«Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»
статья по логопедии на тему

Емельянова Елена Владимировна

«Использование сказкотерапии

в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

Емельянова Е.В.

учитель-логопед  МАДОУ «Детский сад № 6»

 

Слайд 1

Слайд 2

    В наше время встречается много детей с речевыми патологиями. Это  наиболее распространенная категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среди различных аномалий развития. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные спо­собности и интеллектуальные возможности. Важным вопросом является создание различных эффективных методов коррекции. Это заставляет специалистов искать новые технологии, интегрировать в логопедию знания смежных дисцип­лин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Слайд 3. 

В нашем ДОУ «Детский сад № 6» функционирует группа компенсирующей направленности.  Характер   речевых патологий у воспитанников сложный,  имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушены речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая актив­ность.

Слайд 4.

Слайд 5. 

Слайд 6. 

Коррекция речевых нарушений осуществляется на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях.  В условиях реализации ФГОС дошкольного образования может рассматриваться как одна из форм поддержки образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, сказкотерапия,  как метод коррекции, опирающийся на возрастные ценности дошкольного детства, предоставляющий дошкольникам возможность самореализации и проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

Слайд 5. 

        Прекрасным средством в развитии речи детей, их речевого общения является устное народное творчество, выраженное в малых формах фольклора: потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, игры, сказки. Произведения народного творчества в работе с детьми с недоразвитием речи следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Поэтому мы используем в логопедической работе с детьми логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи воспитанников.  Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.  

Работа  строится  с опорой на общие дидактические принципы:

- систематичности и последовательности;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей;

- учета структуры дефекта.

Технология логосказки планируется в разных образовательных областях:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

Слайд 6. 

Слайд 7. 

Слайд 8. 

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим  средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, поэтому  мы  включаем  в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу  имена героев в сказки),
- снятие  эмоционального напряжения (дети   представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь  передавать  их характер через движения, мимику).

   Большинство конспектов логоритмических занятий построено на сказочном сюжете,  с  присутствием игровых  приемов: психогимнастические  этюды, ритмические  упражнения, упражнения  на релаксацию.

Мы берем  сказку в помощники для развития  общих речевых навыков, овладения детьми лексики и грамматики, активизации познавательных способностей, детей, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.
Слайд 9. 

      В группе и логопедическом кабинете создана развивающая предметно- пространственная среда, способствующая развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с русскими сказками, и помогающая правильно скорректировать работу специалиста и воспитателей. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудиосопровождением, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.

Слайд 10.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_ispolzovanie_skazkoterapii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование сказкотерапии

в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

Емельянова Е.В.

учитель-логопед  МАДОУ «Детский сад № 6»

Слайд 1

Слайд 2

    В наше время встречается много детей с речевыми патологиями. Это  наиболее распространенная категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среди различных аномалий развития. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Важным вопросом является создание различных эффективных методов коррекции. Это заставляет специалистов искать новые технологии, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Слайд 3.  

В нашем ДОУ «Детский сад № 6» функционирует группа компенсирующей направленности.  Характер   речевых патологий у воспитанников сложный,  имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушены речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Слайд 4.

Слайд 5.  

Слайд 6.  

Коррекция речевых нарушений осуществляется на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях.  В условиях реализации ФГОС дошкольного образования может рассматриваться как одна из форм поддержки образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, сказкотерапия,  как метод коррекции, опирающийся на возрастные ценности дошкольного детства, предоставляющий дошкольникам возможность самореализации и проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

Слайд 5.  

        Прекрасным средством в развитии речи детей, их речевого общения является устное народное творчество, выраженное в малых формах фольклора: потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, игры, сказки. Произведения народного творчества в работе с детьми с недоразвитием речи следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Поэтому мы используем в логопедической работе с детьми логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи воспитанников.  Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру. 

Работа  строится  с опорой на общие дидактические принципы:

- систематичности и последовательности;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей;

- учета структуры дефекта.

Технология логосказки планируется в разных образовательных областях:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

Слайд 6.  

Слайд 7.  

Слайд 8.  

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим  средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, поэтому  мы  включаем  в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу  имена героев в сказки),
- снятие  эмоционального напряжения (дети   представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь  передавать  их характер через движения, мимику).

   Большинство конспектов логоритмических занятий построено на сказочном сюжете,  с  присутствием игровых  приемов: психогимнастические  этюды, ритмические  упражнения, упражнения  на релаксацию.

Мы берем  сказку в помощники для развития  общих речевых навыков, овладения детьми лексики и грамматики, активизации познавательных способностей, детей, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.
Слайд 9.  

      В группе и логопедическом кабинете создана развивающая предметно- пространственная среда, способствующая развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с русскими сказками, и помогающая правильно скорректировать работу специалиста и воспитателей. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудиосопровождением, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций. 

Слайд 10.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция тяжелых нарушений речи с использованием средств логоритмики""

В сообщении представлена краткая характеристика тяжелых нарушений речи, раскрыто понятие "Логопедическая ритмика", представлены основные её составляющие....

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»...

Доклад "Коррекция тяжелых нарушений речи посредством современных логопедических технологий"

В выступлении раскрыты категории детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны традиционные и нетрадиционные коррекционно -развивающие образовательные технологии, используемые в коррекционной деятельност...

Коррекция тяжелого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение

В данном материале говорится о пользе вразительного чтения в развитии речи детей дошкольного возратса, о значимости фольклора, произведений устного народного творчества, приведено множетсво театрализо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТФОЛИО В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми нарушениями речи у детей требует новых подходов и технологий.Информационно-коммуникативные технологии позволили нам вызвать интерес у детей, ...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...