Рабочая программа учителя-логопеда, по преодолению тяжелых нарушений речи у детей разной возрастной группы
методическая разработка по логопедии
разработано в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП с учетом АОП ДО для тетей с ТНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты-Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Согласовано Утверждаю
Педагогическим советом и.о. директора
Протокол от 29.08.2025 г. №1 МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
_______________ Н.С. Свириденко
Приказ от 29.08.2025 №368-од
Рабочая программа
учителя-логопеда, по преодолению тяжелых нарушений речи у детей разной возрастной группы (разработано в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП с учетом АОП ДО для тетей с ТНР МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)
Срок реализации 1 год
Автор программы:
Кулик Л.В.
г. Пыть-Ях,
2025
Оглавление
№ | Наименование раздела | Страница |
Пояснительная записка | 3 | |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Цели и задачи программы | 3 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию программы | 6 |
1.2 | Характеристика воспитанников с ОНР на учебный год | 6 |
1.3 | Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ТНР среднего и старшего дошкольноговозраста | 9 |
1.4 | Развивающее оценивание качества коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда | 11 |
2. | Содержательный раздел. | 13 |
2.1. | Подготовительный этап | 13 |
2.1.2. | Основной этап | 14 |
2.2 | Проектирование образовательного процесса | 15 |
2.3. | Тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда | 18 |
2.4 | Комплексно-тематическое планирование | 18 |
2.5. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР | 24 |
2.6. | Мероприятия по реализации программы воспитания ДОУ | 27 |
3. | Организационный раздел | 28 |
3.1 | Основные направления коррекционной и образовательной деятельности | 28 |
3.2 | Система коррекционной и образовательной деятельности | 29 |
3.3. | Распорядок дня, организация режимных моментов | 30 |
3.4. | Расписание и особенности работы учителя-логопеда | 34 |
3.5 | Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учи- теля-логопеда | 35 |
3.6 | Список литературы и дидактических пособий | 37 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с АОП ДО для детей с ТНР МАОУ «Прогимназия «Созвездие», в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ № 1022от24 ноября 2022 г., зарегистрирована 27 января 2023г.)
Пункт 4 главы 1 ФАОП ДО регламентирует рамочный и модульный характер содержания адаптированных программ. Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела —целевой, содержательный и организационный.
При написании рабочей программы парциально использовалась Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В.
Содержание работы учителя-логопеда определяется программой коррекционно-развивающей работы (далее – ПКРР) АОП ДО МАОУ «Прогимназия «Созвездие».
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с1 сентября по 1 июня.
- Целевой раздел
- Цели и задачи программы.
Целью данной рабочей программы является построение системы образовательной и коррекционной работы в компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Основными задачами рабочей программы в соответствии с ФАОП являются следующие задачи:
- Коррекция недостатков психофизического недоразвития обучающихся с ОВЗ;
- Обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ;
- Создание благоприятных условий для развития детей с ОВЗ;
- Объединение обучения и воспитания в единый процесс;
- Формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ОВЗ;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическими индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации обще-образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Коррекционные задачи рабочей программы.
- Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций.
- Развивать общую, ручную и артикуляционную моторику.
- Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций.
- Расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей.
- Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
- Совершенствовать навыки связной речи детей.
- Вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, развитию фонематических процессов.
- Формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить основам грамоты.
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, как основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными дидактическими играми и развивающими упражнениями, приемами.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги решают следующие задачи:
- охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
- учет государственной политики;
- особенности контингента детей и кадрового состава группы;
- учет запроса родителей;
- особенности региона.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.
Рабочая программа строится на основе принципов дошкольного образования:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество с семьями воспитанников.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка.
- Характеристика воспитанников с ОНР на учебный год
Группу посещают дети четвертого, пятого и шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с первым, вторым, третьим уровнями).
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), общим недораз-витием речи (ОНР) – это дети с поражением центральной нервной системы, что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных умственных отклонений в развитии и к своеобразному формированию психики.
У детей с первым уровнем речевого развития активный словарь находится в зачаточном состоянии, он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Звуковые комплексы непонятны окружающим и часто сопровождаются жестами. Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети не используют. Наблюдается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Пассивный словарь шире активного, однако, понимание речи вне ситуации ограничено. Для детей с первым уровнем речевого развития характерно непонимание значение грамматических изменений слова в роде, падеже и числе. Фразовая речь полностью отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Бедность словаря не позволяет определить состояние звукопроизношения. Звуковой анализ слова детям недоступен, они не могут выделить отдельные звуки в слове.
У детей со вторым уровнем речевого развития активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет прилагательных и наречий. Наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам. Существительные употребляются в именительном падеже, а глаголы – в инфинитиве или в форме 3 лица настоящего времени. У детей начинает формироваться фразовая речь. Фраза, как правило, бывает аграмматичной. Также аграмматично изменение существительных и глаголов по числам. Прилагательные используются значительно реже, они могут несогласовываться с другими словами в предложении. Предлоги в речи часто заменяются или опускаются, союзы и частицы не используются. Способами словообразования дети не пользуются. Понимание речи улучшается, расширяется их пассивный словарь. Звукопроизношение нарушено значительно. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением речи существует резкое расхождение. Но отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слова. Наибольшие затруднения вызывает произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных, а так же трех- и четырехсложных слов. Недостаточное усвоение звукового состава слова задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем.
