«Использование нетрадиционных приемов коррекции дизартрических нарушений речи дошкольников»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шипунова Римма Раисовна

В статье рассматриваются вопросы коррекции речевых нарушений, осложненных дизартрическими проявлениями. Автор предлагает для использования в  логопедической работе нетрадиционные приемы коррекции: динамическую электронейростимуляцию и технику RESET, как дополнительные способы воздействия, которые позволяют ускорить процесс коррекции речевых нарушений и  развить компенсаторные возможности детского организма.

Ключевые слова: коррекция речи, дизартрия, нетрадиционные приемы, ДЕНС – терапия, техника  RESET, компенсаторные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shipunova_rr.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Шипунова Римма Раисовна

МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка», учитель – логопед

г. Нефтеюганск

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы коррекции речевых нарушений, осложненных дизартрическими проявлениями. Автор предлагает для использования в  логопедической работе нетрадиционные приемы коррекции: динамическую электронейростимуляцию и технику RESET, как дополнительные способы воздействия, которые позволяют ускорить процесс коррекции речевых нарушений и  развить компенсаторные возможности детского организма.

Ключевые слова: коррекция речи, дизартрия, нетрадиционные приемы, ДЕНС – терапия, техника  RESET, компенсаторные возможности. 

«Использование нетрадиционных приемов коррекции дизартрических нарушений речи дошкольников»

В последние десятилетия  в области коррекционной педагогики и логопедии особое внимание исследователей привлекали дети предшкольного возраста, имеющие речевые нарушения и находящиеся на критическом этапе возрастного развития, в период интенсивных морфофункциональных перестроек организма и подготовки к систематическому школьному обучению. Отклонения в психофизиологическом развитии детей приводят к проявлениям «школьной незрелости» физиологических систем, риску школьной дезадаптации.[1]

 В последние годы значительно увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе со стертыми формами дизартрии. Превалировавшие в логопедии педагогические методы воздействия перестали приносить ожидаемые результаты. Поэтому появилась настоятельная необходимость использования нетрадиционных методов воздействия.

В практике педагогов, работающих с детьми с поражением центральной нервной системы (ЦНС), явной проблемой сегодня является привлечение в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.
Одним из перспективных направлений является разработка лечебного применения импульсного тока, который легко управляем, является эффективным положительным раздражителем для многих, в том числе речевых зон. Метод динамической электронейростимуляции с использованием аппарата ДЭНС начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001 г. и получил название «ДЭНС-терапия». ДЭНС-терапия разрешена к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических и образовательных учреждений. [2]

     Для детей с речевыми нарушениями импульсное воздействие стимулирует речевые  зоны головного мозга, способствует нормализации мышечного и сосудистого тонуса, функционального состояния ЦНС.[3]

Нетрадиционные безмедикаментозные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Чтобы эффективно решить задачи, стоящие перед специалистом службы сопровождения развития ребенка, нужно включить в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы.

Рефлексы лежат в основе всех адаптационных процессов человека. Адаптивный потенциал человека – величина переменная, которая зависит как от биологических, так и от социальных причин. Известным фактом является снижение адаптивных возможностей у детей, имеющих отклонения в развитии. Любая рефлекторная деятельность является основанием для перестройки организма на новый уровень функционирования. В процессе адаптации в коре головного мозга человека происходит формирование различных временных связей с внешней средой, которые при неподкреплении могут угасать. Таким образом, необходимо целенаправленное воздействие на определенные зоны ЦНС, имеющее стимулирующее значение, определяющее степень возбуждения и торможения нервных процессов на пути с периферии к ЦНС и обратно. [4]

          Ускорить процесс коррекции речевых нарушений и  развить компенсаторные возможности детского организма  можно, используя нетрадиционные приемы и техники. ДЕНС (динамическая электронейростимуляция) терапия позволяет решить следующие задачи:

  1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата.
  2. Повышение качества просодических компонентов речи
  3. Увеличение объема и качества выполнения артикуляционных движений
  4. Активизация мимической, мелкой моторики
  5. Формирование навыков правильного звукопроизношения.

          Опосредованное воздействие на определенные структуры мозга импульсной стимуляцией приводит к получению обратной связи со стороны этих структур в виде нервных импульсов, а значит, возникновению новых рефлекторных связей. Аппарат ДЭНС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), стимулирует работу мышц как речевого аппарата, так и мимических мышц, улучшает зрительно-моторную координацию.[5]

