Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему

Росицкая Галина Евгеньевна

     Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии дошкольников

       Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом  работы по использованию нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Слайд

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо

        Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же,  подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.

     Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

     Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

      Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его веру в собственные силы.

      Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно!

Слайд  № 2

  • Нетрадиционные изобразительные техники позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, учитывая их желание и интерес

    Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изобразительных материалов и техник.

СЛАЙД

Задачи:

  • 1. Формировать навыки получения художественного изображения различными способами, используя при этом богатый изобразительный материал  и разную технику изображения.
  • 2. Развивать умения детей самостоятельно определять замысел будущей работы для создания выразительного образа, сюжета.
  • 3. Формировать изобразительно - выразительные умения в передаче цвета, формы, размера, композиции, применять опыт в декоративном изображении.
  • 4. Развивать графо-моторные навыки, сенсомоторную координацию, совершенствовать технические умения.
  • 5. Развивать эстетические и эмоциональные качества.
  • 6. Формировать творческие способности.
  • 7. Воспитывать чувство ответственности, умение доводить начатое до конца
  • 8. Развивать коммуникативные навыки – умение работать в коллективе.

       Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Целью данного вида деятельности  является –  формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

СЛАЙД

Задачи  по развитию личности ребенка:

  1. Развитие  интеллекта
  2. Развитие психических процессов
  3. Развитие личностной  сферы

      Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

      Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

      В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

СЛАЙД

  • «Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».

Л.С.Выготский

      Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность  в рисовании, лепке, аппликации. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.

СЛАЙД

Нетрадиционные техники:

  •  рисование пальчиками, ладошками
  •  рисование тычком
  •  рисование ватными палочками
  •  Печатанье листьями, картофелем, морковью
  •  Рисование свечой, углем
  • Кляксография с трубочкой
  •  Монотипия
  •  Набрызг
  •  Рисование восковыми мелками и акварелью
  •  Оттиск смятой бумагой
  • рисование поролоном
  •  гравюра (граттаж)
  • оттиск поролоном, пенопластом
  •  тиснение
  •  тычок  жесткой полусухой кистью
  •  Рисование по сырому
  •  Рисование по ткани
  • Рисование солью
  •  Рисование крупами
  • Рисование цветным песком
  •  Расчесывание краски

СЛАЙД

Последовательность работы

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

СЛАЙД

Виды нетрадиционных приемов рисования:

  • “Монотипия”
  • “Печатание листьями”
  • “Рисование нитками”
  • “Печатание бумагой”
  • “Рисование мыльной пеной”
  • “Рисование методом наката”
  • “Рисование ребром картона”
  • “Рисование с помощью соли” 
  • Рисование методом напыления”
  • “Рисование кляксами”
  • “Клеевая техника”
  • “Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”
  • “Рисование ногами”
  • “Рисование по кругу”
  • “Мятый рисунок”
  • “Рисование по клейстер”
  • “Рисование по стеклу”
  • “Рисование методом тычка”
  • “Печатание спичечным коробком”
  • “Оттиск поролоном”
  • “Пуантилизм”

СЛАЙД

Работа строится с учетом:

  • Индивидуальных особенностей
  •  Возрастных особенностей
  •  Соблюдая гигиенические правила

 * Включения упражнений по формированию графических навыков, упражнений для профилактики зрения

*  Гимнастики для рук

     Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:

- бумага разной фактуры, формы и размера;

- гуашевые и акварельные краски;

- кисти № 2,3,5; кисти из щетины;

- восковые и цветные мелки;

- маркеры, фломастеры;

- простые и цветные карандаши;

- графитный карандаш или уголь, свеча;

- глина, пластилин, соленое тесто;

СЛАЙД

Материалы:

  • Пастель
  • Уголь
  • Акварель
  • Гуашь
  • Восковые мелки
  • Пластилиновая паста
  • Крупы
  • Свеча
  • Глина
  • Соленое тесто
  • Цветной песок

      А также дополнительные средства: бумажные салфетки, доски для лепки, формочки для лепки, палитра, поролон, зубная щетка, двойные баночки для воды, коктейльная трубочка, высушенные цветы и  листья деревьев, шишки, семена растений, крупа, соль, черная плакатная тушь, нитки и  т. д.

СЛАЙД 

Инсрументы:

  • Стеки
  • Поролон
  • Коктейльные
  • трубочки
  • Бумага
  • Ватные палочки
  • Зубные щетки
  • Высушенные листья
  • Жесткие кисти
  • Салфетки

    Рисовать  с использованием нетрадиционных техник  можно и нужно начинать с  младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». 

1.  Основные техники, используемые в этом возрасте:

-рисование пальчиками, ладошками

-рисование тычками из поролона, ватными палочками

-печатание листьями, картофелем, морковкой;

-Рисование свечой, углем

2. В среднем и  старшем дошкольном возрасте - нетрадиционные техники:

- Рисование свечой, углем;

- Кляксография с трубочкой;

- Монотипия;

- Набрызг;

- Восковые мелки + акварель;

- Оттиск смятой бумагой;

- Рисование поролоном;

- Гравюра (граттаж);

- Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;

- Тиснение;

- Тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;

- Рисование по сырому;

- Кляксография с ниткой;

- Рисование на ткани;

- Рисование солью;

- Расчёсывание краски;

СЛАЙД

Для того чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать  детскую  литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал.

