Значение дыхательной гимнастики для развития голоса у дошкольников
статья по логопедии (старшая группа)

Дыхательные упражнения в коррекционно-логопедическом процессе могут использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. Методику дыхательной гимнастики применяют для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Развитие речевого дыхания - важнейший раздел в системе коррекционной работы практически при любой речевой патологии: заиканий, дизартрии, ринолалии, нарушениях голоса, дислалии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение дыхательной гимнастики для развития голоса у дошкольников

Герасимова Марина Валентиновна,

Учитель-логопед,

МБДОУ д/с комбинированного вида № 74,

«Аленький цветочек», г. Ставрополь

Дыхание - одна из самых важных функций организма, это – акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания. Но с другой стороны, дыхание – процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) и требует специальной подготовки.

Дыхательные упражнения в коррекционно-логопедическом процессе могут использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. Методику дыхательной гимнастики применяют для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Развитие речевого дыхания - важнейший раздел в системе коррекционной работы практически при любой речевой патологии: заиканий, дизартрии, ринолалии, нарушениях голоса, дислалии.

Нарушения речевого дыхания - следствия общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Неумение рационально использовать выдох, речь на выдохе, отрицательно влияющие на развитие речи.

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно, дети, имеющие ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение.

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база речевой системы. Наше дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Поэтому правильное речевое дыхание нужно развивать.

Условия проведения дыхательной гимнастики:

- Помещение проветренное, не пыльное, не сырое;

- Одежда не должна стеснять движений;

- Не заниматься сразу после приема пищи, на голодный желудок;

- Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

- Во время игр ориентироваться на хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.

Лучший способ – это игра в дошкольном возрасте. Очень важно в речевых играх, веселых упражнениях, которые способствуют развитию силы и длительности выдоха, следить, чтобы дети выполняли правильно:

Воздух набираем через нос. Делаем длительный выдох. Щеки не надуваем. Плечи не поднимаем, стоим прямо. Выдыхаем плавно, не толчкообразно. Выдыхать нужно до тех пор, пока не закончится воздух. Выдыхаем плавно, не толчкообразно.

Продолжительность игровых упражнений

- 5 минут в проветриваемом помещении.

- Упражнение повторяется 3-5 раз.

- Дуть можно не долее 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

- При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.

Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендуется начать с произвольных для ребенка игровых упражнений:

- Дуть через трубочку в стакан с водой.

- Надувание воздушных шаров.

- Дуть на разноцветные вертушки.

- Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.

- Пускание мыльных пузырей.

- Дуть на одуванчики.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Картотека игр, направленных на формирование речевого дыхания:

Упражнение «Задуй свечу»

Необходимо сделать глубокий, шумный короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло.

По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом.

Упражнение «Бабочка лети»

Бабочка сидит на цветке и не может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.

Дидактические игры: «Пчелка собирает нектар», «Листопад», «Сдуй капельки росы», «Танец листиков» вызывают интерес у детей, где играя, ребенок развивает речевое дыхание.

Упражнение «Рыбка пускает пузыри»

Простая и веселая забава. На пластиковом стакане рисуем рыбку. Сбоку делаем отверстие и вставляем трубочку. Наливаем раствор для мыльных пузырей и все. Можно веселиться. Но следите, чтобы ребенок не пил жидкость в стакане.

Упражнение «Плыви, кораблик»

Наполните тазик с водой и научите детей дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблик. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.

Упражнения «Загони мяч в ворота», «Прогони тучку», «Чья птичка дальше улетит?»- эти и другие упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных звуков.

Упражнение «Жуки».

«Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж», - сказал крылатый жук, - посиж-ж-жу».

Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-ж-у». дети разводят руки в стороны и летают по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж» (2-3мин.)

Таким образом, занятия, направленные на развитие речевого дыхания, с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, активизируют их мыслительную деятельность, развивают мелодико- интонационную сторону речи, закрепляют лексические темы и грамматические категории. Кроме того, используемые дыхательные упражнения помогают предупредить возникновения простудных заболеваний, повысить жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, развитие творческого воображения и фантазию детей, стимулируют интерес к занятиям. Работа над развитием речевого дыхания должна проводиться систематически, последовательно, с учётом речевой патологии, а с дошкольниками - в игровой форме, что обеспечит более высокий уровень активности детей на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии"

Материал предназначен для педагогов, воспитателей ДОУ....

Значение дыхательной гимнастики для развития речи

Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом....

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей..

Развитие речи детей раннего возраста ....

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольникамиреспираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подв...

Мастер-класс "Значение дыхательной гимнастики для речевого развития детей дошкольного возраста"

Выступление на РМО для педагогов и специалистов Татищевского района - материал предназначен для развития развития речевого дыхания воспитанников в рамках ДОУ...