           Применение ДЭНС-терапии логопедом осуществляется с учетом рекомендаций лечащего врача невропатолога. При работе с выносным электродом аппарата ДЭНС используются определенные точки воздействия. Он безопасен в использовании, не вызывает аллергических реакций, по данным исследователей, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям по организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи. Включение ДЭНС-терапии в систему логопедической работы позволит оптимизировать коррекционно-логопедическую деятельность. Электростимуляция проводится дифференцированно. В зависимости от специфики нарушения (различного тонуса мышц губ, языка, шеи, лица; наличия гиперкинезов) выбирается интенсивность электроимпульсного воздействия. Минимальный энергетический диапазон (на пороге легких ощущений) соответствует воздействию слабой интенсивности, при которой ребенок либо не испытывает никаких ощущений, либо ощущает легкую вибрацию. Такой режим применяется к детям с тяжелыми речедвигательными расстройствами, осложненными повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Средняя интенсивность воздействия, при которой ощущается безболезненное приятное покалывание, применяется к детям с различной речедвигательной патологией. Третий порог чувствительности, самый интенсивный на пороге болевых ощущений, применяется детям со сниженным тонусом артикуляционных мышц для их активизации. В результате применения аппарата у детей в речевом статусе наблюдаются улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объема артикуляционных движений, а также расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования. В зрительно-моторной координации наблюдаются улучшения в прослеживании объектов и узнавании предметов, увеличении объема зрительного восприятия, а также появление синхронности деятельности руки и зрительной реакции; повышается самоконтроль ребенка. Использование аппарата на логопедических занятиях помогает формированию коммуникативных попыток в виде звуковых, слоговых и других проявлений у детей с задержанным речевым развитием. [5]

Противопоказания к ДЕНС терапии:

      Абсолютные:

  • Индивидуальная непереносимость тока
  • Наличие кардиостимулятора

      Относительные:

  • Эпилептический статус
  • Новообразования любого происхождения
  • Лихорадка неясного генеза
  • Тромбоз вен
  • Состояние острого психического возбуждения

ДЕНС – терапия безопасна в применении, не вызывает аллергических реакций, не нарушает физиологического энергетического потенциала детского организма. Обладает иммунно-моделирующим, общеукрепляющим эффектом, позволяет решать не только узко-специальные, но и адаптационные  задачи. При курсовом использовании ДЕНС-терапии по логопедическим схемам воздействия стимулируются соответствующие зоны головного мозга, безусловные рефлексы: жевание, глотание, слюнообразование, работы мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшается функциональное состояние ЦНС, зрительно-моторная координация, снижается частота возникновения аномальной пульсации. Тем самым устраняются патологические реакции, корригируется и восстанавливается произносительная сторона речи, обусловленная недостаточностью или нарушением иннервации речевого аппарата. Эти методы просты и эффективны. Они дают возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Звуки ставятся быстрее, увеличивается срок для автоматизации звуков и введения их в речь.

Еще одна перспективная техника – RESET. Она позволяет восстановить энергетический баланс в теле и активизировать ресурсы организма к его естественному восстановлению. RESET – это энергетическая коррекция с помощью восстанавливающей энергии, которая проходи через руки специалиста и направляется в нужную мышцу. [6]

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи при повреждении иннервации речевой мускулатуры. При этом изменяется голосообразование, разборчивость, эмоциональность речи, нарушение тембра и тональности. Эти нарушения связаны с нарушением тонуса мышц артикуляционного аппарата, а зачастую и дисбалансом в височно-нижнечелюстном суставе (ВНС). ВНС оказывает влияние на все системы организма, в особенности на опорно-двигательный аппарат, мышечную и нервную систему. Метод RESET позволяет  сбалансировать психический и эмоциональный стресс от осознания  речевой неполноценности, является способом номер один для быстрого расслабления мышц без дополнительного инструментального вмешательства и болезненных манипуляций.[7]

 Анализ результатов по использованию методов динамической электронейростимуляции и техники RESET свидетельствуют об эффективности и целесообразности их применения как дополнительных средств коррекции в системе логопедической помощи.

Используемая  литература

  1. В.Ф. Базарный.  Здоровье и развитие ребенка. М., 2005.
  2. Н.А.Коршунова, Л.В.Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике / Логопед. 2007. №4. С.27-31.
  3. А.Н.Павлов. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 224 с.
  4. А.В.Перцев, В.В. Малахов. ДЭНАС и новая философия медицины // Журнал «Академический вестник». Международная академия фундаментального образования. – СПб-Екатеринбург: «МАФО-ДЭНАС МС»,  2004. – С. 30-32.
  5. Применение динамической электронейростимуляции в логопедической работе с дошкольниками .  2011.  Исследование, Мастер-класс, Тирская Н.В. , учитель-логопед, Шаманаева Ю.Б. главный врач ВДОУ ПТВС АК «АЛРОСА» (ЗАО), г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
  6. Philip Rafferty. RESET 1.   2014 г.
  7. Philip Rafferty. RESET 2.  2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

   Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окру...

«Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

laquo;Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»Емельянова Е.В.учитель-логопед  МАДОУ «Детский сад № 6» Слайд 1Слайд 2    ...

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»

Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТФОЛИО В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми нарушениями речи у детей требует новых подходов и технологий.Информационно-коммуникативные технологии позволили нам вызвать интерес у детей, ...

Коррекция дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста (О. Г. Приходько)

Цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами — это улучшение разборчивости речевого высказывания, для того чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими....