Устранение недостатков произношения звука [г’]
презентация по логопедии
Звук «Г, ГЬ» — один из первых согласных, которые осваивает ребенок. Однако, нередки случаи, когда постановка и автоматизация этого звука вызывают трудности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционные профили нормальной артикуляции звука [г']
Акустические признаки звука [г’] [г’] – звонкий, шумный, мгновенный звук.
Нарушения звука [г’] Нарушение мягкого согласного [г’] аналогично нарушению твёрдого согласного [г]: • Гаммацизм – звук [г’] отсутствует в речи ребёнка. • Парагаммацизм (замена звука) – звук [г’] заменяется: — на [д’] – призубный парагаммацизм ; •Звук [г’] искажается: — озвончённый [х’] (южнорусский); — звонкий фрикативный (украинский)[г’], образованный в результате сближения и вибрации голосовых складок.
Характеристика звука[г'] Согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный, звонкий, мягкий.
Недостатки произношения звука [г'] носит название — гаммацизма Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука [г'] отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит « иря » и « снеирь », вместо «гиря» и «снегирь»; искажение — боковое произношение например, когда ребёнок говорит « гхлерань » и « гхлена », вместо «герань» и «Гена».
Артикуляционная гимнастика для звука [ Г `] Покусать язык. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
«Наказать непослушный язык» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося « пя-пя-пя ».
«Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Горка» Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
«Ветерок дует с горки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.
Постановка звука [ Г `] 1.По подражанию от звука К' с включением голоса с тактильно-вибрационным контролем. 2. По подражанию от звука Г в игре «Наоборот»: та-та-та — тя-тя-тя го-го-го — гё-гё-гё да-да-да — дя-дя-дя гу-гу- гу — гю-гю-гю ка-ка-ка — кя-кя-кя гы-гы-гы — ги-ги-ги га-га-га — гя-гя-гя гэ-гэ-гэ — ге-ге-ге
Постановка звука [ Г `] 3. От слогов "ДЯ", "ДИ". Предлагаем ребенку произнести несколько раз слоги "ДЯ-ДИ-ДИ". В момент произнесения слога нажимаем пальцем, шпателем или специальным логопедическим зондом на переднюю часть спинки языка, продвигая язык глубже в рот. да-да-да — дя-дя-дя — гя-гя-гя ды-ды-ды — ди-ди-ди — ги-ги-ги
Постановка звука [ Г `] 4. Постановка Гь от Г. Звук Гь : произносим звук Г с гласными звуками [И], [Е], [Я]. При этом следим, чтобы губы растягивались в улыбке.
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука « Гь » губы разомкнуты, расстояние между губами зависит от последующего звука; зубы разомкнуты; кончик языка опущен, спинка языка сильно выгнута и касается границы твёрдого и мягкого нёба; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход воздуха в нос; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдох менее напряженный, чем при произнесении звука «К».
Автоматизация звука [ Г `] Проводится только в прямых слогах, словах и фразах с ними 1 . Прямые слоги: повтори слоги ги-ги — ги-ги-ги ги-ги-ги — ги-ги ге-ге — ге-ге-ге ге-ге-ге — ге-ге гя-гя — гя-гя-гя гя-гя-гя — гя-гя гю-гю — гю-гю-гю гю-гю-гю — гю-гю гя-ге-гю-ги гю-ги-гя-ге ге-гю-ги-гя ги-гя-ге-гю
Автоматизация звука [ Г `] 2. Слова: (повтори слова) гегемон гиббон ангина гематоген гибкий боги Гея гигант богиня ген гигиена бумаги Гена гиена деньги генетик гид нагибать гений гикать ноги
Автоматизация звука [ Г `] 3. Упражнения с разрезной азбукой в отгадывании слов: ЕИГНА — (гиена) ИОГН — (ноги) МНГИ — (гимн) ИЮУТТ — (утюги) ДГИ — (гид) ИАМГ — (маги) ААИННГ — (ангина) ЬЕИДНГ — (деньги) ГБИО — (боги)
Автоматизация звука [ Г `] 4. Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение): погибать от гепатита гибкий гиббон погибать от ангины гениальный гетман подгибать ноги деньги на гигиену вытягивать ноги бумаги для гида
