Консультация для воспитателей " Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"
консультация по теме

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое)).

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

·         формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

·         развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

·         развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

·         развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7

Консультация для воспитателей

Тема: Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи.

Дата проведения: 24.02.2017г.

Подготовила: воспитатель Зуева А.И.

 

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голову учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И.П. Павлов

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II в. до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.

Так для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания – психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи и.т.д. Ими получено большое количество разных факторов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.  В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка (младший дошкольный возраст): к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же  в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук (Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной). При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. 
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики.
Значение мелкой моторики

- Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. -Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. -Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют другие психические функции – мышления, памяти, внимания. -Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию звукопроизношения и фонематического восприятия. -Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Функция человеческой руки уникальна и универсальна.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов: - принцип доступности и индивидуальности; -принцип последовательности и систематичности; -принцип связи с жизненным опытом; -принцип наглядности;

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое)).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

  • формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
  • развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Доступность материала позволяет разнообразить работу логопеда. Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Иглотерапия
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми проводится с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью. 
Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаем ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Педагог может разнообразить эту деятельность:
-предлагать прошагать по дорожке;
-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
Пуговичная терапия
Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать обыкновенная пуговица. 
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай. 
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Примеры игр с пуговицами
Поднимание пуговиц
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Расти, пальчик!
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.
Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Кто быстрее?
Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
Передай пуговицу
Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Подбери пуговицу
Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне. 
Криотерапия
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т.е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. 
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. 
Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет, поместить внутрь мелкую игрушку, записку, модули аппликатора.
2. 
Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. 
Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Методы развития мелкой моторики – криотерапия, иглотерапия и пуговичная терапия позволяют достичь определенных результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом. 
Кроме того, эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

Ниже приводится небольшая подборка игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

  1. Игра с массажными мячиками

Ёжик

Ходит ёжик без дорожек,

По лесу, по лесу.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

И иголками своими,

Колется, колется.

Кладут мячик на правую ладошку.

Каждым пальчиком левой руки,  поочерёдно нажимают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки).

А я ёжику, ежу,

Ту дорожку покажу.

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки).

Где катают мышки,

Маленькие шишки.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

О.И. Крупенчук

 

 2.Игра с платочками

Червячок

 

 

 

Когда дождик поливает:

 

 

Кап, кап, кап, кап…

Кладут платочек на коленки, или на любую ровную поверхность.

 

Показывают ладошку правой руки.

 

 

Указательным пальчиком левой руки «собирают на неё капельки дождя».

Дождевой червяк гуляет.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – в разные стороны!

Когда сухо вниз ползёт.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз!

Землю в темноте жуёт!

 

 

Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Е.А. Янушко

 

 3.Игра с ковриками

Тропинка

 

 

 

 

Шёл мишутка –

Топ, да, топ!

Кладут коврик на коленки, или на любую ровную поверхность.

 

 

Указательные и средние пальчики обеих рук  «ноги», «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении.

 

Вдоль звериных тайных троп

Подушечками пальцев водят по неровной поверхности коврика «чертят тропинки или линии» в любом направлении.

 

Но устал и сел на пень

Ставят кулачок на кулачок,

«медведь на пеньке»

И ему подняться лень!

 

 

Кладут ладошки на неровную поверхность коврика,

«медведь спит»

О.И. Крупенчук

 

4.Игра с крупными бигуди

Машина

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би - би!

Би – би - би!

Катают бигуди между ладошек

Вперёд – назад.

Руки держат перед собой.

 

Н. Найдёнова

 

5.Игра с прищепками

Гусь

 

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

 

 

Берут в руки бельевую прищепку.

 

Бельевой  прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).

На каждый ударный слог.

От большого пальца к мизинцу.

В.В. Цвынтарный

 

6.Игра со счётными палочками

Цапля

 

 

На одной ноге стоит,

Берут в руки счётную палочку.

 

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат указательным пальчиком правой руки.

 

В воду пристально глядит.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат средним пальчиком правой руки.

 

Тычет клювом наугад,

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат безымянным пальчиком правой руки.

 

Ищет в речке лягушат.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат мизинцем правой руки.

 

На носу сверкает капля -

Касаются счётной палочкой кончика носа.

 

Узнаёте? Это

Цапля!

 

 

Показывают счётную палочку.

 

Затем проделывают те же действия, но с левой рукой.

Н.В. Нищева

 

7.Игра с эспандерами

Зарядка

 

 

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда,

Не боялись бы труда!

Берут эспандер в руки.

 

Сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог.

Сначала в правой, а затем в левой руке.

О.И. Крупенчук

 

8.Игра с длинными бигуди

Гном Скрут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто живёт под потолком? –

Гном!

Берут в руки длинную бигуди и замыкают её в «кольцо».

Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Надевают только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста.

Затем меняют руки.

 

Надевают кольцо на большой палец.

