Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
методическая разработка (старшая группа) по теме

Буря Инесса Владимировна

Данная методическая разработка  разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и  в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями  речи (общим недоразвитием речи) с 3- до 7 лет» Н.В. Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pechati.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

     Сделать ребёнка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки. Чтобы воспитать читателя в ребёнке, прежде всего, необходимо воспитывать в нём активность тяготение к постоянному общению с книгой, поддерживать и развивать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, радость от встреч с книгой.

  В наши дни особо актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребёнка. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребёнке, начиная с дошкольного детства, а не со школьных лет, как это было ранее.

  Сама действительность поставила перед нами проблему объединения усилий всех категорий взрослых для полноценно участия в жизни ребёнка. В контактах с малышом, взрослые, ищем новые принципы, новое содержание общения в том случае, если хотим стать ребёнку родным человеком, другом, собеседником, опытным посредником между ним и окружающим его миром. Художественная литература в современном мире является универсальным развивающее–образовательным средством и поэтому выполняет развивающие функции: познавательно - нравственную и эстетическую. При планировании организации образовательной деятельности, по ознакомлению с художественной литературой, необходимо учитывать ряд факторов: современность, актуальность, доступность детскому восприятию.

   В последнее время в дошкольном образовании всё чаще стал включаться региональный компонент. Дети должны, в дошкольном возрасте, получать знания в художественной литературе, не только о произведениях известных детских классиков, но произведения писателей своей малой родины В данном случае я, при составлении перспективного планирования, разработала методическую разработку «Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно – развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» для более полного, доступного для детей восприятия произведений поэтов и писателей Кубани.

    Следует отметить, что изучение произведений кубанских поэтов и писателей  построено с учётом лексических тем, в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями  речи (общим недоразвитием речи) с 3- до 7 лет» Н.В. Нищевой.

Примерное тематическое планирование работы

№ п/п

Месяц,

неделя

Лексическая тема

Использованная художественная литература

 

Сентябрь

Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение листов оценки

  1

Октябрь,

1-я неделя

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Для чтения: «Деревья – шептуны». А. Новожилова

Для заучивания: «Клён»  

В.Д. Нестеренко                                                     

  2

Октябрь,

2-я неделя

Огород. Овощи

Для чтения: «Кот – огородник»»

Анатолий Маслов

Для заучивания: «Огурец»      

И. Беляков

  3

Октябрь,

3-я неделя

Сад. Фрукты

Для чтения: «Три ветра и волшебная яблонька» И.Ф. Варавва

Для заучивания: «Осенний сад»

В.Д.  Нестеренко

  4

Октябрь,

4-я неделя

Лес. Грибы и лесные ягоды

Для чтения: «Волчьи ягоды»

 И.Ф Варавва

 Для заучивания: «Мухоморы»

И.Ф Варавва

  5

Ноябрь,

1-я

неделя

Одежда

Для чтения: «Карман»

В.Д.  Нестеренко

Для заучивания: «Трюк для брюк»

В.Д.  Нестеренко

  6

Ноябрь,

2-я

неделя

Обувь

Для чтения: «Сапожки»

М.В. Тараненко

Для заучивания: «Ботинки»

 В.П.  Бардадым

  7

Ноябрь,

3-я

неделя

Игрушки

Для чтения: «Любимая игрушка»  А. Новожилова

Для заучивания: « Подарки»

В.Д.  Нестеренко

 

 8

Ноябрь,

4-я

неделя

Посуда

Для чтения: «Знаете что…»

В.Д.  Нестеренко

Для заучивания: «Чайник»

В.Д.  Нестеренко

 9

Декабрь,

1-я

неделя

Зима. Зимующие птицы

Для чтения: «Синичкин дом»

В. Ясинский

Для заучивания: «Снегири»

И. Беляков

 10

Декабрь,

2-я

неделя

Домашние животные

Для чтения: «Добрый пёс»

