Билингвизм-особенности проявления в речи
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Билингвизм-особенности проявления в речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 420.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Билингвизм – это двуязычие, владение и попеременное пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя разными языками или различными диалектами одного и того же языка. Для логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого и психического развития. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности. М. Г. Хаскельберг выделяет следующие особенности речевого развития двуязычных детей: - они позднее овладевают речью; - словарный запас на каждом из языков часто меньше, чем у сверстников, говорящих на одном языке, при этом сумма слов лексикона ребенка больше; - при отсутствии систематического обучения, может быть недостаточно усвоена грамматика; - могут возникнуть трудности при усвоении письменной речи второго языка; - при отсутствии практики может возникнуть постепенная утрата не доминирующего родного языка.
Довольно часто случается, что в ситуации овладения двумя языками одновременно, не один из языков не формируется полноценно. - р ебенок смешивает слова, не может грамматически правильно оформить фразу ни на одном из языков, - смешивается произношение звуков, в результате не формируются полноценно базовые структуры ни одного из двух языков. Или имеются значительные нарушения звукопроизношения. Ребенок становится двуязычным вследствие особых условий жизни семьи или воспитания. По мнению выдающегося психолога Л.С. Выготского , «... в развитии речи ребенка могут возникнуть затруднения, когда условия воспитания не гарантируют образования более или менее самостоятельной сферы приложения каждого языка, когда ребенок отдан во власть случайной смеси языковых систем, когда детское двуязычие развивается стихийно ». В научной литературе существует два противоположных мнения о влиянии двуязычия на психическое развитие ребенка. Многие авторы выделяют как положительные моменты раннего двуязычия так и отрицательные. С логопедических позиций детей можно разделить на тех, которые имеют патологические речевые расстройства , и тех, у которых таких нарушений нет, либо нарушения носят физиологический характер, связанный с этапом речевого развития.
Частой ситуацией является речевое состояние детей, одновременно овладевающих с раннего возраста двумя языками, у которых наблюдается задержка формирования звукопроизносительной стороны речи на одном или на каждом из языков . -Нередким осложнением в процессе овладения двумя языками выступает заикание.
Представленные примеры речи детей - билингвов свидетельствуют о том, что усвоение двух языковых систем является трудным процессом, который может осложниться разными нарушениями в языковом развитии . При отсутствии какой-либо патологии речевого развития у ребенка и наличия правильно организованной языковой среды усвоение нескольких языков может протекать благоприятно для развития речи и общего психического состояния ребенка-билингва . Исследования показывают, что просодика как начальный этап формирования языка у ребенка с сохранным слухом формируется до развития звукопроизношения и языка в целом и проявляется у ребенка, воспитывающегося в однородной языковой среде, достаточно четко на уровне лепетного языка. С нашей точки зрения, данный речевой компонент может быть ведущим при определении доминантного языка , в том случае, если словарный запас и звукопроизношение находится на одном уровне развития в двух языковых системах
Чиркина Г.В. и Лагутина А.В. выделяют высокий, средний и низкий уровень развития речи ребёнка - билингва по следующим критериям : -лексико-грамматическая правильность речи (на русском языке), - фонетическое оформление речи и коммуникативно-речевая активность на русском языке. Так в речи ребёнка с низким уровнем лексико-грамматической правильности речи (на русском языке) встречается большое количество грамматических и синтаксических ошибок, навык грамматической самокоррекции не сформирован. При низком уровне оформления речи и коммуникативно-речевой активности на русском языке ребенок не может вести беседу на русском языке, лишь однословно отвечает на вопросы по очень простым бытовым темам, часто переспрашивает, владеет минимальным запасом русской лексики, но не умеет его коммуникативно приемлемо использовать в ответе.
Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей-билингвов . 1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (много ложков); 2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц); 3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал); 4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени ( дерево упала); 5) неправильное употребление предложных конструкций (под стола, в дому, из стакан ). Характерные ошибки в употреблении предлогов: - опускание предлогов (Паток лезит тумке – платок лежит в сумке); - замена (кубик упай и тая-кубик упал со стола); - недоговаривание ( полезя а дево-полезла на дерево, посля а уиса-пошла на улицу). Наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна – окны , стулья – стулы ). Часто наблюдается неправильное согласование прилагательных в роде, числе, падеже .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школе.
В статье рассмотрены примеры специфических ошибок на письме и причины их появления у детей в младшей школе....

Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок...

«Нарушения опорно-двигательного аппарата и речи, как вторичные проявления перинатальной энцефалопатии»
Материал предназначен для воспитателей и специалистов коррекционных дошкольных учреждений. В доступной форме раскрывает понятие "энцефалопатия", знакомит с этиологией детских перенатальных энцефалопат...

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Развитие речи детей с ОНР с использованием эмоциональных проявлений и с применением "вокальной" мимики.
Изучая особенности развития дошкольников с нарушениями речи отмечается, что нарушение коммуникативной функции у детей с ОНР выражается: в несформированности способов комму...

«Использование логопедического массажа в коррекциии проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Логопедический проект...

Консультация для педагогов: «Билингвизм. Особенности воспитания двуязычных детей»
Чтобы ребенок начал активно использовать какое-либо слово, он должен предварительно услышать его около 100 раз. Так как для обозначения одного и того же понятия билингв слышит информацию сна...