У детей с третьим уровнем речевого развития на фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих оби-ходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Словарный запас ограничен, поэтому отмечается неточный выбор слов, замены происходят по смысловому и звуковому признаку. Грамматические формы сформированы еще недостаточно. Способами словообразования дети почти не пользуются.
Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Много грамматических ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение и замена окончаний существительных, неправильное согласование существительных с прилагательными, глаголами и местоимениями, неразличение вида глаголов, ошибочное ударение в слове. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Большие затруднения вызывают построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, часто отсутствует правильная связь между словами. У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Уже редко наблюдаются перестановки звуков и слогов. Понимание обиходной речи в основном хорошее. Ошибки возникают из-за недостаточного различения грамматических форм, оттенков значения однокоренных слов и причинно-следственных связей.
Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.
При разработке программы учитывался контингент детей компенсирующей группы , выявленный ходе диагностики речевого развития.
Дети с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи:
С ОНР 1 уровня речевого развития - 6 детей,
С ОНР 2 уровня речевого развития - 2 ребенка,
С ОНР 3 уровня речевого развития- 1 ребенка.
Список детей компенсирующей группы в соответствии с речевым диагнозом и рекомендованной АОП на 2023-2024 у.г.
Фамилия, имя ребенка | Заключение логопеда | Программа обучения |
| ОНР 1 уровень | АОП для детей с РАС |
| ОНР 1 уровень | АОП для детей с ЗПР |
| ОНР 1 уровень | АОП для детей с ЗПР |
| ОНР 1 уровень | АОП для детей с ЗПР |
| ОНР 2 уровень | АОП для детей с ЗПР |
| ОНР 1 уровень | АОП для детей с УО |
| ОНР 1 уровень | АОП для детей с УО |
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста (с 5 до7 лет)
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры Программы базируются на ФГОС ДО и имеют свои отличительные особенности в связи с приоритетом компенсирующей направленности группы.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы в соответствии с ФАОП (10.4.3.3).
Речевое развитие:
• Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен;
• пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами;
• понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
• хорошо понимает связную речь;
• без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, несмешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
• уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок без ошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные.
• обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;
• уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
• уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; умеет строить простые распространенные предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в том числе с использованием подчинительных союзов; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану;
• знает и умеет выразительно рассказывать стихи;
• не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов;
• объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации;
• ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
Развивающее оценивание качества коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
Необходимость педагогической диагностики достижений воспитанников и оценки качества образования регламентированы в п.10.5 ФАОП ДО для детей с ТНР.
Необходимым условием реализации образовательной программы для детей с ТНР является проведение комплексного психолого-педагогического обследования.
Направление обследования раскрывает целостную картину речевого, физического и психического развития ребенка.
Содержание обследования связано с содержанием логопедической работы и работы по образовательным областям, что позволяет видеть уровень актуального развития ребенка и прогнозировать расширение зоны ближайшего развития.
Организация обследования позволяет получить наиболее точные, полные и объективные сведения об имеющихся на момент проведения обследования особенностях и возможностях развития каждого воспитанника. Обследование строится на основе широкого использования диагностических возможностей игры и других видов детской деятельности, тесно связанных с игрой.
Оценка результатов обследования отражает динамику овладения программным содержанием, количественные и качественные характеристики происходящих изменений.
Фиксирование результатов обследования осуществляется в индивидуальной речевой карте ребенка и является удобным, относительно простым, не требует от педагога большого количества сил и времени; форма фиксирования результатов обеспечивает их конфиденциальность.
Для отслеживания динамики развития и уточнения направлений коррекционно-развивающей работы проводятся два среза:
-первый (в начале учебного года) позволяет разработать оптимальную для всей группы и для каждого ребенка программу логопедической работы;
-второй (в конце года) позволяет получить полное представление о динамике развития ребенка в течение года и на этой основе наметить общие перспективы дальнейшей логопедической работы.
Комплексное психолого-педагогическое обследование является основным средством мониторинга его достижений, необходимым условием успешной логопедической работы и важнейшим условием создания и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.
Для проведения педагогической диагностики индивидуального развития ребенка используется «Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет», «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи(с4до7лет) Нищевой Н.В. и «Речевая карта» Крупенчук О.И., а также стимульный материал для проведения обследования.
Задачами углубленной педагогической диагностики являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояние компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Углубленное педагогическое обследование позволяет выявить не толь-ко негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.
Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Речевая карта разработана для детей от 4 до 7 лет, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении нескольких лет.
В уточненном логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией: тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (1,2,3,4 уровня речевого развития) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Затем отражается специфика речевого нарушения в соответствии этиопатогенетической классификации (алалия, ринолалия, дизартрия и д.р.), указываются синдромы, выявленные неврологом.
Диагностическая работа учителя-логопеда проводится по индивидуальной «Речевой карте» (автор Н. В. Нищева) 2 раза в год- в сентябре и в мае, что позволяет оценить качество КРР учителя-логопеда.
- Содержательный раздел
Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.
В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционное направление работы является приоритетным. Основным предметом коррекционной деятельности логопеда является ОО «Речевое развитие». Работа в рамках данной образовательной области подразделяется на два этапа.
- Подготовительный этап
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Закрепление усвоенных и освоение новых (прямоугольник, куб, шар, пирамида) геометрических форм. Закрепление усвоенных величин предметов. Закрепление усвоенных и освоение новых цветов и цветовых оттенков. Обучение определению пространственного расположения предметов относительно друг другу и обозначение его словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.
- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Развитие кинестетической организации движений пальцев рук по подражанию и самостоятельно. Формирование кинестетического анализа и синтеза. Продолжение подготовки артикуляторного аппарата с помощью специальных методов. Формирование нормативных артикуляторных укладов. Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.
- Формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Обучение решению задач в уме, опираясь на образные представления о предметах. Формирование основы словесно-логического мышления. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщения.
- Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности, формирование логического мышления, обучение планированию деятельности и контролю ее при участии речи. Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок без использования наглядной опоры.
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по речевой инструкции.
- Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).
- Обучение распознаванию звуков речи, умению правильно слушать и слышать речевой материал.
2.1.2.Основной этап
- Развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Расширение пассивного словаря.
- Расширение объема и уточнение словаря импрессивной речи. Обучение различению возвратных и невозвратных глаголов, предлогов, обозначающих пространственное отношение. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов, суффиксов со значением очень большой, различных приставок.
- Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
- Совершенствование словаря экспресивной речи, семантизация лексики. Обучение умению подбирать слова с противоположным значением, использовать слова, обозначающие материал; обучение осмыслению образных выражений; формирование умения употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, слова с эмотивным значением и многозначные слова.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
- Совершенствование навыков употребления существительных в косвенных падежах, глаголов в форме изъявительного наклонения, совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов. Совершенствование навыка употребления предлогов со значением местоположения и направления действия. Обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов, уменьшительно-ласкательных суффиксов и со значением "очень большой". Совершенствование навыков употребления притяжательных, относительных и качественных прилагательных, а также прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Обучение подбору однокоренных и образованию сложных слов . Совершенствование навыков употребления глаголов с приставками.
- Формирование синтаксической структуры предложений.
- Обучение потреблению сложноподчиненных предложений с некоторыми подчинительными союзами.
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация. Формирование способности осуществлять простые формы фонематического анализа и синтеза. Знакомство с понятиями «слог», «слово». Формирование осознания принципа слогового строения слова, умения слышать гласные звуки, называть количество слогов и составлять слова из заданных слогов. Совершенствовать навыки воспроизведения слов различной слоговой структуры.
- Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
- Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности и координации артикуляторных движений.
- Знакомство с понятием «предложение». Знакомство с печатными буквами.
- Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического и речевого дыхания. Развитие основных акустических характеристик голоса в специальных голосовых упражнениях.
- Обучение грамоте.
- Подготовка к школе.
2.2. Проектирование образовательного процесса
Учебный план
В компенсирующей группе с октября по май (включительно) проводится в неделю не менее двух индивидуальных занятий с каждым воспитанником продолжительностью 20-25 минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку и один раз в неделю фронтальное занятие по развитию речи. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий.
ТАБЛИЦА1
Модель организации коррекционно- развивающей работы в группе
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность де | Взаимодействиес семьями вос- | |
Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные с участием разных специалистов занятия. | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. | тей. | питанников, со-циальными партнерами. |
ТАБЛИЦА 2
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Возраст | Продолжительность коррекционно-развивающего занятия | Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой поло-вине дня, во второй поло-вине дня |
С 4 до 5 | 20 минут фронтальное, подгрупповое, занятие; 15-20 минут индивидуальное занятие 20-25 минут интегрированное занятие. | В первой половине дня – 1,5 часа (включая индивидуальное занятие с логопедом) Во второй половине дня -30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда). |
С 5 до 6 | 25 минут фронтальное, подгрупповое, занятие; 20 минут индивидуальное занятие 25-30 минут интегрированное занятие. | В первой половине дня – 1,5 часа (включая индивидуальное занятие с логопедом) Во второй половине дня -30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда). |
С 6 до 7 | 30 минут фронтальное, подгрупповое, занятие; 20 минут индивидуальное занятие 30 минут интегрированное занятие. | В первой половине дня – 1,5 часа (включая индивидуальное занятие с логопедом) Во второй половине дня -30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда). |
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка и/или релаксационная пауза в зависимости от общего состояния детей. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия обязательно проводится релаксационная пауза.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.
Тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда.
Планирование представлено в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7лет».
- Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности
- Период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь
- Обследование состояния речи детей.
- Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
- Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
- Развитие речи:
- Лексика. Лексические темы:
Сентябрь. 4 неделя | «Осень. Приметы осени» |
Октябрь, 1 неделя | «Деревья осенью» |
Октябрь, 2 неделя | «Лес. Грибы. Ягоды» |
Октябрь, 3 неделя | «Огород. Овощи» |
Октябрь, 4 неделя | «Сад. Фрукты» |
Ноябрь, 1 неделя | «Перелетные птицы» |
Ноябрь, 2 неделя | «Одежда» |
Ноябрь, 3 неделя | «Обувь» |
Ноябрь, 4 неделя | «Посуда» |
Ноябрь, 5 неделя | «Мебель» |
- Период (декабрь, январь, февраль)
- Развитие речи.