 Это позволит сделать  рисование доступными, содержательными и познавательными.

СЛАЙД

Рисование цветным песком

  • В одном мгновении видеть вечность. Огромный мир - в зерне песка, единой горсти – бесконечность. И небо - в чашечке цветка. 
    Уильям Блейк 
  • Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей.

СЛАЙД

  • удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный

Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!

СЛАЙД

  • Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Уже хорошо известна практика рисования песком для развития мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В последнее время специалисты обратили внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Справедливо считается, что такие занятия позволяют избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.

СЛАЙД

Цель:

  • Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

    Работая в старшей логопедической группе, я увидела, что у детей плохо развита мелкая моторика рук, им трудно выполнять традиционные работы по рисованию и аппликации. Кроме этого, большинство детей имеют нарушения в развитии эмоциональной сферы, у них повышен уровень ситуативной тревожности, связанный с приобретением негативного опыта. Именно поэтому в работе я решила использовать цветной песок.

СЛАЙД

Задачи:

  • Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
  • Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей; ориентировкой в пространстве, социально-бытовой ориентировкой, развитие общей и мелкой моторики;
  • Активизировать словарный запас детей;
  • Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.
  • Развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
  • Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать, свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию используя, цветной песок.

СЛАЙД

Способы приготовления цветного песка

  • насыпаем песок в стаканы или чашки;
  • заливаем его водой;
  • добавляем в воду пищевые красители нужных цветов;
  • выдерживаем до тех пор, пока песок не окрасится до нужной нам яркости (можно оставить на ночь);
  • сливаем воду и просушиваем песок на бумаге.
  • Теперь раскладываем песок по емкостям (удобно использовать баночки из-под витамин, или цветные пластиковые стаканы). Все! Можно творить.

СЛАЙД

Формы работы с песком:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
  • Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный материал.

Все используемы формы работы с детьми в обучении рисования  цветным песком, позволяют сделать рисование доступным, содержательным, познавательным

СЛАЙД

Этапы работы:

  • 1 Экспериментирование с песком
  • 2. Рисование по трафарету силуэтов
  • Рисование силуэтов  без трафарета (по замыслу)
  • Предметное рисование (прорисовка деталей)
  • Сюжетное рисование.

Для экспериментирования можно предложить детям сказку, о «песочном царстве» Там тоже может идти песчаный дождь. После того, как дети представили сказочное царство, можно предложить поэкспериментировать с песком – пересыпать песок медленно и быстро  из кулачка на ладонь. Можно, чтобы ребенок закрыл глаза и сыпал песок на один из пальцев, а потом он может назвать или рассказать, на какой палец сыпался песок. Игра помогает снимать напряжение,  расслабляет и повышает внимание.

Затем переходим к процессу раскрашиванию цветным песком. Он интересен и прост.

Существует три способа рисования:

1 способ

Слайд

Рисование по трафарету.

Предварительная работа (серия слайдов)

 Когда  вся предварительная работа по подготовке к рисованию завершена,  ребёнку предлагается выбрать любую картинку для раскрашивания. Спрашиваю, какая понравилась? Почему именно эта картинка его заинтересовала. Советую выбрать те цвета, которые понадобятся для работы. Намазываем раскашиваемую область клеем используем клей ПВА), засыпаем песком (просеваем между пальцами) и разравниваем пальцем, остатки песка стряхиваем в баночку. Затем, оставляем работу на некоторое время, чтобы она подсохла. В отсутствии детей покрываем работу лаком для волос. После чего можно предложить детям завершить работу, дополняя работу деталями. В данном способе рисования чаще используется сочетание различным материалов и техник для выразительности передачи создаваемого образа. Получаются красивые картинки, от которых ребенок получает удовольствие.

СЛАЙД

Этапы работы по созданию песочной картины на готовой клеевой основе

Серия слайдов.

СЛАЙД

Наши работы.

         Результатом данной  работы можно считать не только развитие дошкольников во всех видах их творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершентсвовать их потенциальные возможности.  

У детей возрос интерес к рисованию, Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Стали создавать новые, оригинальные образы. Проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, самостоятельно находят средства для воплощения замысла. Работы детей стали интеререснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, неуверенные дети преодолевают страх чистого листа. Стали поистине творцами.

Завершающий слайд

Интернет магазинов по продаже цветного песка в СПб.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для  воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов  изобразительной...

Консультация для воспитателей " Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтоб...

«Использование нетрадиционных приемов коррекции дизартрических нарушений речи дошкольников»

В статье рассматриваются вопросы коррекции речевых нарушений, осложненных дизартрическими проявлениями. Автор предлагает для использования в  логопедической работе нетрадиционные приемы коррекции...

Доклад "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

Доклад на районной МО "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"...

Сценарий мастер-класса «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».

Представлен мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционными приёмами и материалами для развития мелкой моторики как стимула развития речи детей дошкольного возраста...

Использование нетрадиционной техники в художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста.

В организованной деятельности, по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетически...