Роль развития общей моторики в развитии речи ребенка-дошкольника
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Роль развития общей моторики в развитии речи ребенка-дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль развития общей моторики в развитии речи ребенка-дошкольника

Сегодня мы поговорим о, казалось бы, простом и очевидном: о том, как ваш ребенок бегает, прыгает, лазает и бросает мяч. Но задумывались ли вы, что эти, на первый взгляд, несложные действия напрямую связаны с тем, как быстро и правильно он научится говорить? Связь между движением и речью – это не миф, а научно доказанный факт.

Почему это так важно? Немного науки простыми словами.

В нашем головном мозге есть два очень важных центра:

· Центр Брока – отвечает за речь, за то, как мы произносим слова и строим предложения.
· Центр, управляющий движениями – в частности, движениями рук, ног, тела (общей моторикой).

Эти два центра расположены совсем рядом! Более того, они тесно связаны нервными путями.

Что происходит?
Когда ребенок активно двигается(особенно когда движения ритмичные, перекрестные или требующие координации), он мощно стимулирует не только моторный центр, но и «будит», «заряжает» энергией соседний речевой центр. Улучшается кровоснабжение мозга, нервные клетки активно работают и建立ют связи (формируют нейронные сети).

Проще говоря: развивая тело, мы «запускаем» и развиваем мозг, а значит, и речь!

Как именно движение помогает речи?

1. Формирование моторного планирования. Ребенок учится планировать свои действия: «Я хочу перелезть через это бревно». Сначала он продумывает движение, а потом его выполняет. Точно так же в речи: чтобы сказать фразу, мозг должен выстроить план: «Какие слова подобрать? В каком порядке их поставить?». Развитая общая моторика помогает этому сложному процессу.
2. Развитие чувства ритма и темпа. Ходьба, бег, прыжки – все это имеет свой ритм. Речь – это тоже поток звуков, слогов, слов, имеющий свой ритм и темп. Дети, которые хорошо чувствуют ритм тела, легче осваивают слоговую структуру слова (не говорят «телевизОр», а «те-ле-ви-зор»).
3. Укрепление дыхательной системы. Во время активных игр (бег, прыжки) ребенок учится правильно и ритмично дышать. А для речи, особенно для произнесения длинных фраз и сложных звуков, нужен сильный, длительный выдох. Без этого речь может быть тихой, отрывистой, «захлебывающейся».
4. Развитие межполушарного взаимодействия. Многие движения (например, ползание, ходьба с высоким подниманием колен, прыжки на одной ноге) заставляют работать оба полушария мозга одновременно и слаженно. Левое полушарие в большей степени отвечает за речь и логику, правое – за образы и эмоции. Их слаженная работа – залог не только четкой речи, но и успешного обучения в школе (письмо, чтение, математика).
5. Расширение кругозора и словарного запаса. Подвижная игра – это всегда ситуация общения. Ребенок слышит инструкции («пройди змейкой», «проползи как гусеница»), новые слова («координация», «равновесие»), общается со сверстниками. Все это обогащает его пассивный и активный словарь.

Тревожные «звоночки»: на что обратить внимание?

Если у ребенка есть проблемы с общей моторикой, это может быть предвестником или спутником речевых трудностей:

· Ребенок неуклюж, часто спотыкается, падает.
· Ему трудно ловить и бросать мяч.
· Он не может прыгать на двух ногах, на одной ноге.
· С трудом сохраняет равновесие.
· Не умеет ходить по лестнице, чередуя ноги.
· Избегает подвижных игр.

Что можем делать мы, взрослые? Практические советы.

Ваша задача – не тренировать будущего олимпийского чемпиона, а дать ребенку богатый и разнообразный двигательный опыт!

Игры и упражнения для дома и прогулки:

1. «Звериная» гимнастика:
   · «Походи, как мишка» (на внешней стороне стопы).
   · «Попрыгай, как зайчик».
   · «Поползай, как гусеница» (на животе, отталкиваясь руками и ногами).
   · «Постой, как цапля» (на одной ноге).
2. Игры с мячом: Простое катание, бросание и ловля, бросание в цель, футбол. Мяч – лучший тренажер для координации и взаимодействия рук и глаз.
3. Полоса препятствий: Соорудите из подушек, стульев, покрывал. Предложите пролезть «под упавшим деревом», перепрыгнуть «через ручеек», пройти по «узкой тропинке» (лента на полу).
4. Ритмичные игры:
   · Маршировка под бодрый марш.
   · Повторение ритмичных движений за взрослым (2 хлопка, 3 притопа).
   · Прыжки на скакалке.
5. Логоритмика: Это золотой стандарт связи движения и речи! Простые стишки, где движение сопровождается текстом.
   · «Мы ногами топ-топ-топ,
   · Мы руками хлоп-хлоп-хлоп,
   · Мы глазами миг-миг-миг,
   · Мы плечами чик-чик-чик.»
   (Выполняем действия по тексту).
6. Прогулки на свежем воздухе: Лазание на детских площадках, ходьба по бордюрам, бег по траве, песку, игры с природными материалами (перекидывание камешков, шишек) – все это бесценный вклад в двигательное и речевое развитие.

Уважаемые родители!

Помните, что движение – это жизнь и... основа для красивой, правильной речи! Не ограничивайте двигательную активность ребенка. Поощряйте ее, играйте вместе с ним, будьте для него примером. И вы увидите, как вместе с ловкостью и уверенностью в теле будет расти и его речевая уверенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развития мелкой моторики в развитии речи ребенка

Данный материал можно использовать в качестве консультации для родителей,воспитателей...

Упражнение на развитие согласования речи с движением и развитие общей моторики по лексическим темам

Упражнения можно использовать как динамические паузы в процессе непосредственной образовательной деятельности...

Игры и упражнения на развитие общей моторики, мелкой моторики, координацию речи с движением.

Игры и упражнения развивают чувство ритма, координируют движение и речь....

Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...