- Лексика. Лексические темы:
Декабрь,1неделя | «Зима. Признаки зимы» |
Декабрь,2неделя | «Зимующие птицы» |
Декабрь,3неделя | «Новогодний праздник» |
Декабрь,4неделя | «Зимние забавы» |
Декабрь5неделя | «У детей зимние каникулы» |
Январь,1неделя | «Дикие животные зимой» |
Январь,2неделя | «Домашние животные» |
Январь,3неделя | «Животные севера» |
Январь,4неделя | «Животные жарких стран» |
- Грамматический строй речи:
- Отработка падежных окончаний имен существительных.
- Преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суф-фиксами по лексическим темам.
- Согласование числительных "2" и "5" с существительными.
- Развитие связной речи:
- Составление простых распространенных предложений.
- Обучение умению детей задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
- Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам.
- Работа над диалогической речью.
- Обучение пересказу небольших рассказов и сказок.
- Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений:
- Знакомство со звуками А, У, О,Э,И,Ы,М,МЬ,П,ПЬ,Т,ТЬ,К, Х.
- Закрепление представлений о пройденных звуках, формирование представлений о шипящих звуках.
- Различение изученных гласных и согласных.
- Выделение ударного гласного в начале, середине и конце слова.
- Выделение согласного из слова в начале, середине и конце слова.
- Закрепление понятий «гласный», «согласный», «звук», буква», «твердый согласный», «мягкий согласный».
- Анализ обратных и прямых слогов, слов с ними.
- Знакомство с новыми буквами, закрепление представлений о пройденных буквах.
- Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов, слов с ними.
- Подбор слов на заданный звук.
- Анализ слов различной звукослоговой структуры.
- Развитие общих речевых навыков:
- Выработка четких, координированных движений органов речевого аппарата.
- Обучение короткому и бесшумному выдоху.
- Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
- Работа над мягкой атакой голоса.
- Работа над слоговой структурой слова:
- Работа над односложными словами со стечением согласных звуков в начале и конце слова.
- Над 2-хсложными словами без стечения согласных звуков.
- Над 3-хсложными словами без стечения согласных звуков.
- Звукопроизношение:
- Уточнение произношения гласных и простых согласных звуков.
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих или неправильно произносимых звуков.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук:
-Обводка, штриховка, закрашивание.
- Составление фигур и узоров по образцу.
- Работа со шнуровкой и мозаикой.
- Письмо в тетради элементов букв, палочек, точек.
- Печатание в тетради букв, слогов и слов.
Февраль, 1 неделя | «Транспорт. Профессии на транспорте» |
Февраль, 2 неделя | «Профессии» |
Февраль, 3 неделя | «День защитника Отечества» |
- Грамматический строй речи:
- Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного числа.
- Закрепление употребления окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Практическое употребление простых предлогов.
- Образование притяжательных и относительных прилагательных по лексическим темам.
- Образование существительных единственного и множественного числа по лексическим темам.
- Согласование числительных "2" и "5" с существительными по лексическим темам.
- Развитие связной речи:
- Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы.
- Обучение с оставлению рассказов по картине и пересказу небольших текстов.
- Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений:
- Обучение различению на слух твердых и мягких согласных и их си-волов.
- Обучение делению слова на слоги, понятие «слово», «слог».
- Знакомство с понятием «предложение», схема предложения без предлогов и с предлогами.
- Знакомство со звуками Г,Б,Д,Н, В, Ф,С, СЬ,З, ЗЬ, Ц,Ш, Ж.
- Дифференциация изученных звонких и глухих согласных.
- Продолжение знакомства с буквами, обучение составлению слов.
- Обучение по слоговому чтению слов.
- Обучение полному звуковому анализу слов типа: мука, кошка.
- 3.Развитие общих речевых навыков:
- Продолжение работы над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.
- Знакомство с различными видами интонаций.
4.Работа над слоговой структурой слов:
- Со стечением согласных звуков в начале, середине и конце слова.
- Над слоговой структурой 3-х сложных слов со стечением согласных в начале слова.
5.Звукопроизношение:
- Продолжение работы по постановке неправильно произносимых или отсутствующих звуков в речи детей.
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
- 6.Мелкаямоторика пальцев рук:
- Пальчиковые упражнения и стихи.
- Развитие конструктивного праксиса.
- Пальчиковая азбука.
- Продолжение штриховки и обводки картинок.
- Усложнение работы с карандашом.
- Составление букв из различных элементов и материалов.
- Печатание в тетради букв, слогов и слов.
- Прописи для профилактики дисграфии.
- Период (март, апрель, май).
