План самообразования учителя - логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Гурьева Лада Александровна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_samoobrazovaniya_2.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное учреждение детский сад №22

Индивидуальный план самообразования

учителя – логопеда

Гурьевой Л.А

г. Балахна

Тема самообразования:

Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 – уровень.

Актуальность:

Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растёт. Открывается много логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие фонематических процессов. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи дошкольника. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Итак, фонематический слух (фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем)частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла, сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребенок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то что он услышал. Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка, благодаря этому неправильное произношение доводится до нормы. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей логопедической группы с ОНР (3уровень) огромное значение придается формированию фонематического слуха.

Цель: Систематизировать и обобщить опыт работы по теме.

Задачи:        

  1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  2. Повысить педагогическую грамотность воспитателей логопедической группы и родителей детей группы.
  3. Пополнить развивающую среду группы.

План работы 2023 -2024 учебный год

Проблема

 Развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 – уровень.

Тема

Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

 3 – уровень.

Учебный год

Содержание работы

Результат

 2023 - 2024

Организационно - ознакомительный

  • Изучение литературы по теме.
  • Консультация для воспитателей логопедической группы

«Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 – уровень»

Выступление – презентация

«ИКТ в работе с детьми с ОВЗ»

Список литературы по данной теме.

Консультация

Презентация на педагогическом совете МБДОУ №22

2 этап

2023 - 2024

основной

  • Изучение дидактического пособия Н.В.Нищевой «Играйка, различайка» игры для развития фонетико – фонематической стороны речи у старших дошкольников.

  • Разработка информационного материала для родителей.

  • Консультация «Особенности речевого развития детей»
  • Выступление «Интерактивные игры в развитии фонематических процессов» (подобрать игры на развитие фонематического слуха)

Изготовление и пополнение наглядного демонстрационного и раздаточного материала по данной теме.

Консультация для родителей «Учим детей слышать звуки»

Выступление на педагогическом совете МБДОУ №22

Выступление на РМО

3 этап

заключительный

 2024

  • Диагностика результатов работы, самоанализ деятельности

Мониторинг

Список литературы по теме:

 «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 – уровень»

  1. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Москва «Просвящение»2010.
  2. Сековец Л.С. Коррекция речи у дошкольников. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1999
  3. В первый класс без дефектов речи. Т.А.Ткачено, СПб, 1989
  4. Гадасина Л.Я.,Ивановская О.Г. Звуки на все руки.  Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 1999
  5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1983
  6. КоноваленкоВ.В., С.В.Коноваленко.Экспресс обследование звукопроизношения детей. -М.,1991
  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. –М., ВЛАДОС,1998
  8. Нищева Н.В. Играйка, различайка. Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи у старших дошкольников. Санкт – Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС.2013
  9. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений

 -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2007

10. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие –М.: Мозаика – Синтез, - 112с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя-логопеда

План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К.  на 2013-2014 учебный год.Тема:  «Использование информационно- коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год

Тема:  « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда

Индивидуальный план самообразования           на 2014 – 2015 учебный год...

Индивидуальный план самообразования учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны

Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя-логопеда МБДОУ ЦРР-д\с №4 «Дружба» Ращупкиной Татьяны Сергеевны (межаттестационный период 2012-2017 год)

Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.Задачи: изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих...

План самообразования учителя - логопеда

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей с ТНР путём моделирования».Выбор темы: Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения....

План самообразования учителя-логопеда

Цель:  осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.Задачи:  изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преод...