«Использование логопедического массажа в коррекциии проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Павлюк Татьяна Викторовна

Логопедический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlyuk_proek.docx61.54 КБ

Предварительный просмотр:

36217233.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

Логопедический проект на тему:

 «Использование логопедического массажа

в коррекциии  проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

                                                                                         Подготовила

учитель-логопед

 Павлюк Т.В 36217233.jpg

ст. Новодонецкая, 2016г

1.Введение

Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевой патологией становится все больше. Частота речевых нарушений в детском возрасте напрямую связана с частотой перинатальной патологии. Речь – сложный психический процесс, форма высшей нервной деятельности человека. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны: слуховые, речевые, зрительные. Важно состояние иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, нормальное состояние придаточных пазух носа и полости рта, играющих роль резонаторных полостей, координация дыхания, голосообразования и произношение звуков. В осуществлении двигательных механизмов речи принимает участие экстрапирамидная система, которая участвует в подготовке двигательного и речевого акта и коррекции произношения и артикуляционной моторики.
    Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга.

    При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения.

    Речевые расстройства воспитанников:

*  С органическим поражением Ц.Н.С. в зависимости от уровня поражения:

  • Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде,
  • Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи при повреждении иннервации речевой мускулатуры. При этом изменяется голосообразование, разборчивость, эмоциональность речи, нарушение тембра и тональности.
  • С дефектами строения артикуляционного аппарата, механические дислалии и ринолалии.
  • Задержка речевого развития различного происхождения при тяжёлых заболеваниях внутренних органов.
  • Общее недоразвитие речи – патология формирования лексики, смысловой, фонетически-фонематической стороны речи.

      У  воспитанников наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми предложениями, но их словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов. При использовании простых предложений, состоящих из 2-3 слов, отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме: нарушено произношение мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих. Большое количество ошибок отмечается и в воспроизведении слогового контура слов. Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.

  Звукопроизношение не соответствует требованиям возрастной нормы.
    Наиболее типичными является:

* замена звуков более простыми по артикуляции,

* нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится по-разному,
* смешение звуков, когда изолированно ребёнок произносит определённые звуки верно, а в словах и в предложениях их взаимозаменяет,

* недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы,
* смазанное произношение звуков.

Данные речевые нарушения требуют упорной, длительной коррекции. На постановку и автоматизацию звуков уходит много времени. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы. Для достижения положительного стойкого результата необходима интеграция педагогических  мер воздействия и нетрадиционных форм.

Нетрадиционные безмедикаментозные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Чтобы эффективно решить задачи, стоящие перед специалистом службы сопровождения развития ребенка, нужно включить в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы.

Рефлексы лежат в основе всех адаптационных процессов человека. Адаптивный потенциал человека – величина переменная, которая зависит как от биологических, так и от социальных причин. Известным фактом является снижение адаптивных возможностей у детей, имеющих отклонения в развитии. Любая рефлекторная деятельность является основанием для перестройки организма на новый уровень функционирования. В процессе адаптации в коре головного мозга человека происходит формирование различных временных связей с внешней средой, которые при неподкреплении могут угасать. Таким образом, необходимо целенаправленное воздействие на определенные зоны ЦНС.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, способствует сокращению сроков коррекционной работы и повышению качества коррекционного воздействия.

          

При спастичности и гипертонусе мышц артикуляционного аппарата используется расслабляющий массаж.

Работая со своими воспитанниками, я решила  выстроить работу следующим образом: провести родительские посиделки на тему «Значение логопедического массажа в жизни ребёнка», таким образом, предложив и пояснив родителям о значении логопедического массажа для дальнейшего развития речи детей. Далее  с их согласия провести курс логопедического массажа

(10 сеансов) с подгруппой детей имеющими  ОНР 2. Затем еще раз выступить на родительском собрании с полученными результатами.