Развитие речи:
- Лексика. Лексические темы:
Март,1 неделя | «Мамин праздник» |
Март, 2 неделя | «Весна. Признаки весны» |
Март, 3 неделя | «Наша Родина Россия. Москва– столица России» |
Март, 4 неделя | «Птицы прилетели» |
Март, 5 неделя | «Книжки» |
Апрель,1 неделя | «Электрические приборы» |
Апрель, 2 неделя | «Космос» |
Апрель,3 неделя | «Весенние сельскохозяйственные работы. Откуда Хлеб пришел?» |
Апрель, 4 неделя | «Насекомые» |
Май, 1 неделя Май, 2 неделя | «Рыбы. Земноводные» «День Победы» |
- Грамматический строй речи:
- Закрепление употребления падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
- Согласование числительных с существительными.
- Закрепление употребления простых предлогов, а также сложных предлогов.
- Образование сравнительной степени прилагательных.
- Образование наречий от прилагательных.
- Закрепление образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
- Развитие связной речи:
- Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок.
- Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзом.
- Составление рассказов из опыта.
- Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений:
- Знакомство со звуками Щ,Ч,Л,Р,Й
- Дифференциация изученных звуков.
- Анализ слов из 4-6 звуков, составление схемы слова, подбор слов к моделям.
- Закрепление навыков слогового анализа и анализа предложений.
- Знакомство с йотированными гласными (буквами), чтение слогов и слов с ними.
- Обучение навыкам послогового слитного чтения слов, предложений.
- 3.Развитие общих речевых навыков:
- Продолжение работы над речевым дыханием.
- Продолжение работы над темпом, ритмом и выразительностью речи.
- 4.Развитие мелкой моторики:
- Выполнение упражнений для пальчиков.
- Усложнение работы с карандашом.
- Усложнение работы над конструктивным праксисом.
- Составление букв из разных элементов и материалов.
- Печатание букв, слогов, слов и предложений.
- Прописи для профилактики дисграфии.
- Пальчиковая азбука.
- Работа над слоговой структурой слова:
- Закрепление слоговой структуры 2-хсложных слов со стечением
согласных.
- Закрепление слоговой структуры 3-4-хсложных слов со стечением согласных.
- Звукопроизношение:
-Постановка и закрепление отсутствующих или неправильно произносимых звуков.
Планирование представлено в книгах Н.В. Нищевой «Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с 3 до 4 и с 4 до 5лет» и «Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с 5 до 6 и с 6 до 7 лет». В рабочей программе приводится планирование на одну неделю.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в соответствии с ФАОП ДО уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты.
В компенсирующей группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме , в виде консультаций, буклетов, информации на стендах специалистов, папках-передвижках, а также в процессе совместного пребывания на детско-родительских занятиях в рамках реализации проекта Клуба «Контакт».
План проведения занятий клуба «Контакт» по теме: «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско-родительского клуба «Контакт» на 2023-2024 учебный год.
Месяц | Тема | Ответственные |
Октябрь 15.10.2025 | «Уверенный старт!» ( Вводное собрание для родителей с целью ознакомления с планом коррекционной работы с детьми на 2025-2026 у.г.) | Кулик Л.В. Костеева О.Н. Эйюбова У.М. Арслангереева М.Д. |
Декабрь 17.12.2025 | «Новогодний огонек» (детско-родительское занятие «творческая мастерская») | Кулик Л.В. Костеева О.Н. Эйюбова У.М. Арслангереева М.Д. |
Март 04.03.2026 | «Мамин день» (детско-родительское занятие, конкурсная программа ) | Кулик Л.В. Костеева О.Н. Эйюбова У.М. Арслангереева М.Д. |
Май 20.05.2026 | «Мы сумели, мы смогли! » (итоговое детско-родительское занятие) | Кулик Л.В. Костеева О.Н. Эйюбова У.М. Арслангереева М.Д. |
Особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».
Специально для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности, в методический комплект к Комплексной программе включены материалы для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
План консультативной работы с родителями
Месяцы | Мероприятия |
Сентябрь | Индивидуальные беседы-консультации: «Знакомство с результатами обследования речи детей». |
Октябрь | Консультация: «Почему ребенок молчит?». ;
«Оформление стенда «Уголок логопеда» |
Ноябрь | Консультация: «Говорящие пальчики» ;
Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» |
Декабрь | Консультация: «Совершенствуем внимание и память ребенка» . Методические рекомендации «Оснащение центра речевого развития в ДОУ» Индивидуальные беседы: «Спроси у логопеда». Оформление стенда «Уголок логопеда» |
Январь | Консультация: «Игры для развития речевых навыков детей 5-7 лет» Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата». «Сенсорная интеграция ребенка-нововведение или актуальная необходимость»; |
Февраль | Презентация для педагогов «Обзор здоровьезберегающих технологий для развития речи» |
Оформление стенда «Уголок логопеда» |
Март | Организация творческого конкурса для детей с ОВЗ «Талант без границ!» (совместно с педагогом-психологом, учителем - дефектологом ) |
Апрель | Оформление стенда «Уголок логопеда» |
Май | Индивидуальные консультации для родителей по итогам речевого мониторинга на конец года. |
- Мероприятия по реализации программы воспитания ДОУ
Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста (до 8 лет) представлены в п. 49.1.6.ФАОП ДО.
