«Создание условий для организации ранней профориентации дошкольников, направленных на позитивную установку и уважительное отношение к разным видам профессий»
консультация

Надежда Ивановна Кириллова

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Создание условий для организации ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий»

СЛАЙД 1

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

СЛАЙД 2 -3 – 4

Теоретическую и методологическую основу ранней профориентации составили:

- концептуальные подходы к профессиональной ориентации как управляемому процессу профессионального самоопределения личности (Е.А. Климов, П.С. Лернер, А.В. Хуторской, П.А. Шавир);

- работы по психолого- педагогическому обоснованию воспитания и развития детей дошкольного возраста (Л.A. Венгер, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович и др.),

- теория игры (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.В. Зворыгина, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.),

- психологические основы профессионализма А. К. Марковой;

- базовые принципы трудового и профессионального самоопределения, разработанные Е.А. Климовым, И.С. Пряжниковым и др.

СЛАЙД 5

Задачи:

- совершенствование работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста;

- обогащение развития предметно – пространственной среды  в целях  ранней профориентации;

- организация взаимодействия с родителями для решения вопросов ранней профориентации детей дошкольного возраста;

- организация сетевого взаимодействия  с образовательными учреждениями, организациями и предприятиями по ранней профориентации дошкольников;

- обобщение, распространение и представление опыта работы педагогическому сообществу.

СЛАЙД 6

Актуальность ранней профориентации является современным запросом правительства Российской Федерации, который прописан в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и целевых ориентиров дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

СЛАЙД 7

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Задание: решение задач ранней профориентации по пяти образовательным областям

Ознакомления с разными видами профессий происходит в соответствии с возрастом детей их потребностями. В младших группах мы знакомим с профессиями ближнего окружения, далее с учётом взросления детей информация пополняется и расширяется уже с учётом интересов и потребностей детей. В настоящий момент даже нет сложности ознакомления детей с профессиями которые недоступны для непосредственного наблюдения. С помощью информационно-коммуникационных технологий возможно моделирование различных профессиональных ситуаций, в том числе виртуальные экскурсии.

СЛАЙД 8

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

В современной педагогике насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- личностно-ориентированные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии развивающего обучения;

- развивающие технологии;

- игровая технология;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология портфолио дошкольника и воспитателя;

- технология исследовательской деятельности;

- технология «ТРИЗ»;

- технология проектной деятельности;

- технология проблемного обучения;

- технология музейной педагогики;

- технология коллекционирования;

- технология интегрированного обучения и др.

1. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

2. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

3. Технология развивающего обучения. Развивающее обучение направлено на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников путм использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое. Технология основывается по положении Л. С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития, стимулирующем влиянии обучения на развитие и о том, что определенный уровень развития открывает возможность реализации того или иного обучения.

4. Игровая технология. Например, педагогическая технология организации режиссёрских игр детей, которая используется для развития игровых умений с созданием полифункционального игрового материала, с использованием сказочных сюжетов и длительностью организации игры в течение двух-трех месяцев. Или: педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр, когда тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью. Реализуется эта технология в три этапа: на первом происходит обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях в процессе знакомства ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями. На втором этапе организуются сюжетно-ролевые игры, определяется ситуация взаимодействия партнеров, придумываются и сочиняются события, их развитие в соответствии с темой игры, создается предметно-игровая среда на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования. И, наконец, на третьем этапе организуется самостоятельная игровая деятельность детей с воображаемым партнером, за которого дети разговаривают. К игровым технологиям относится и технология имитационного моделирования. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных затруднений детей и поиск путей их решения.

5. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

7. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

8. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Задача педагогов согласно ФГОС ДО – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Важно не упустить дошкольный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

9. Проектная технология. Основной целью проектной технологии в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития исследовательской деятельности детей. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

10. Технология проблемного обучения в детском саду. Существуют четыре уровня проблемности в обучении

11. Технология музейной педагогики. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музейной культуре подрастающего поколения, творческое развитие личности. Психологические исследования показали, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами. Одна из форм музейной педагогики - организация в детских садах мини-музеев и этнографических комнат. Конечно же, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому педагоги называют эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

12. Технология коллекционирования. Коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой. Все то, из чего коллекционеры составляют свои собрания, можно разделить на «предметы культуры» или «объекты природы». Коллекционирование - это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только механический сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

СЛАЙД 9

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

СЛАЙД 10

В работе с дошкольниками по ранней профориентации используются разнообразные формы работы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной:

- НОД;

- самостоятельная деятельность;

- экскурсии;

- наблюдения;

- рассказы, беседы;

- игровая деятельность;

- рассматривание картин, иллюстраций;

- праздники, развлечения;

- познавательно – исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- коммуникативная деятельность;

- лэпбук;

-  фотовыставки;

- продуктивная деятельность

СЛАЙД 11

Алгоритм ознакомления с профессиями

- название профессии;

- место работы;

- форменная одежда;

- материал или орудия труда;

- личностные качества (воспитателя - порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие);

- результат труда;

- польза для общества

СЛАЙД 12

Организация развивающей предметно-пространственной среды является непременным компонентом для осуществления работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста в ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством , материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Требования ФГОС ДО к РППС

1. Насыщенность (среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы;      Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем).

  Для детей  раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

3. Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;  наличие в ДОУ или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает: свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

6. Безопасность. предполагает      исправность и сохранность материалов и оборудования.

СЛАЙД 13

Оснащение профессионально - ориентированной РППС:

- специально организованное пространство

- материалы (наглядно – демонстрационный материал, раздаточный, видеоматериал)

- оборудование и атрибуты (для игр)

- инвентарь (для разных видов деятельности)

- методический материал для консультаций родителей

СЛАЙД 14

Ранняя профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Совместно-деятельностный подход к организации ранней профориентации дошкольников

Деятельностный подход – создание условий для принятия роли, «проживания» профессии в игровой форме, осуществление отдельных трудовых действий, соответствующих возрасту детей....

Организация ранней профориентации дошкольников как развитие интереса у детей к трудовой деятельности.

Организация ранней профориентации дошкольников как развитие интереса у детей к трудовой деятельности. Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно- деятельностного подхода. ...

Семинар для воспитателей в форме круглого стола «Основные подходы и технологии по организации ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

Ранняя профориентация дошкольников – это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Создан...

Буклет "Полезные развивающие игры для организации ранней профориентации дошкольников"

Работа по ранней профориентации эффективна через сюжетно-ролевую игру. Каждый ребенок становится участником смоделированной ситуации и получает эмоционально-образные знания. Сюжетно-ролевая игра в гру...