А. Новожилова

Для заучивания: В.Б. Бакалдин «Смешинка-снежинка

 11

Декабрь,

3-я

неделя

Дикие животные

Для чтения: «Про медведя и лису» сказка В.Б. Бакалдин,

Для заучивания: «Сладкоежка-медвежонок» В.Д.  Нестеренко

12

Декабрь,

4-я

неделя

Новый год

Для чтения: «Мы встречали Новый год» К.А. Обойщиков

Для заучивания: «Зимние картинки» А. Новожилова

Январь,

1-я неделя

У детей зимние каникулы

13

Январь,

2-я неделя

Мебель

Для чтения: «Перестановка»

В.Д.  Нестеренко

Для заучивания: «Стол»

А.Г. Мовшович

14

Январь,

3-я неделя

Грузовой и  пассажирский транспорт

Для чтения: «Машины»

В.Д.  Нестеренко

Для заучивания: «Трактор»

В.Д.  Нестеренко

15

Январь,

4-я неделя

Профессии на транспорте

Для чтения: «Солнце-бери»

А. Маслов

Для заучивания: «Хлебороб»

В.Д.  Нестеренко

16

Февраль, 1-я неделя

Детский сад. Профессии

Для чтения: «Виноград»

В.Д.  Нестеренко

Для заучивания: «Макароны»

В.Д.  Нестеренко

17

Февраль, 2-я неделя

Ателье. Закройщица

Для чтения: загадка «Напёрсток»

В.Д.  Нестеренко

Для заучивания:

18

Февраль, 3-я неделя

Наша армия

Для чтения: «День Победы»

К. Обойщиков

Для заучивания:

19

Февраль, 4-я неделя

Стройка. Профессии строителей

Для чтения: загадка «Гвоздь»

В.Д.  Нестеренко

Для заучивания: «Помощники»

В.Д.  Нестеренко

20

Март,

1-я неделя

Весна. Приметы весны. Мамин праздник

Для чтения: «Букет для мамы»

Е. Щеколдин

Для заучивания: «Наступление весны» В.Д.  Нестеренко

21

Март,

2-я неделя

Комнатные растения

Для чтения:

Для заучивания: «Кактус»

В.Д.  Нестеренко

22

Март,

3-я неделя

Пресноводные и аквариумные рыбы

Для чтения: «На рыбалку»

Е. Щеколдин

Для заучивания: «Певчая рыбка»  Л. Мирошникова

23

Март,

4-я неделя

Наш город

Для чтения: «Мой Краснодар»

А. Новожилова

Для заучивания:

24

Апрель,

1-я неделя

Весенние работы на селе

Для чтения: «А мне подавайте стального коня!» И. Беляков

Для заучивания: «Плуг»

В.Д.  Нестеренко

25

Апрель,

2-я неделя

Космос

Для чтения: «Почему кувыркалась Луна?» В.Д.  Нестеренко

Для заучивания: «Космонавты»    К. Обойщиков

26

Апрель,

3-я неделя

Откуда хлеб пришёл?

Для чтения: «Великий Колос»

Анатолий Маслов

Для заучивания: «Колосок»

В.Д.  Нестеренко

27

Апрель,

4-я неделя

Почта

Для чтения: «Письмецо»

В.Д.  Нестеренко

Для заучивания:  «Почтовый ящик» В.Д.  Нестеренко

Май,

1-я неделя

У детей весенние каникулы

28

Май,

2-я неделя

Правила дорожного движения

Для чтения: «Светофор»

В.Д.  Нестеренко

Для заучивания: «В Новогоднюю ночь» В.Д.  Нестеренко

29

Май,

3-я неделя

Лето. Насекомые

Для чтения: «Труженица – пчела»

Е. Щеколдин

Для заучивания: «Стрекоза»

Н. Краснов

30

Май,

4-я неделя

Лето. Цветы на лугу

Для чтения: «Одуванчик»

И.Ф. Варавва

Для заучивания: «Моя песенка»

В.Д.  Нестеренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....

Взаимодействие логопеда и специалистов ППМС сопровождения в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный п...

«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...

«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Ежегодное увеличение количества детей с общим недоразвитие речи, в том числе очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, заставляют искать новые, более эффективные психол...