Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Плесовских Ольга Владимировна

Рабочая программа содержит приёмы работы для обогащения и активизации словаря, развития мелкой моторики и артикуляции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tnr.docx81.6 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальной коррекционно-развивающей работы

с детьми с ТНР

Группа: подготовительная к школе

Срок,  на который утверждается:  один год

Пояснительная записка

       Целями  Программы  являются:

  • построение системы коррекционно-развивающей работы в общеразвивающей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.
  •  проектирование  социальных  ситуаций  развития  ребенка  и  развивающей        предметно-пространственной             среды,       обеспечивающих           позитивную  социализацию,    личностное развитие, развитие инициативы и творческих способностей,  мотивацию   и      поддержку     индивидуальности       детей    через   общение,    игру,  познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
  • развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных, в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации с взрослыми и другими детьми по мере реализации задач разных образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

       Программа,  в  соответствии  с   Федеральным  законом  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»,   содействует   взаимопониманию   и   сотрудничеству   между   людьми,   учитывает  разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного  возраста  на  свободный  выбор  мнений  и  убеждений,  обеспечивает  развитие  способностей  каждого  ребенка,  формирование  и  развитие  личности  ребенка  в  соответствии  с  принятыми  в  семье    и   обществе     духовно-нравственными         и   социокультурными        ценностями      в   целях  интеллектуального,  духовно-нравственного,  творческого  и  физического  развития  человека,  удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), с учетом мотивированного мнения родителей для обеспечения равных возможностей полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста, в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, направлена на решение следующих задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе;
  • обеспечение индивидуально ориентированной психолого -педагогической помощи воспитанникам, имеющим ОНР с учетом особенностей их психофизического развития,  индивидуальных возможностей и мотивированного мнения родителей;
  • обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников ОУ;
  • интеграция усилий специалистов и семей воспитанников, разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников и родителей ОУ.
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • обеспечение преемственности основной образовательной программы дошкольного и начального общего образования;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования Программы с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;
  • формирование общих представлений об окружающей природной среде, своеобразии природы Восточной Сибири, позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе, любви к своему городу, краю, чувства гордости за него.
  • создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей средствами народной культуры. 

Рабочая  программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - Программа) определяет содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса в общеразвивающей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа-детский сад №13» г. Байкальска

Программа разрабатывалась в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным государственным образовательным стандартом, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября    2013 г. № 1155  
  • Письмом Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля  2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26);
  • Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  Н.В.Нищевой.
  • Адаптированной образовательной программой ДО детей с ТНР МБОУ НШДС № 13

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии;  с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии,  ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается  в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большой степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического  слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения  фонематического слуха, лексико-грамматического строя  разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас  состоит из отдельных лепетных слов,  звуковых или звукоподражательных комплексов,  сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития  в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из  слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития  в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными  элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития  при наличии развернутой фразовой речи  наблюдаются остаточные  проявления недоразвития всех компонентов  языковой системы.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Рабочая программа учитывает  возрастные психологические особенности детей  6 -8 лет, структуру дефекта детей с ТНР их потенциальные речевые возможности,  заключение и рекомендации ТПМПК № 41 и № 45 от 21.08.2020г., № 05 от 10.12.2020 г.

Рабочая программа рассчитана:

         Часов в месяц:

         I полугодие: 17 ч.

         II полугодие: 20 ч.

         В год: 37 часов

К концу данного возрастного этапа ребенок может:

– обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

– усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

– употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

– умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

– правильно употребляет основные грамматические формы слова;

– составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

– владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

– осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

– правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

– владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

– выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

– участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

– передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

– регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

– отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

– использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

– использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

– устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

– определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;

– владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

– определяет времена года, части суток;

– самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

– пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

–  составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

– составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;

– владеет предпосылками овладения грамотой;

– стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

– имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

– проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

– сопереживает персонажам художественных произведений;

– выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

– осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

– знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

– владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Календарно-тематическое планирование на  1 полугодие  индивидуальной работы с детьми с ТНР

Общее количество занятий, уроков   17   в неделю   1    Группа, класс подготовительная к школе

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования 2015 г.

