Тренинг "Растим с любовью и пониманием: практические навыки и позитивные установки для родителей детей ДОУ"
методическая разработка по логопедии
Цель тренинга: Повысить родительскую компетентность через развитие практических навыков взаимодействия с ребенком дошкольного возраста и формирование позитивного взгляда на процесс воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
"Растим с любовью и пониманием: практические
навыки и позитивные установки для родителей детей ДОУ"
Автор:
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад №65
г. Владикавказ
Кокаева Е.К.
Цель тренинга: Повысить родительскую компетентность через развитие практических навыков взаимодействия с ребенком дошкольного возраста и формирование позитивного взгляда на процесс воспитания.
Целевая аудитория: Родители детей дошкольного возраста (3-6 лет).
Формат: Интерактивный тренинг с элементами мини-лекций, групповых обсуждений, практических упражнений и ответов на вопросы.
Структура тренинга (60 минут):
I. Введение и знакомство (5 минут)
- Приветствие и представление тренера.
- Краткое обозначение темы и целей тренинга: "Сегодня мы поговорим о том, как сделать процесс воспитания наших малышей более осознанным, радостным и эффективным. Мы научимся применять на практике проверенные методы и сформируем позитивный настрой, который так важен для гармоничного развития ребенка."
- "Ледокол" (короткое упражнение на знакомство): Предложить каждому участнику назвать свое имя и одно слово, которое ассоциируется у него с воспитанием ребенка. (Например: "радость", "терпение", "любовь", "вызовы"). Это поможет создать непринужденную атмосферу и понять ожидания участников.
II. Фундамент позитивного воспитания: понимание ребенка и себя (15 минут)
- Мини-лекция: "Возрастные особенности дошкольника: что важно знать родителям?" (5 минут)
- Краткий обзор ключевых потребностей ребенка дошкольного возраста (безопасность, любовь, признание, самостоятельность, развитие).
- Акцент на важности игры как ведущей деятельности в этом возрасте.
- Подчеркнуть, что каждый ребенок уникален, и важно видеть его индивидуальность.
- Групповое обсуждение: "Мой ребенок – какой он?" (5 минут)
- Предложить родителям в парах или небольших группах обсудить: "Какие сильные стороны вы видите в своем ребенке? Какие моменты в его поведении вас иногда ставят в тупик?"
- Краткий сбор обратной связи от нескольких пар/групп.
- Мини-лекция: "Родительская роль: не только контроль, но и поддержка" (5 минут)
- Важность саморефлексии родителя: "Как я реагирую на поведение ребенка? Какие мои установки влияют на мои действия?"
- Концепция "родительского ресурса": как заботиться о себе, чтобы быть в силах заботиться о ребенке.
III. Практические навыки: строим мосты понимания (25 минут)
- Упражнение 1: "Активное слушание – ключ к доверию" (10 минут)
- Объяснение техники: Что такое активное слушание (внимательное слушание, не перебивая, задавая уточняющие вопросы, отражая чувства ребенка).
- Практика в парах: Один родитель рассказывает о своем дне (или о каком-то событии), другой практикует активное слушание. Затем меняются ролями.
- Обсуждение: Какие ощущения возникли во время практики? Что было легко, что сложно?
- Упражнение 2: "Границы с любовью: как говорить "нет" и "да" конструктивно" (10 минут)
- Мини-лекция: Важность установления четких, но гибких границ для ребенка. Разница между запретами и правилами.
- Практика: Предложить родителям сформулировать "правила" для типичных ситуаций (например, время перед сном, игры с игрушками, помощь по дому). Акцент на позитивной формулировке правил ("Мы убираем игрушки перед сном, чтобы завтра они были готовы к игре" вместо "Не оставляй игрушки разбросанными").
- Обсуждение: Как можно донести правила до ребенка так, чтобы он их понял и принял?
- Упражнение 3: "Похвала, которая вдохновляет: от "молодец" к конкретике" (5 минут)
- Мини-лекция: Почему общая похвала не всегда эффективна. Как хвалить за усилия, процесс, конкретные действия.
- Практика: Предложить родителям придумать 2-3 варианта конкретной похвалы для своего ребенка за разные достижения (например, за попытку застегнуть пуговицу, за помощь маме, за интерес к книге).
IV. Формирование позитивных установок: взгляд в будущее (15 минут)
- Мини-лекция: "Воспитание как путешествие, а не гонка" (5 минут)
- Переосмысление понятия "успех" в воспитании: это не идеальный ребенок, а ребенок, который чувствует себя любимым, уверенным и способным справляться с жизненными задачами.
- Важность принятия несовершенств – как своих, так и ребенка. Ошибки – это возможности для роста.
- Акцент на долгосрочной перспективе: какие качества мы хотим заложить в ребенка на всю жизнь? (Самостоятельность, ответственность, эмпатия, любознательность).
- Групповое упражнение: "Мои родительские суперсилы" (5 минут)
- Предложить каждому участнику подумать и записать 1-2 своих сильных качества как родителя, которые помогают ему в воспитании. Это может быть терпение, чувство юмора, умение слушать, креативность и т.д.
- Затем предложить поделиться ими в парах или в общем кругу. Цель – увидеть и признать свои ресурсы, укрепить уверенность в себе.
- Мозговой штурм: "Позитивные установки для каждого дня" (5 минут)
- Предложить родителям сформулировать короткие, позитивные утверждения (аффирмации), которые они могут использовать в повседневной жизни. Например:
- "Я справляюсь."
- "Мой ребенок учится и растет."
- "Я выбираю спокойствие."
- "Каждый день – новая возможность для нас."
- Записать несколько самых ярких и полезных аффирмаций на доске или флипчарте.
V. Заключение и обратная связь (5 минут)
- Краткое подведение итогов: "Сегодня мы сделали шаг навстречу более осознанному и гармоничному воспитанию. Мы вспомнили о важности понимания наших детей, освоили несколько практических инструментов для улучшения коммуникации и укрепили наш позитивный взгляд на родительство."
- Ответы на вопросы: Предоставить возможность задать оставшиеся вопросы.
- Обратная связь: Предложить участникам на листочках (или устно) написать одно слово, которое они уносят с собой с тренинга, или одно действие, которое они планируют применить в ближайшее время.
- Благодарность и прощание.
Материалы для тренинга:
- Доска.
- Маркеры.
- Листочки бумаги и ручки для участников.
- Возможно, небольшие карточки с "правилами" или "аффирмациями" для раздачи.
Рекомендации для тренера:
- Создать доверительную и поддерживающую атмосферу.
- Быть гибким и адаптировать материал под нужды группы.
- Использовать примеры из жизни, понятные родителям.
- Поощрять активное участие и обмен опытом.
- Подчеркивать, что нет "идеальных" родителей, есть любящие и стремящиеся к развитию.
Этот тренинг призван дать родителям не только теоретические знания, но и практические инструменты, которые они смогут сразу же применить в своей повседневной жизни, делая процесс воспитания более радостным и эффективным для всей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Негативные и позитивные установки в воспитании детей""
Иногда словом можно убить, сказав это, исправьтесь....
Консультация для родителей: « Негативные и позитивные установки».
Задумывались ли Вы о том, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренним указателями на Вашем жизненном пути? Задумывались ли Вы, какие установк...

Позитивные установки для ребёнка.
Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: "негативные установки", "позит...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков".
Цели:1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств лич...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга: "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга:"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

«Создание условий для организации ранней профориентации дошкольников, направленных на позитивную установку и уважительное отношение к разным видам профессий»
Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осущ...