Направления воспи- тания | Ценности | Показатели |
Патриотическое | Родина, природа | Любящий свою малую родину и име-ющий представление о своей стране испытывающий чувство привязанно- сти к родному дому, семье, близким людям. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважа-ющий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственно-му поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принима-ющий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброже-лательный, умеющий слушать и слы-шать собеседника, способный взаи-модействовать с педагогическим ра-ботником и другими детьми на основе Общих интересов и дел. |
Познавательное | Знания | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в само-выражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоя-тельность, инициативу в познаватель-ной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий пер-вичной картиной мира на основе тра- диционных ценностей российского общества. |
Физическое и оздо-ровительное | Здоровье | Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила без-опасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), при-роде. |
Трудовое | Труд | Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их дея-тельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в само- стоятельной деятельности. |
Этико-эстетическое | Культураикрасота | Способный воспринимать и чувство-вать прекрасное в быту, природе, по-ступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продук-тивных видах деятельности, облада- ющий зачатками художественно- |
эстетического вкуса. |
- Организационный раздел
- Основные направления коррекционной и образовательной деятельности.
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в данной рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и учитывая основную ее направленность, а также, имея в виду принцип интеграции образовательных областей, задачи речевого развития включаются не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.
Содержание работы по пяти образовательным областям соответствует ФАОП ДО.
- Речевое развитие
- Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение ак-тивного словаря.
- Развитие связной грамматически правильной диалогической и моноло-гической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
- Развитие понимания на слух различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Профилактика речевых нарушений и их системных последствий.
- Система коррекционной и образовательной деятельности
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится до первого июня и условно делится на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь; II период – декабрь, январь, февраль; III период–март, прель, май,
Весь сентябрь отводится для стартовой педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, составления и обсуждения со всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки адаптированной образовательной программы.
В конце сентября специалисты и педагоги, работающие в группе, обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы, написанные на основе АОП ДО.
С первого октября начинается организованная образовательная деятель-ность с детьми.
На индивидуальную работу с каждым ребенком в зависимости от его возраста отводится: младший возраст- 10минут, в средний – 15, старший группе – 20 минут, в подготовительный- 30.
Индивидуальную работу с детьми учитель-логопед проводит в своем кабинете.
Если индивидуальная работа логопеда с детьми занимает время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10–15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжи-тельности организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности по сравнению с общеразвивающими группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке группы компенсирующей направленности больше видов работы с детьми , в л группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.
- Распорядок дня, организация режимных моментов
Организация режимных моментов, распорядок дня
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы САНПИН.
Распорядок дня в группе компенсирующей направленности включает в себя:
- Прием пищи (завтрак, обед, полдник);
- ежедневную прогулку, продолжительность которой не менее 4-4, 5 часов;
- дневной сон продолжительность 2-2,5 часа;
- самостоятельную деятельность детей;
- коррекционно-развивающую работу (индивидуальные занятия с учителем-логопедом);
- непосредственную образовательную деятельность;
- общественно-полезный труд;
- разные виды двигательной активности, физические упражнения и закаливающие мероприятия.
В рабочей программе приводятся режимы дня в данной возрастной группе на теплый и холодный периоды года, график работы и расписание работы учителя-логопеда.
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы | 1 |
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность | 1 |
Познавательное развитие. Развитие математических представлений | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Рисование | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие | 2 |
Физическое развитие. Физическая культура | 3 |
Индивидуальные занятия с учителем- логопедом | 2 |
Индивидуальное занятие с учителем-дефектологом | 2 |
Индивидуальное занятие с педагогом-психологом | 2 |
Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно-игровой деятельности, в семье.
Организация режима пребывания детей в группе образовательного учреждения.
Режим дня группы компенсирующей направленности
(холодный период года)
№ | Режимные моменты | Время |
1 | Утренний прием, игры малой подвижности, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность | 07.00-08.00 |
2 | Утренняя гимнастика | 08.00-08.30 |
3 | Подготовка к завтраку (гигиенические процедуры) | 08.30-08.35 |
4 | Завтрак | 08.35-08.55 |
5 | Самостоятельная деятельность | 07.45-08.00 09.20-09.30 |
6 | Организованная образовательная деятельность | 09.00-09.20 09.30-09.50 |
7 | Самостоятельная деятельность | 09.50-10.00 |
8 | Второй завтрак | 10.00-10.10 |
9 | Подготовка и выход на прогулку | 10.10-10.20 |
10 | Прогулка | 10.20-12.00 |
11 | Возвращение с прогулки | 12.00-12.10 |
12 | Подготовка к обеду (гигиенические процедуры), Обед | 12.10-12.30 |
13 | Гигиенические процедуры, подготовка ко сну | 12.30-12.35 |
14 | Дневной сон | 12.40-15.00 |
15 | Взбадривающая гимнастика, закаливающие процедуры | 15.10-15.20 |
16 | Полдник | 15.10-15.20 |
17 | Совместная деятельность (театрализованная деятельность, игровая деятельность, художественное творчество ) | 15.20-16.00 |
18 | Чтение художественной литературы | 16.00-16.10 |
19 | Самостоятельная деятельность | 16.10-16.45 |
20 | Подготовка к ужину (гигиенические процедуры) | 16.45-16.50 |
21 | Ужин | 16.50-17.05 |
22 | Самостоятельная игровая деятельность | 17.05-17.30 |
23 | 2 прогулка, уход детей домой | 17.30-19.00 |
Планирование образовательной деятельности группа компенсирующей направленности
Понедельник |
2. Художественное творчество (лепка / аппликация) | 09.00-09.20 09.35-09.55 |
Вторник |
2. Физкультура | 09.00-09.20 09.55-10.15 |
Среда |
| 09.00-09.20 09.35-10.00 |
Четверг |
| 09.00-09.20 09.30-09.50 10.35-10.55 |
Пятница |
| 09.00-09.20 09.45-10.05 |
Расписание и особенности работы учителя-логопеда
На текущий учебный год нагрузка учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности составляет 20 часов.
