс преодоления речевых нарушений состоит из нескольких взаимосвязанных блоков: диагностического, коррекционного, оценочно – контрольного.

       Однако анализ результатов обследования показывает, что детский сад посещают дети с широким спектром логопедических заключений .

    Логопедическая помощь оказывается  всем детям с речевыми нарушениями. Для этого дети разделены  на подгруппы в зависимо сти от вида и тяжести речевого дефекта. Особую группу составляют дети с проявлениями общего недоразвития речи, как правило, 3 уровня, реже – 2 уровня. Дети с ОНР оказываются в детском саду общеразвивающего вида в первую очередь из-за желания родителей посещать ближайший к месту жительства детский сад, а также из-за наполненности логопедических групп в специальных детских садах. Зачисление детей с денным диагнозом происходит по специальному ходотайству родителей. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина характеризуют 3-й уровень речевого развития детей наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико - фонематического недоразвития. У детей отмечаются отклонения в произношении  звуков; недостаточная дифференцированность фонематического восприятия; нарушения звуко – слоговой структуры; стойкие грамматические ошибки. Все вышеперечисленные недостатки наиболее явно проявляются в различных формах монологической речи. Речевое недоразвитие  отрицательно сказывается на всех сторонах психического развития.                                    

      Исследователи в области речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина обосновали необходимость использования специальных коррекционных программ при работе по устранению данного вида речевой патологии. Обучение детей  по специализированным программам  позволяет устранить речевые нарушения и подготовить базу для овладения элементами грамоты в дошкольный период.

    Вышеперечисленные причины приводят к необходимости составления модифицированной программы для оказания логопедической помощи детям с ОНР на логопункте.  Данная логопедическая программа построена в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», а  также на основе программы «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (М., Министерство образования РСФСР, 1991 г.).  Как положительный  момент можно отметить  то, что  модифицированная  логопедическая программа одновременно построена в соответствии с программой под редакцией М.А. Васильевой, по которой работает МДОУ №17 «Ручеек»,  что облегчает взаимосвязь логопеда с педагогами. Воспитатели привлекают к работе на занятии всех детей, а логопед на подгрупповых  занятиях  закрепляет  изученный материал с помощью специальных коррекционных приемов и методов с детьми, имеющими проблемы с лексико-грамматическим строем речи.

    Также необходимо отметить, что в программе М.А. Васильевой для старшей группы нет рекомендаций по проведению отдельных занятий по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа. Детям  с диагнозом  ОНР  такие занятия крайне необходимы, поэтому в модифицированную программу введен раздел по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа уже в старшей группе.  Работа по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа значительно углублена и расширена по сравнению с общеразвивающей программой в связи со спецификой речевого нарушения у детей, носит индивидуализированный характер. В связи с подгрупповой формой работы сохраняется деление по видам занятий на второй год обучения: занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и занятия по развитию фонетико-фонематического строя речи. По содержанию занятия приближены к занятиям по обучению грамоте, что позволяет расширить возможности детей в усвоении школьных знаний.

   Работа логопунктов последнее время стала более активно обсуждаться на страницах периодических изданий (см. Список литературы). Но единые требования и программы  для работы в условиях логопункта на данный момент отсутствуют, что делает данную проблему актуальной.

    Цель данной программы – формирование у детей с общим недоразвитием речи самостоятельной связной, грамматически  правильной речи, фонетической системы родного языка в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения, а также формирование готовности к овладению грамотой и школьному обучению.  

    В ходе достижения этой цели будут решаться следующие задачи:

    - формирование лексико-граммматических средств языка;

    -  развитие фонематического восприятия;

    - формирование полноценной фонетической системы языка;

    - развитие связной речи и коммуникативных навыков;

    - подготовка к обучению грамоте путем развития различных форм  звукового анализа.

    Курс коррекционно-развивающих занятий рассчитан на два года обучения. Предусматривается  127 занятий, которые проводятся малыми подгруппами 2 раза в неделю: одно занятие по развитию лексико-грамматического строя речи, одно занятие по развитию фонематических представлений. Кроме этих  занятий с ребенком проводится работа по исправлению звукопроизношения (индивидуальные занятия, не отражены в данной программе).  Количество занятий может варьироваться в зависимости от выраженности речевого дефекта.

