Речевые нарушения и причины их возникновения.
консультация по логопедии
Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация.
Речевые нарушения и причины их возникновения.
Одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Мы живем в 21 веке, который по праву называется веком технологий, как нам, казалось бы, у нас есть все для гармоничного развития наших детей, но все чаще, мы встречаемся с проблемой нарушения речи у детей дошкольного возраста.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в каждой образовательной программе используемой дошкольным учреждением. К концу подготовительной группы ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, правильно построить речевое высказывание при общении, выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки к грамотности. Но все меньшее количество выпускников овладевают всеми навыками общения в полной мере.
Речевое развитие остается, и будет оставаться наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основной целью речевого развития – является формирование устной речи и навыков речевого общения.
Образовательная область речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности
Понятие речевого нарушения
Благодаря речевому общению человек может выразить и отразить внутреннее отражение мира, и именно речь постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.
Нарушения речи - обобщенный термин, используемый для обозначения отклонений от нормативной речи, принятой в традиционной языковой среде, это барьер полностью или частично препятствует речевому общению и ограничивает возможности ребенка к адаптации.
Если у детей есть нарушения речи, то их относят в категорию с психофизическими отклонениями различной выраженности, который в большей или меньшей степени вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи.
Существует ряд причин, вызывающих нарушения речи, среди них различают биологические и социальные факторы риска. Из-за патогенных факторов биологического вида возникающих в период внутриутробного развития и родов, а также в период младенческого возраста. Если нарушения речи все же возникли, сами по себе с истечением времени они не проходят, если вовремя не обратиться к специалисту, то они могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка.
Следующая категория риска связанная главным образом с психической депривацией детей, относится к социально-психологическим факторам. Негативное воздействие на развитие речи могут оказывать такие факторы как:
- необходимость усвоения ребенком 3-4 лет одновременно двух языков;
- ранняя активизация речевого развития ребенка;
- неадекватного поведения родителей или опекунов в воспитании ребенка;
- недостаточное внимание в воспитании и обучения ребенка;
- неправильное произношение звуков в близком окружении ребенка.
В результате воздействия одной или нескольких причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
Причины, вызывающие речевые нарушения
В логопедии, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи:
- внутренние (эндогенные)
- внешние (экзогенные).
Какие факторы влияют на нарушения речи детей? Прежде всего, это отрицательное воздействие на организм внешнего фактора, внутреннего или их взаимодействие, которые непосредственно определяют специфику речевого расстройства, и без которых эти расстройства не могут возникнуть.
Рассмотрим внутренние причины речевых нарушений.
- Хронические заболевания матери, а также заболевания во время беременности, к ним относятся: сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет, аллергия, другие заболевания, требующие лечения. Инфекционные заболевания: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция.
- Травмы, полученные во время беременности.
- Перенесенные переливания крови.
- Токсикоз, не зависимо от срока беременности.
- Разный резус фактор у матери и плода.
- Разнообразные акушерские патологии, такие как: узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты.
- Не правильный образ жизни (курение, употребление алкоголя). На данный момент научно доказано влияние курения и алкоголя.
- Возраст матери, до достижения 18 лет или после 40 лет.
- Особые психические нагрузки матери в период беременности.
- Наследственная предрасположенность, генетические аномалии, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
- В младенческом и раннем дошкольном возрасте, заболевания, перенесенные ребенком, так же могут повлиять на развитие речи.
Внешние причины речевых нарушений.
- Речевое развитие может развиваться положительно только при соблюдении некоторых правил: общение должно быть значимым; проходить на эмоциональном положительном фоне; разговор должен побуждать ребенка дать ответ; родители должны сказать категорическое нет радио, телевизору, магнитофону и т.д; самое главное прямое общение ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Не стоит забывать о том, что речь ребенка, развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь место, как подражание.
- Испуг, различные психоэмоциональные переживания ребенка, также могут привести к нарушениям речи, а также задержку в речевом развитии.
- Не редко в семье разговаривают на двух языках, в этом случаи ребенок, который только начинает овладевать речью, слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя.
- Сюсюкание с детьми, один из видов неблагоприятного социального воздействия.
- Кризисные моменты сенситивного развития речи приходятся на такие возраста: в год у ребенка интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга, в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью, чтением. В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития.
- Если рассматривать гендерное различие, то речевые нарушения чаще встречаются у мальчиков, само появление речи у них наблюдается в более поздние сроки, чем у девочек. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.
Основные виды речевых нарушений.
У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Встречаются дети, которые в раннем возрасте начинают разговаривать без умолку. Другие же детки чаще молчат, и отдают предпочтению жестовому способу общения. Каждый ребенок индивидуален, и это его темп развития. В современной психологии можно выделить два типа нормативно развивающихся детей.