Расписание учителя-логопеда
День недели | Время работы |
понедельник | 8.00-12.00 |
вторник | 8.00-12.00 |
среда | 8.00-12.00 |
четверг | 8.00-12.00 |
пятница | 8.00-12.00 |
Циклограмма коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности
День недели | Фамилия, имя ребенка | Время |
Понедельник | Орлова катя Исаков Тимур Якупова Карина Сеитхалилова Алина | 08.10-08.30 09.20-09.40 09.45-10.05 10.10-10.25 |
Вторник | Шабалин Дима Никоноров Максим Котина Кристина | 08.10-08.30 09.20-09.40 09.45-10.05 10.10-10.25 |
Среда | Орлова катя Исаков Тимур Якупова Карина | 08.10-08.30 09.20-09.40 09.45-10.05 10.10-10.25 |
Четверг | Шабалин Дима Никоноров Максим Котина Кристина | 08.10-08.30 09.20-09.40 09.45-10.05 10.10-10.25 |
Пятница | Сеитхалилова Алина | 08.10-08.30 08.50-09.10 09.15-09.35 |
- Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда
Организуя развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Доступности – дидактический и игровой материал расположен на детском столе, магнитных досках, нижних открытых полках, а методическая литература и документация логопеда – на верхних или закрытых полках.
- Системности – весь материал систематизирован по разделам, каждому разделу отведена отдельная полка. Имеются картотеки игр.
- Здоровьесбережения – имеется соответствующее нормам освещение, стол и стулья подбираются для детей в соответствии с их ростом, стены кабинета светлого, теплого, спокойного цвета.
- Вариативности – наглядно-методический материал и пособия много-вариативны.
В зависимости от целевого и содержательного компонента программы учитель-логопед использует различное оборудование и материалы для образовательной деятельности с детьми.
Центр речевого и креативного развития:
- Настенное зеркало.
- Логопедические альбомы для обследования речи.
- Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков.
- Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
- Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
- Настольно-печатные дидактические игры для развития связной речи.
- Лото, домино и другие настольно-печатные дидактические игры по изучаемым темам.
- Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
- Ватные палочки для постановки звуков.
- Демонстрационные дидактические пособия.
- Раздаточный материал для работы над развитием навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
- Рассыпная и магнитная азбука.
- Дидактический литературный материал.
- Атрибуты для игр-драматизаций.
Центр сенсорного развития:
- Музыкальные инструменты и звучащие игрушки.
- Маленькая ширма.
- Записи голосов природы.
- Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов.
- Картинки и настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушения письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?»).
- Картинки и настольно-печатные дидактические игры для развития цветоразличения и цветовосприятия.
- «Волшебный мешочек» для развития тактильных ощущений.
Центр моторного и конструктивного развития:
- Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
- Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
- Детские эспандеры, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики, прищепки.
- Мячи разного диаметра.
- Трафареты для обводки по лексическим темам.
- Разрезные картинки.
- Игрушки–шнуровки, игрушки–застежки.
- Бусы, мозаика, конструкторы (магнитный, геометрический).
- Сборные игрушки и вырубные картинки, схемы к ним.
- Картотека пальчиковых игр и упражнений.
Список методической литературы и дидактических пособий
Главные книги методического комплекта к «Комплексной программе»
- Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи —СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в соответствии с ФАОП ДО. –СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- НищеваН.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до4 и с 4 до5 лет). – СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до6 и с 6 до7лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- НищеваН.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей сОНР. — СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В. Мой букварь.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В.Развитиефонематическихпроцессовинавыковзвуковогоанализаисинтезаустаршихдошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- Нищева Н.В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В.Тетрадь для средней логопедической групп ыдетского сада.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- Нищева Н.В.Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- Нищева Н.В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20123.