У него есть борода? –

Да!

 

На указательный.

И манишка и жилет? –

Нет!

 

На средний.

Как встаёт он по утрам? –

Сам!

 

На безымянный.

Кто с ним утром кофе пьёт? –

Кот!

 

На мизинец.

И давно он там живёт? –

Год!

 

На большой.

Кто с ним бегает вдоль крыш? –

Мышь!

 

На указательный.

Он капризничает, да? –

 

Ни –

ког –

да!

Надевают кольцо поочерёдно на три пальца руки, на каждый слог.

На средний,

на безымянный,

на мизинец.

С. Чёрный

 

9.Игра с решётками

Считалка для мышки

 

 

 

1, 2, 3, 4 –

Сосчитаем дыры в сыре!

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр!

Если в нём одна дыра!

Значит, вкусным был вчера!

Кладут решёточку на коленки, или на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

 

«Ходят» указательным и средним пальцами, как «ножками», по клеткам решётки, делают шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя руками одновременно.

В. Левин

 

 10.Игра с зубными щётками

Подарки Деда Мороза

Дед Мороз принёс подарки!

Берут в руки зубную щётку.

 

Растирают зубной щёткой подушечки пальцев либо правой руки, либо левой руки. Начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

 

Буквари,

Растирают зубной щёткой большой палец.

Альбомы,

Указательный.

Марки.

Средний.

Кукол,

Безымянный.

Мишек,

Мизинец.

 

 

 

 

И машины,

Перекладывают зубную щётку в другую руку.

 

Растирают зубной щёткой большой палец.

 

Попугая,

Указательный.

И пингвина,

Средний.

Шоколадок пол мешка,

Безымянный.

И пушистого щенка!

 

Мизинец.

Н.В. Нищева

 

11.Игра с бусами

Бусы

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

 

Перебирают бусы в руках.

Счёт бус в прямом и в обратном порядке.

О.И. Крупенчук

 

12.Игра с резиночками для волос

5 телят

 

 

 

 

 

 

 

Этот телёнок – пьёт молоко!

 

Берут в руки резиночку для волос.

 

Надевают резиночку  на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Затем меняют руки.

 

Надевают резиночку на большой палец.

Этот телёнок – ушёл далеко!

 

На указательный.

Этот телёнок – травку жуёт!

 

На средний.

Этот телёнок – копытцами бьёт!

 

На безымянный.

А этот телёнок –

Мычит: - Почему? – у – у ?

Все разошлись?

Скучно мне одному – у – у!

 

На мизинец.

И.С. Лопухина

 

13.Игра со щётками

Снежок

 

 

Топ, топ сапожок,

Берут в руки щёточку.

 

Проводят круговыми движениями щёткой  по правой коленке.

 

Затем по левой.

 

Хлоп, хлоп вот снежок.

Проводят круговыми движениями щёткой по правой ладошке.

 

Затем по левой.

 

Заберусь на горку,

Ух!

 

 

 

Щётку держат в левой руке и проводят её от ладошки до плечика по правой руке.

«Забрались на горку».

(Затем меняют руки).

 

Съеду с горки,

Бух! И в снежок!

 

 

Щётку держат в левой руке и проводят её от плечика до ладошки по правой руке.

«Съехали с горки».

(Затем меняют руки).

 

Г. Гриц

 

14.Игра с шестигранными карандашами

Карусели

 

 

Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!

Берут в руки шестигранный карандаш.

 

Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево.

Затем вращают карандаш пальчиками одной руки.

Правой и затем левой.

 

А. Кулешова

 

В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению игр, которые являются залогом успеха и определяют личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем.

Нешуточные правила весёлой игры!

  • Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  • Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем, и Вам придётся манипулировать его ручками.
  • Не ставьте перед ребёнком одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение) – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
  • Длительность игр с двухлетними малышами – 5-10 минут; занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.
  • По ходу занятия комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребёнка для закрепления у него правильных двигательных действий.
  • Следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.
  • На занятиях обязательно включайте физкультминутки, как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.
  • Не допускайте переутомления. Если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.
  • Обязательно хвалите ребёнка, не занижайте его самооценку, внушайте ребёнку уверенность в том, что у него всё получится.
  • Помните, что наши занятия – это не уроки в школе. Даже самый сложный материал легче усваивается в игре. Занятия со сказочным сюжетом стимулирует развитие воображения, речи и внимания.
  • Играя с ребёнком, нужно выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
  • Не сравнивайте детей друг с другом, а принимайте их, какие они есть.
  • Ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять, если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движения с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активнее.
  • Помните, о необходимости творческого размышления и поиска!

Поиска себя, своей необходимости детям, и польза своего труда! Но не для формального разнообразия занятий, не ради того, чтобы новшеством удивить коллег, а ради детей! Именно их интересы, настроение, психическое благополучие, развитие и творчество, должно находиться в центре нашего внимания!