Инновационная программа дошкольного образования. От рождения до школы/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Мозаика – Синтез 2020 г.

Развитие речи детей 6 – 7 лет. Подготовительная к школе группа. О. С. Ушакова. Москва, 2020 год

Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление. Для детей 5 – 6 лет. Л. В. Управителева. Ярославль, 2007 год

Месяц

Игры и упражнения

Сентябрь

1. Игра «Подбери парную картинку»

2. Д/игра – «Узнай предмет по заданным признакам» (белый, сладкий, твердый – это  …(сахар) и т.д.)

3. Упражнение для языка  «Лопатка»

Язычок наш, как лопатка:

Закругленный, плоский, гладкий

«Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.

4.Упражнение на моторику «Мы писали, мы писали, …

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Ручки в стороны убрали.

Два притопа, два прихлопа

Топаем, хлопаем.

Началась опять работа.

(Потираем ладонью о ладонь.)

В небе птицы пролетали

(Руки чуть подняты над головой)

Птицы крыльями махали.

(и перекрещены, взмахи кистями рук.)

Ветер дул навстречу им,

(Машет руками на лицо, словно обмахиваясь веером)

5. Игра на моторику «Вырежи и составь» 

6. Графический диктант «Пирамида»

1.Упражнение на развитие логического, непосредственного запоминания  «Закончи предложение».

 2.Упражнение «По порядку» 

Упражнение в счете предметов по осязанию.

Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли!»— дети передают карточки друг другу слева направо. По сигналу: «Стоп!» — перестают передавать карточки. Затем, ведущий называет числа: «2, З и т. д.», а дети, в руках у которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.

3. Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Язычок наш, как иголка,

Отойди, уколет колко!

«Иголочка». Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь

его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.

4.Упражнение «Сравнение предметов»:
1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток
2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня.

5.Дидактическая игра «Классификация»

6.Рисование пластилином «Нарисуй настроение»

1.Игра на развитие мышления «Нарисуй фигуру по памяти». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, убирают, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.(15 сек.)

2.Упражнения «На развитие гибкости ума».
-  Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)
-  Назови слова, относящиеся к спорту
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
-  Назови слова, обозначающие водный спорт.
-  Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.

3.Игра на внимание и мышление «Найди два одинаковых предмета». Ребенок должен рассмотреть картинку и найти два совершенно одинаковых по всем признакам предмета из ряда похожих.

4. Упражнение на моторику «Собери бусы».

Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

5. Релаксационное упражнение «Бабочка» Представь себе теплый, летний день. Лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

6. Графический диктант «Дом»

1.Игра на внимание и мышление «Запомни картинки». Рассмотреть вместе с ребёнком сюжетную картинку, пусть ребёнок сам расскажет о её содержании. Затем переверните картинку и спросите, какие из нарисованных предметов были на предыдущей стороне, а какие появились вновь. Если ребёнок испытывает затруднение, предложите ему посмотреть картинку ещё раз.

2. Упражнение на развитие эмоционально выразительных движений «Изобрази явление». Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Воспитатель показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

• «дует ветер» - дует, вытянув губы;

• «качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками;

• «падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз;

• «идет дождь» - пальцами правой руки стучат по ладони левой руки, затем наоборот.

3. Упражнения для языка «Грибок»

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от

неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

4. Задание на развитие моторики «Вырежи круги».

5. Упражнения на беглость мышления «Назвать слова с заданной буквой».
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "о".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "р".
3) Назвать слова, в которых третья от начала -буква "т".

6. Графический диктант «Грибок»

Октябрь

1.Игра на внимание «Бывает - не бывает». Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

2. Упражнение на мышление «Обобщения»
Назвать одним словом предметы:

Вилка, ложка, нож - это ...
Дождь, снег, мороз - это ...
Рука, нога, голова - это ...
Конкретизировать обобщающие понятия:
Фрукты - это ...
Транспорт - это ....

3.Дидактическая игра «Найди пару».

4. Аппликация «Девочка» из геометрических фигур.

5. Игра на мышление «Что где находится?». Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

6. Графическая работа. Штриховка

1.Кинезиологическая игра «Запахи и звуки». 

2.Упражнения на беглость мышления «Назвать слова с заданной буквой».
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".
3) Назвать слова, в которых третья от начала -буква "с".