    Как указывалось выше, данная программа тесно взаимосвязана с работой воспитателей по разделам «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим», «Подготовка к обучению грамоте» («Программа воспитания и обучения  в детском саду»  под редакцией М.А. Васильевой). Лексические темы  на логопедических занятиях изучаются и закрепляются параллельно с изучением аналогичных тем по сетке занятий воспитателя.

    В результате систематических занятий в рамках данной программы воспитанники детского сада с ОНР приобретают запас знаний и умений, который выводит их на уровень нормально  развивающихся сверстников. У данной категории детей закрываются пробелы в оперировании  лексико-грамма-

тическими средствами языка, развивается связная речь, формируются фонематические навыки, становится правильным произношение.

    Данная программа в течение ряда лет апробировалась на логопункте МДОУ №17 «Ручеек» г. Берёзовского. Оценка результативности занятий с детьми по преодолению ОНР осуществляется три раза в год в табличной форме по уровням: полная коррекция, значительное улучшение, незначительное улучшение, без улучшений  (см. Приложение 3), а также в виде графика в конце года (см. Приложение 4). Полученные результаты позволяют применять данную программу в дальнейшем.

   Достижение положительных результатов при работе по данной программе возможно  при следующих условиях:

    - достаточная квалификация учителя-логопеда, владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;

    - углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;

    - тесная взаимосвязь изучаемого материала по общеразвивающей  и логопедическим программам;

    - постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных  коррекционно-развивающих программ.

     

Учебно-тематическое планирование

логопедических занятий, 1 год обучения

Месяц

Неделя

№ занятия

Темы лексико-грамматических занятий

№ занятия

Темы занятий  по

развитию фонетико-

фонематического строя

речи

Сентябрь

I

Обследование речи

Обследование речи

II

Обследование речи

Обследование речи

III

1

Помещение детского сада

1

Звук А

IV

2

Игрушки

2

Звук О

Октябрь

I

3

Осень

3

Звуки Ы

II

4

Овощи - фрукты

4

Звук У

III

5

Деревья

5

Звуки А-О-У-Ы

IV

6

Профессии

6

Звуки М-МЬ

Ноябрь

I

7

Инструменты

7

Звуки Н-НЬ

II

8

Домашние помощники

8

Звуки В-ВЬ

III

9

Мебель

9

Звуки К-КЬ

IV

10

Одежда

10

Звуки П-ПЬ-Т-ТЬ

Декабрь

I

11

Обувь

11

Звуки Х-ХЬ

II

12

Времена года

12

Звуки И

III

13

Зима

13

Звуки Л-ЛЬ

IV

14

Новый год

14

Звук С-СЬ

V

Обследование речи

15

Звуки П-Б

Январь

III

15

Мой город. Что мы видим на улице

16

Звуки П-ПЬ-Б-БЬ

IV

16

Родной Кузбасс

17

Звук Д-Т

V

17

Домашние животные

18

Звук Д-ДЬ-Т-ТЬ

Февраль

I

18

Дикие животные

19

Звуки К-Г

II

19

Дикие – домашние животные

20

Звуки К-КЬ-Г-ГЬ

III

20

Защитники Родины

21

Звуки С-З

IV

21

Части тела и лица

22

Звуки С-СЬ-З-ЗЬ

Март

I

22

8 Марта. Любимые мамы

23

Звук Ц

II

23

Весна

24

Звуки С-Ц

III

24

Перелетные птицы

25

Звук Ш

IV

Весна в жизни человека

26

Звук Ж

Апрель

I

25

Деревья

27

Звуки Ш-Ж

II

26

Цветы

28

Звук Щ

III

27

Правила дорожного движения

29

Звук Ч

IV

28

Транспорт

30

Звуки Ч-Щ

Май

I

29

Повторение темы «Времена года»