- Нищева Н.В .Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольноговозраста№1.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- Нищева Н.В.Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста№2.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В.Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста№3.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В .Новые разноцветные сказки.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- НищеваН.В .Развивающие сказки—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- НищеваН.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски1,2, 3, 4. —СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- НищеваН.В.Тексты и картинки для автоматизации звуков.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- НищеваН.В.Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р],[Р’]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Л’], дифференциации сонорных звуков и звука[J]—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- НищеваН.В.Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ш], [Ж]—СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков[С], [З],дифференциации свистящих и шипящих звуков —СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- НищеваН.В.Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ц],[Ч], [Ц]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Тетрадь-тренажер для уточнения произношения звуков раннего онтогенеза—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп —СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- НищеваН.В.Картинки и тексты для автоматизации звуков.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В.Веселая мимическая гимнастика.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В .Веселая дыхательная гимнастика.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- НищеваН.В Веселые дразнилки для малышей.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- Нищева Н.В. Веселые диалоги.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В. Веселые чистоговорки.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- Нищев В. М. НищеваН.В. Веселые подвижные игры.— СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева В.М.НищеваН.В. Веселая пальчиковая гимнастика.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева В.М. Веселые считалки.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- Нищева Н.В. Колыбельные для малышей и малышек.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию.Выпуск1.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- НищеваН.В.Сериикартинок для обучения дошкольников рассказыванию.Выпуск2.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022
- НищеваН.В.Четыре времени года. Цикл занятий по развитию речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи. —СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Картотека предметных картинок. Образный строй речи дошкольника. Имена прилагательные.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н.В. Картотека сюжетных картинок. Глагольный словарь дошкольника.— СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- НищеваН.В.Картотека сюжетных картинок. Предлоги.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- НищеваН.В.Картотека сюжетных картинок. Предлоги2.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Нищева Н.В. Картотека сюжетных картинок. Предлоги3.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Нищева Н.В .Обучение детей пересказу по опорным картинкам.Выпуск1.–СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 2. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 3. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 4. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). —СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников сОНР(с 3 до 4 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5до6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников сОНР(с 4 до 5 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников сОНР(с 5 до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7лет). —СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников сОНР(с 6 до 7 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски1,2.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- НищеваН.В.Мы едем, едем, едем...Виды транспорта.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- НищеваН.В.Мир природы. Животные. Выпуски1,2.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- Нищева Н.В. Живая природа. В мире животных. Выпуски1,2.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023
- НищеваН.В.Живая природа.В мире растений. Выпуски1,2—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- НищеваН.В.Картотека предметных картинок. Фрукты, овощи.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В.Картотека предметных картинок. Деревья, кустарники, грибы.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В.Картотека предметных картинок.Транспорт.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.В.Картотека предметных картинок. Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- НищеваН.В. Картотека предметных картинок. Животные жарких и северных стран. Животный мир океана. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- НищеваН.В.Картотека предметных картинок. Садовые и лесные ягоды. Комнатные растения.
- СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- НищеваН.В. Картотека предметных картинок. Первоцветы, полевые и луговые цветы.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Картотека предметных картинок. Домашние, перелетные, зимующие птицы.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- НищеваН.В.Картотека предметных картинок. Аквариумные и пресноводные рыбы. Насекомые и пауки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Орудия труда, инструменты.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Игрушки, школьные принадлежности.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Посуда, мебель. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Бытовая техника. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах Выпуск 1 / Cост. Н. В. Нищева. — СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- Нищева Н.В. Играйка1.В осаду ли, вогороде.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В .Играйка2.Различайка.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- Нищева Н.В .Играйка3.Различайка.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В. Играйка4.Считайка.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
8.Нищева Н.В. Играйка5.Считайка.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- Нищева Н .В Играйка6.Грамотейка.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.ВИграйка7.Соображайка.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- НищеваН.ВИграйка8.Соображайка.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- Нищева Н.В. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски1,2.—СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В. Кембыть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски1,2.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски1,2.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2023.
- Нищева Н.В. Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Выпуски 1,2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Нищева Н.В. Наш детский сад2.Выпуски1,2.Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В.А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. Серии картинок и тексты бесед.
- СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Защитники Отечества .Покорители космоса.—СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Нищева Н. В. Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- Нищева Н .В. Картотека сюжетных картинок. Две столицы.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8лет. Парциальная программа.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Тимофеева Л .Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в младшей группе— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в средней группе— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. —СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 202.
- Гендерноевоспитаниедошкольниканасовременномэтапе./Сост.Н.В.Нищева–СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Литвинова О.Э. Рисование, лепка, аппликация с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР (с3 до 4 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Литвинова О.Э .Рисование, лепка, аппликация с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР(с4 до 5 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Литвинова О.Э .Рисование, лепка, аппликация с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР(с5 до 6 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- Литвинова О.Э. Рисование, лепка, аппликация с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР(с6 до 7 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Выпуск 2.—СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022.
- Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском саду.—СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- Конкевич С.В. Путешествие в удивительный мир музыки.–СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Судакова Е.А .Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников.–СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Судакова Е. А . Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников.–СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Судакова Е.А. Где живет музыка.–СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2021.
- Судакова Е.А .Сказка в музыке.–СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
- Судакова Е.А. Беседы к альбому Чайковского «Времена года».–СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Кириллова Ю.А .Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с3до7лет. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) в спортивном зале и на прогулке для детей ТНР с 3 до 4 и с 4до 5 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
- Кириллова Ю.А Комплексы упражнений (ОРУ) в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 и с 6до 7 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование познавательно-исследовательской деятельности в преодолении тяжелых нарушений речи (ОНР 2-3 уровня) у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие ребенка дошкольного возраста с ОНР как личности во многом зависит от эффективности речевого развития и тесной связи с другими видами детской деятельности. Конечно, ребёнок познает...

Карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ"
Технологические карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ" могут оказаться полезными для начинающих старших воспитателей, ра...

Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"
Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 3-7 лет
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного...