3.Упражнения на развитие тонкой моторики «Хлеб»

«Чу-чу-чу – я зерно молочу.    (дети стучат кулачками друг о друга)

«Чу-чу-чу – жернова кручу.     (потирают ладони вращающими движениями)

«Чу-чу-чу» - муку получу.        ( Щелкают пальчиками) 

4.Упражнение на моторику «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их). «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху). «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх) «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх). «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

5. Конструирование из природного материала «Ёжик»

6. Графическая работа

1.Воображение - Художественная деятельность с использованием релаксационной композиции «Солнечное настроение»

2. Упражнение на развитие двигательных навыков «Зайки»

На все слова игры имитируйте движения вместе с ребёнком.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

3.Упражнение на воображение «Несуществующее животное».  Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

4.Игра на восприятие «Что я загадала?» Педагог загадывает предмет. Ребенок задает вопросы: «Это предмет? Он живой или нет?…»  

5.Игра на развитие мировоззрения «Кем (чем) был раньше?» 

 Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).

6. Графический диктант «Рыбка»

1.Упражнение на развитие пальчиковой моторики «Мы листочки собираем», «Карандаш в руках катаю».

2. Упражнения на беглость мышления «Назвать слова с заданной буквой».
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "у".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "з".
3) Назвать слова, в которых третья от начала -буква "к".

3. Театрализованная игра «Три медведя».

4. Упражнение на развитие двигательной памяти

Вспомни, как прыгает щенок за косточкой? Покажи.

Как ходит корова? Покажи.

Как бодается бык? Покажи.

Как кошка лежит на солнышке?

Как бегает по рельсам трамвай?

Как ты поднимаешься по лестнице?

Как тормозит машина, что на у светофора?

Как милиционер своей палочкой останавливает машину?

Как бабушка поправляет очки?

 5.Графический диктант «Машина»

Декабрь

1.Упражнение на мышление «Скажи обобщающее слово»: - окунь, карась-…- трава, дерево-…- крот, мышка-… пчела, жук-… чашка, тарелка -…- ботинки, туфли-…шапка, шляпа ..,куртка, пальто...медведь, барсук.., кукла, пирамидка...и т.д

2. Артикуляционная гимнастика «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Чашечка». Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык

в таком положении 10-15 с.

3. «Польза или вред»

Выбираем какое-то явление природы или ситуацию, и по очереди перечисляем в чём её польза, а затем – чем она может быть вредна.

4. Упражнение на развитие двигательных навыков «Вместе по лесу идём».

5. Упражнение "Что во мне хорошего".
 
Расскажи всем  о том, что любишь в себе (добрый, честный, справедливый, смелый, заботливый, ласковый).

6. Графическая работа.

1. Артикуляционная гимнастика «Горка»

Выше, горка, поднимись,

Мы помчимся с горки вниз!

«Горка». Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним

коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Удерживать в таком положении 15 с

2. Игра на зрительное внимание и мышление «Сложи из палочек» Ребенку показывается рисунок, который нужно сложить из палочек, потом он убирается, а ребенок его выкладывает на столах

3. Упражнения на беглость мышления «Назвать слова с заданной буквой».
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "е".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "л".
3) Назвать слова, в которых третья от начала -буква "в".

4.Игра на развитие мышления и внимания «Назови соседей». Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

5.Упражнение на развитие мелкой моторики «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами). «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их). «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой руки). «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные сверху отверстия). «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

6. Графическая работа

1. Упражнение «Сравнение предметов»:
1) Конфета и торт 6) Книжка и тетрадь
2) Тарелка и Кастрюля 7) Ложка и поварешка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Добро и зло 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня.

2.Упражнения на беглость мышления «Назвать слова с заданной буквой».
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".
3) Назвать слова, в которых третья от начала -буква "с".

3.Игра для развития воображения"Пантомима".

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).

4. Игра на скорость мышления «Исправь ошибку».

 Например: «Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»; «Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш»

5. Графическая работа

1.Упражнение на мышление «Вспомни по рифме».

Ко многим словам можно подобрать рифму. Например: часы – весы; шишка – мышка; ракета – планета; кошка – ложка; нога – рога; матрешка – картошка.

Зачитываем ребенку список слов, которые выступали в качестве рифмы: ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. А ребенок должен вспомнить слова-рифмы к ним.