Автоматизация звука [ Г `] 5. Работа с фразой: а) договаривание словами на Г'(мягкий): Мама дает Гене (гематоген, хлеб, ягоды). Гиббоны скачут с дерева на дерево с громким (вой, гиканье). Оркестр играет (песня, гимн, марш). Мама работает (учитель, гид, врач). Для победы Инге надо выиграть третий (тайм, гейм).
Автоматизация звука [ Г `] 5. Работа с фразой: б) Преобразование деформированной фразы: океан минога нет в — гетман битва погибать в — океан навага много в — Инга бегемот от убегать — киты океан гибнуть в — гепатит гиббон у — Гена калина нагибать гибкая — гигант ангина у — Гена гейм пятый в победит — Гена бумаги подгибать — гигант ноги подгибать — бегемот тайге погибнуть в —
Автоматизация звука [ Г `] 6. Скороговорки. Ги- ги - ги — Гена, на хоккей беги, ги-ги-ги — Гена Инге помоги. Ге-ге-ге — Гена бегает в тайге, ге-ге-ге — Гиви бегает в тайге, ге-ге-ге — и Гога бегает в тайге, ге-ге-ге — дети бегают в тайге.
Автоматизация звука [ Г `] 7. Картинный материал : назови слова с мягким звуком гь
Дифференциация звука Г-ГЬ Повтори слоги: га – гя го – гё гу – гю гы – ги гя – га гё – го гю – гу ги – гы га – гя – га го – гё – го гу – гю – гу гы – ги – гы га – га – гя го – гё – гё гу – гу – гю ги – гы – ги гя – гя – га гё – гё – го гю – гу – гю гы – ги – ги гя – га – гя гё – го – гё гю – гю – гу гы – гы – ги гя – га – га го – го – гё гю – гу – гу ги – ги – гы га – гя , гы – ги , гу – гю , го – гё , гэ – ге Скажи наоборот :
Повтори слова: ягода - ноги книга - бегемот игла - гиря телега - осьминоги попугай - деньги гусь - сапоги
Повтори чистоговорки: Га – гя – га – беги, Галя от огня! Ги – гы – ги – книги Гоге не нужны. Гэ – ге – гэ – бегут гуси к Гиле . Гу – гю – гу – к Гоге в гости побегу! Го – гё – го - по гальке гнать гусей легко. Ги – га – ги – в книги магов загляни.
Игра «Твёрдый – мягкий». Гиря, горох, гул, график, гитара, гений, гольф, гипс, грабли, гонка, игла, гуси, густо, гудок, огонь, гелий, гимнаст, гол, враги, жгут, книги, ангина, губы.
Лексико –грамматические упражнения. летяга – летяги – (много) летяг бумага – бумаги – (много) бумаг штанга – штанги – (много) штанг фляга – фляги – (много) фляг дуга – дуги – (много) дуг телега – телеги – (много) телег книга – книги – (много) книг юнга – юнги – (много) юнг Измени слова по образцу: нога –ноги – (много) ног
Игра «Составь предложения». Попугай – книги Галя – ангина Гога – бегемот багаж – Гена гиена – ягода
Таблица классификации согласных звуков
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выявить недостатки произношения звуков у детей
Представлен материал о том, как в домашних условиях можно выявить недостатки звукопроизношения и недоразвитие фонематического слуха у ребенка....
Роль дыхательной гимнастики в устранении недостатков произношения
Развитие речевого дыхания является важным моментом в структуре логопедических занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Дыхательная гимнастика начинается с об...
Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста
Коррекция и устанение недостатков произношения шипящих звуков...

Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у дошкольников старшей группы
Краткое методическое руководство по коррекци и устранению недостатков произношения шипящих звуков...

Консультация для родителей «Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»
Материал содержит информацию с описанием правильного артикуляторного уклада свистящих звуков, подготовительные упражнения для их исправления....

Устранение недостатков произношения звука X
В презентации рассказываю, как поставить правильное произношение звука [Х] у детей дошкольного возраста. Вы узнаете причинах нарушения этого звука....