31

Звуки Щ-Ц

II

30

Повторение темы «Одежда»

32

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза, различение слов-паронимов

III

31

Лето

33

Закрепление навыков слогового анализа и синтеза

IV

Обследование речи

Обследование речи

Итого: 64 занятия

Учебно-тематическое планирование

логопедических занятий,

2 год обучения

Месяц

Неделя

№ занятия

Темы лексико-грамматических занятий

№ занятия

Темы занятий  по

развитию фонетико-

фонематического строя

речи

Сентябрь

I

Обследование  речи

Обследование  речи

II

Обследование речи

Обследование  речи

III

1

Овощи

1

Звук У

IV

2

Фрукты - ягоды

2

Звук А

Октябрь

I

3

Грибы

3

Звуки АУИ

II

4

Овощи – фрукты – ягоды –грибы

4

Звуки П – ПЬ

III

5

Деревья – кустарники

5

Звуки П – Т

IV

6

Дикие – домашние животные

6

Звуки  П –

Ноябрь

I

7

Дикие – домашние животные

7

Звуки П – Т – К

II

8

Одежда

8

Звук О

III

9

Продукты

9

Звуки Й – ЛЬ

IV

10

Электроприборы

10

Звуки К-КЬ-Х-ХЬ

Декабрь

I

11

Транспорт

11

Звуки Ы – И

II

12

Зима

12

Звуки М – Н

III

13

Игрушки

13

Звуки С – СЬ

IV

14

Новый год

14

Звуки З – ЗЬ

V

Обследование речи

Обследование  речи

Январь

III

15

Мой город

15

Буквы Е,Ё,Ю,Я

IV

16

Родной Кузбасс

16

Звуки Л – ЛЬ

V

17

Профессии

17

Звуки Р – Л

Февраль

I

18

Инструменты

18

Звуки Р – РЬ – Л – ЛЬ

II

19

Мебель

19

Звук Ш

III

20

Посуда

20

Звуки Ж

IV

21

Части тела и лица

21

Звуки Ш – Ж

Март

I

22

Семья. Любимые мамы

22

Звуки С – Ш

II

23

Птицы зимующие и перелетные

23

Звуки  З – Ж

III

24

Травы

24

Звук Ц

IV

25

Цветы

25

Звуки С – З – Ц

Апрель

I

26

Насекомые

26

Звук Ч

II

27

Весна в природе

27

Звук Щ

III

28

Весна в жизни человека

28

Звуки Ч – Щ

IV

29

Космос

29

Звуки  Щ - Ш

Май

I

30

День победы

30

Звуки Щ – Ш – СЬ – ТЬ

II

31

Лето

31

Звуко-буквенный анализ слов

III

32

Скоро в школу

32

Слого – звуко – буквенный анализ слов

IV

Обследование речи

Обследование  речи

  Итого:   64 занятия

Список терминов.

Аграмматизм

Звукопроизношение

Звуко - слоговая структура слова

Коррекционно-развивающие программы

Лексико-грамматический строй речи

Логопункт

Мониторинг

Монологическая речь

Навыки звукового анализа

Общее недоразвитие речи

Речевая патология

Речевое нарушение

Фонематическое недоразвитие

Фонематическое восприятие

Список литературы.

1.Арефьева З.А., Подобед С.О. Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении. «Дефектология», 2005 г., №5, с. 54

2.Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. «Дошкольное воспитание», 2003 г., №8, с. 65

3.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией               М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., Мозаика – Синтез, 2005 г.- 208 с.

4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г.  №28-02-484/16).- Библиотечка «Вестника образования» №7 2006 г.; Библиотечка «Вестника образования России»,2006 г., №7, с. 51.

5. Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., Министерство Образования РСФСР, 1991 г., - 40 с.

6.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., изд. «Альфа», 1991 г. Части I, II.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи"

Программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Логопедическая группа ДОУ....

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

«Художественная литература как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Художественная литература оказывает положительный эффект в развитии речи детей с ОНР. Дети не только "примеряют" на себе образы героев, но и учатся прослеживать весь сюжет истории, строить у...