2.Игра на развитие внимания «Каскад слов»

Заранее подготовить список слов. Попросить ребенка повторять за вами слова. Начинать с одного слова, затем называть 2 слова, 3 слова и т.д. Ребенок обязательно должен повторять в этой же последовательности.

3. Игра на развитие мышления и восприятия «Говори наоборот».

 Педагог кидает ребенку мячик. Ребенок должен назвать противоположное по значению слово. Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый – мягкий, шершавый - гладкий.

4. Игры на расширение объема памяти «Выложи цифры так, как только что видел».

5. Графическая работа

Календарно-тематическое планирование на  2 полугодие  индивидуальной работы с детьми с ТНР

Общее количество занятий, уроков   20   в неделю   1    Группа, класс подготовительная к школе

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования 2015 г.

Инновационная программа дошкольного образования. От рождения до школы/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Мозаика – Синтез 2020 г.

Развитие речи детей 6 – 7 лет. Подготовительная к школе группа. О. С. Ушакова. Москва, 2020 год

Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление. Для детей 5 – 6 лет. Л. В. Управителева. Ярославль, 2007 год

Месяц

Игры и упражнения

Январь

1. Дыхательное упражнение «Дышим носом»

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – основная стойка (стойка с правильной осанкой, пятки вместе, носки врозь, руки опущены вдоль туловища, пальцы полусогнуты).

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

2. Д/игра –  «Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

           Яблоко, слива, огурец, груша.

  1. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  2. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  3. Береза, дуб, земляника, сосна.
  4. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
  5. Хлеб, молоко, творог, сметана.
  6. Час, минута, лето, секунда.
  7. Ласточка, ворона, курица, сорока.

3. Упражнение на моторику рук и пальцев «Дружба»

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Мы закончили считать.

4. Упражнение на развитие моторики рук и ног «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали

5. Упражнение на развитие речи «Азбучное лото».

Детям раздают карточки, на которых изображены картинки. На карточке спрятано новое слово. Его надо составить, выделив из каждого слова на картинке первый слог, а затем сложить слово.

6. Графическая работа

1.Упражнение на развитие координации внимания «Зеркальное рисование»

Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы.

2. Игра «По порядку»

Взрослый раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке.

3.  Упражнение на развитие моторики рук и пальцев «Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят

руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

4. Игра «Какого звука не хватает?»

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый

5. Игра на развитие мышления «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

6. Работа с ножницами «Вырежи и наклей»

1. Упражнения на развитие двигательной памяти «Руки помнят».  Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.

2. Игра на развитие памяти «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

3. Упражнение на развитие моторики рук и ног «Снежок»

Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней).

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).

И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасываю воображаемый снежок).

Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок).

И … сломаем. (Топают).

 4. Артикуляционная гимнастика «Грибок»

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от

неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

5. Глазодвигательные упражнения «Совушка-сова»

(профилактика нарушений зрения)

Совушка-сова, большая голова.

Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.

Маленькие ножки, а глаза как плошки.

Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Днём спит,

Закрывать глаза.

Ночью глядит:

Открывать глаза.

Луп – луп – луп, луп – луп – луп…

Широко открывать глаза.

6.Графическая работа

1.Упражнение на развитие внимания «Выкладывание узора из мозаики»

Ребенку предлагают выложить из мозаики по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

2. Артикуляционная гимнастика «Качели»

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то

к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение

проводится под счет взрослого 10-15 раз.

3. Игра «Назови все части суток»

У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.        

4. Упражнение на развитие моторики рук и пальцев «Дружные пальчики».

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке).

Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, шурша).

Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

5. Графическая работа.

Февраль

1. Игра «Распутай слова»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре-нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

2.  Задание «Лабиринт»

Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

3. Упражнения для языка «Маляр»

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела)

Все, до дальнего угла!

«Маляр». Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

4. Игра «Скажи только наоборот»
Можно использовать следующие пары слов:

Веселый     –     грустный
Быстрый     –    медленный
Пустой        –    полный
Худой         –     толстый
Умный        –    глупый
Тяжелый     –    легкий
Храбрый     –    трусливый
Твердый      –    мягкий
Шершавый  –    гладкий

5. Упражнение на развитие подвижности «Быстро встаньте». 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

6. Графическая работа

1.  Игра «Он - Она - Оно»

 Взрослый раскладывает на столе картинки и начинает формировать из них кучки, объясняя детям, что в первую кладутся предметы, которые можно назвать словом «он», во вторую - «она» и в третью - «оно». Затем ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему, задавая наводящие вопросы: Стол - он или она? Яблоко - она или оно?

2. Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

Трубочка, гуди сильней

Созовем мы всех друзей!

«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть

вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном

темпе 10-15 раз.

3. Упражнение на развитие моторики рук и пальцев «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

4. Упражнения на беглость мышления  «Сколько чего?»

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

5. Упражнение на развитие двигательной активности «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

6. Графическая работа

1.Упражнение на внимание "Найди одинаковые вещи"

 Рассмотрев и сравнив несколько изображенных предметов. надо найти два совершенно одинаковых.

2.Упражнение на развитие скорости мышления: «Окончание слов»

Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо. 3.Упражнения на развитие тонкой моторики 1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой

2.Упражнение на развитие мышления «Троечки»
Оборудование: карточки с «тройками» слов: слова в «тройках» связаны между собой по смыслу (например, овца - шерсть - носки, курица - яйцо - яичница и т.д.).
Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить «тройки» слов и по первому слову вспомнить второе и третье.
Начинать с 2 «троек» слов, постепенно увеличивая их количество.

3. Упражнение на развитие внимания «Слушаем и хлопаем»

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

4. Задание «Разрезные картинки» Предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.

5. Графическая работа.

1. Игра «Найди звук»

Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком.

2. Игра «Чей - Чья - Чье - Чьи»

Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос о какой" либо части тела этого животного. Например: голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? ' коровьи и т. д.

3. Игра «Замени звук»

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или передний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

4. Упражнение «Самолеты»

Педагог: «Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели».

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать, разведя руки в стороны.

Педагог: «Полетели, полетели, сели». Дети садятся на корточки, ждут команды. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают на аэродром». Дети ложатся на ковер и отдыхают.

 5.Графическая работа.

Март

1. Упражнение на словарный запас «Скажи коротко» Остаться на зиму … (зимовать) Остаться на ночь … (заночевать) Мелкий дождь … (дождик) Капля дождя … (дождинка) Маленькая лошадка … (пони)

2.Упражнения на развитие двигательной памяти 

3. Игра для развития памяти «Повтори-ка». Я начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и назвать свое. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

4. Упражнения на развитие тонкой моторики «Перелетные птицы»

Птицы на юг улетают,

Крыльями машут вдали

Руки в стороны – вниз (взмахи крыльями).

утки, гуси, лебеди, журавли,

ласточки, стрижи, кукушки и скворцы.

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

5. Упражнение на развитие моторики рук и пальцев «Разноцветная мозаика»

Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.

6. Графическая работа.

1.Упражнения на ознакомления с цифрами «Обведи цифру по контуру»

Дидактический материал для этого упражнения можно использовать готовый – из детских прописей, а можно сделать самостоятельно. Ребенку предлагается шаблон, на котором изображены цифры точками. Задача малыша аккуратно обвести цифру по контуру и назвать цифру, которая была обведена.

2. Упражнение на развитие мышления и памяти» Что здесь лишнее? Почему?"- таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;- тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;- лиса, заяц, медведь, пчела;- машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

3. Упражнение на развитие моторики рук и пальцев «Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание.

4. Игра «Найди соседей».

Для данной игры снова понадобятся карточки с цифрами. Карточки нужно перемешать. Ребёнок достаёт одну карточку с изображением цифры, называет её, затем остальные карточки раскладываются. Задача ребёнка из оставшихся карточек найти предыдущую и последующую цифры. Можно так же усложнить условия игры, ввести второго участника со своим комплектом карточек, тогда искать «соседей» они будут на скорость.

5. Упражнение на развитие восприятия и воображения «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.

6. Графическая работа.

1. Упражнение на развитие логического, непосредственного запоминания  «Разложи по местам». 

2. Упражнения на расслабление мышц рук «Лимон».
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  
 Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его слегка сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
Выполнить это же упражнение левой рукой.

3. Составление аппликации из природного материала.

детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

4. Игра «Превратись в ...»