Дети – говоруны, их с легкость можно определить, такие дети гиперактивны. Они очень любят поговорить, без умолку разговаривают, задают вопросы, они эрудированны, часто с завышенной самооценкой, с хорошей памятью, но восприятие и мышление недостаточно развиты. Легко осваиваются в новой обстановке, без стеснения знакомятся с новыми взрослыми и детьми часто.
Говорить такие дети начинают раньше своих сверстников. Самое главное для них – это слышать правильную, грамотно построенную речь, всё остальное они «сделают» сами.
Дети – молчуны больше склонны созерцать. Самое главное для них спокойная надёжная обстановка. Период адаптации у таких детей затягивается, так как деткам нужно больше времени привыкнуть к другой обстановке. По развитию ни в чем не уступают ровесникам, с легкостью собирают головоломки, но делают все молча. Начинают разговаривать поздно, но практически сразу чисто. Для того, чтобы такой ребенок заговорил как можно быстрее, необходимо внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним тесный контакт.
Если к 2-3 годам ребенок не заговорил, необходимо обращайтесь к квалифицированному специалисту, который поставит точный диагноз.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.
Профилактика речевых нарушений.
Что же такое профилактика - это совокупность мероприятий, которые направлены на обеспечение такого уровня здоровья людей, при котором иммунитет справляется с внешними негативными факторами влияющими на здоровье.
Профилактика речевых нарушений, в первую очередь, связана с предупреждением нервно-психических и соматических отклонений в состоянии здоровья. Прежде всего, профилактика должна быть комплексной и включать лечебные, педагогические и социальные мероприятия. В организации профилактики речевых нарушений можно выделить несколько направлений:
- ранняя диагностика отклонений речевого развития;
- устранение и коррекция начальных проявлений отклонений речевого развития;
Первичная профилактика связана с заботой о здоровье матери в период беременности и родов, о развитии ребёнка в первый год жизни и осуществляется в основном системой здравоохранения.
Вторичная профилактика речевых нарушений заключается в преодолении не только самих речевых расстройств, но и вторичных нарушений в психическом развитие, личностных и поведенческих отклонений, а также оказание психологической помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не позволила предупредить нарушения речи. Задача её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой патологии и в появлении новых расстройств.
Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии
Таким образом, ранняя профилактика риска возникновения речевой патологии у детей дошкольного возраста, своевременное проведение профилактических мероприятий будут способствовать снижению речевых нарушений и обеспечивать их более эффективную коррекцию.
Наши дети, очень часто, а в некоторых семьях постоянно, слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у нормативно развивающихся детей дефектов речи. При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него развиваются неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в период дошкольного возраста в дальнейшем развитии речи, могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений. Из всех нарушений речи в логопедии можно выделить следующие:
- недоразвитие фонематического слуха;
- недоразвитие навыков звукового анализа;
- слогового анализа;
- буквенного анализа слов;
- скудного словаря ребенка;
- нарушение в грамматическом построении родной речи.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Для развития правильного произношения звуков важное значение имеет развитая моторика речевого аппарата это подвижность языка, губ. Для выработки правильных, полноценных движений существует артикуляционная гимнастика или как ее называют по-другому, логопедическая. Гимнастика для губ и щек, гимнастика для челюстей, комплекс упражнений для постановки воздушной струи, комплекс упражнений для активизации мышц языка, упражнения на развитие фонематического восприятия.
Не оставляйте без внимания развитие фонематического восприятия – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Повторяйте с детьми слова парами, и помните, что дети делятся на кинестетиков, визуалов и аудиалов, подбирайте картинки, так детям будет легче воспринимать информацию.
Речевое развитие не будет считаться полноценным, пока ребенок не освоил разного типа предложения. Чтобы ребенок научился строить высказывания, необходимо целенаправленно учить его словам действиям, которые являются каркасом высказывания. Вовремя нужно следить за правильным порядком слов в предложении, за падежными окончаниями и предлогами, если у ребенка наблюдаются нарушения, необходимо вовремя их исправлять.
Список используемых источников
#1040;рутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. - 417 с.
#1043;ребенюк О. С, Рожков М. И Общие основы педагогики
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1998. - 15 с.
#1050;раузе Е.Н «Логопедия», Санкт-Петербург, КОРОНА, 2006 г. – 196-208с.
5. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 114 с.
#1054;бразовательные технологии
7. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1967 -15с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт
#1060;иличаева Т.Б Чевелева Н.Н Чиркина Г. В «Основы логопедии», Москва, «Просвещение», 1989 г. – 185с.
10. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959. – 204с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые нарушения и причины их возникновения
Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:внутриутробная патология;наследственная предрасположен...

Речевые нарушения и причины их возникновения.
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а так...

Речевые нарушения и причины их возникновения
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а так...

Речевые нарушения и причины их возникновения.
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, к 4 - 5 годам звукопроизношение у большенства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевые нарушения и причины их возникновения»
Информация будет полезна для родителей....

Консультация "Речевые нарушения и причины их возникновения"
Консультация для родителей:"Речевые нарушения и причины их возникновения"....