Цель: Ускорить процесс коррекции речевых нарушений и  развить компенсаторные возможности детского организма средствами логопедического массажа.

Задачи:

  1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата.
  2. Повышение качества просодических компонентов речи
  3. Увеличение объема и качества выполнения артикуляционных движений
  4. Активизация мимической, мелкой моторики
  5. Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Участниками проекта: дети МБДОУ ДС № 28  подготовительной группы компенсирующей направленности, учитель-логопед Павлюк Татьяна Викторовна,  родители.

Тип проекта:  подгрупповой, индивидуальный

Продолжительность:  краткосрочный   (12 сентября 2016г – 27 сентября 2016г)

Методы и формы работы:

Принцип доступности -

1. Проводится в медленном темпе.

2. Основными приёмами являются поглаживание и лёгкая вибрация.

3. Массаж должен вызывать у ребёнка ощущение тепла и покоя.

4. Руки логопеда должны быть тёплыми.

5. Можно использовать музыкотерапию или проговаривание логопедом установок следующего характера:

* успокаиваюсь,

* отдыхаю,

* дыхание ровное, спокойное, ритмичное,

* ощущение спокойствия и расслабления,

* глаза закрыты,

* дышится легко и свободно,

* все мышцы полностью расслаблены,

* не хочется двигаться,

* мне хорошо и спокойно.

 

  1. Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка
  2. Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех зон  в данном направлении.
  3. Принцип системности- решение задач в системе логопедического массажа в рамках ДОУ.

Ожидаемый результат

  1. нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- и гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  2. улучшение качеств  артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость
  3. увеличение силы мышечных сокращений;
  4.  активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
  5. расширение объема речевого дыхания, улучшение качества голосообразования 

Дополнительно:

  • Нормализация звукопроизношения
  • Количественное и качественное улучшение состояния словаря и грамматического строя речи
  • Улучшение памяти и концентрации внимания, зрительно-моторной координации

Мероприятия

 I этап

 12 сентября 2016 года

  1. Выбор темы проекта и его разработка
  2. Диагностика детей с ОНР 2.
  3. Проведение с родителями посиделок  на тему «Использование логопедического массажа в коррекции  проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ.

II этап основной

13 сентября – 23 сентября

Проведение логопедического массажа в условиях ДОУ.

III этап заключительный

27 сентября 2016 года

Выступление на родительском собрании о результате полученном совместно с детьми ОНР 2.

 Анализ результатов по использованию логопедического массажа свидетельствуют об эффективности и целесообразности его применения как дополнительного средства коррекции в системе логопедической помощи.

Список литературы

  1. В.Ф. Базарный.  Здоровье и развитие ребенка. М., 2005.
  2. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «Детство-Пресс», 2008.109 с.
  3. Н.Е. Ильякова «Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения». Москва 2006г.
  4. Картотека № 1 «Артикуляционная гимнастика».
  5. Картотека игр для развития речевого дыхания, плавного, сильного выдоха и активизации губных мышц.
  6. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей». Москва 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг нарушений речи дошкольников в условиях логопункта ДОУ ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Хочется поделиться с коллегами удобным и доступным видом мониторинга для детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Представлена система параметров оценки речевых и неречевых функций, таб...

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Коррекция нарушения речи дошкольников в условиях взаимодействия педагогов

В настоящее время перед логопедом, работающим в ДОУ, стоит большой комплекс коррекционно – развивающих задач, которые ему необходимо решить. Однако, ряд специфических особенностей работы на логопункте...

«Использование нетрадиционных приемов коррекции дизартрических нарушений речи дошкольников»

В статье рассматриваются вопросы коррекции речевых нарушений, осложненных дизартрическими проявлениями. Автор предлагает для использования в  логопедической работе нетрадиционные приемы коррекции...

«Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

laquo;Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»Емельянова Е.В.учитель-логопед  МАДОУ «Детский сад № 6» Слайд 1Слайд 2    ...

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»...