Педагог предлагает детям выбрать 4 любые картинки с изображением животных. Дети выбирают карточки, на которых нарисованы, например, волк, лиса, заяц, кошка, лев, обезьяна, медведь, и принимают характерные позы этих животных. Психолог проверяет и уточняет позы. Затем включают музыку, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыку выключат и прозвучит команда (например, «Медведь»), дети быстро принимают соответствующую позу.

5. Графическая работа

Апрель

1.Упражнение на мышление «Вспомни по рифме».

Ко многим словам можно подобрать рифму. Например: часы – весы; шишка – мышка; ракета – планета; кошка – ложка; нога – рога; матрешка – картошка.

Зачитываем ребенку список слов, которые выступали в качестве рифмы: ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. А ребенок должен вспомнить слова-рифмы к ним.

2. Упражнение "Угадай, кто я".

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это". Руку не отрывать от бумаги.

Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку шести лет).

3. Игра на развитие мышления и восприятия "Говори наоборот" Педагог кидает ребенку мячик. Ребенок должен назвать противоположное по значению слово. Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый – мягкий, шершавый - гладкий.

4. Графическая работа

1. Игра "Я самый меткий".

Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги.

  1. Быстро пробеги по лабиринту.
  2. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).

2. Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры».

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.

3. Игра на восприятие и развитие кругозора «Поиграем в снежки».

Представь снег. Вспомни, какого он цвета? Всегда ли снег можно назвать белым? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться. Представь, что ты делаешь снежки. Что ты чувствуешь? Расскажи.

4.«Разрезные картинки» Предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.

5. Графическая работа.

1. Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.

Проведите эту игру в соревновательной форме: "Кто больше назовет таких предметов?"

Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы разные предметы, и попросите назвать все эти предметы, которые как бы "спрятаны".

2. Игра "Как это можно использовать".

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

3.Упражнение на моторику «Закончи узор».        

4. Упражнение "Точки".

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок.

Предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать можно любое количество точек.

5. Графическая работа.

1. Упражнение «Сравнение предметов»:
1) Конфета и торт 6) Книжка и тетрадь
2) Тарелка и Кастрюля 7) Ложка и поварешка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Добро и зло 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня.

2.Упражнения на беглость мышления «Назвать слова с заданной буквой».
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "о".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "р".
3) Назвать слова, в которых третья от начала -буква "к".

3. Упражнение на развитие внимания «Слушаем и хлопаем»

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

4. Игра на развитие мышления «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

5. Графическая работа.

Май

1. Упражнения для языка «Грибок»

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от

неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

2. Задание на развитие моторики «Вырежи круги».

3. Упражнения на беглость мышления «Назвать слова с заданной буквой».
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "и".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".
3) Назвать слова, в которых третья от начала -буква "м".

4. Упражнение на моторику «Собери бусы».

Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

5. Графическая работа.

1.Упражнение "Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень".

2. Игра «Слова-перевертыши»

Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок. Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе, кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

3. Игры для развития зрительной памяти

«Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.

4. Задание на развитие моторики «Вырежи круги».

5.Графическая работа

1.Упражнение на развитие логического, непосредственного запоминания  «Закончи предложение».

2. Д/игра –  «Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

 Яблоко, слива, огурец, груша.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, рубашка, шапка.

Береза, дуб, земляника, сосна.

Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

Хлеб, молоко, творог, сметана.

Час, минута, лето, секунда.

Ласточка, ворона, курица, сорока.

3.Упражнение на внимание и память"Запомни и нарисуй".  ( Читается 2 раза)  Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.  Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький. Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.

4.Игра на восприятие «Что я загадала?» Педагог загадывает предмет. Ребенок задает вопросы: «Это предмет? Он живой или нет?…»  

6. Графическая работа.

1.Воображение - Художественная деятельность с использованием релаксационной композиции «Солнечное настроение»

2. Упражнение на развитие двигательных навыков «Зайки»

На все слова игры имитируйте движения вместе с ребёнком.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

3.Упражнение на воображение «Несуществующее животное».  Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

4.Игра на развитие мировоззрения «Кем (чем) был раньше?» 

 Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).

5. Графическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Данная методическая разработка  разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и  в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...

«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....

Взаимодействие логопеда и специалистов ППМС сопровождения в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный п...

«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...