Сценарий мастер-класса «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».
консультация по логопедии

Коршикова Елена Анатольевна

Представлен мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционными приёмами и материалами для развития мелкой моторики как стимула развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Мастер - класс

на тему «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».

Воспитатель:

Коршикова Елена Анатольевна

Стрежевой, 2020 г.

Мастер - класс

на тему «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».

 Цель: ознакомление педагогов с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

  • передать опыт работы по развитию мелкой моторики и нетрадиционными методами путем комментированного показа;
  • отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов;

Оборудование и материалы: столы расставленные полукругом необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

Ход мероприятия.

Ведущий. Сегодня я хочу с вами провести мастер класс на тему использование нетрадиционных приемов и материалов для развития мелкой моторики как стимула развития речи.          (читает стихотворение)

 «Если руки не умелы,

 если пальчики не смелы,

трудно ручки удержать,

 буквы ровно написать.

 Не удержишь карандаш,

 не получится пейзаж».

   В. Лирисова

Ведущий. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений), песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения. 
— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
— развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. 

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. 
Очень интересны детям
игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Пример: «Игра с еловыми шишками». 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Шишку будем мы катать. 
Шишку будем мы катать, 
Раз, два, три, четыре, пять. 
Еловая шишка колет ладошки, 
Мы покатаем шишку немножко. 
Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно. 

Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика. 

Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней. 

Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Небольшая глубокая миска (диаметром 25-30 см, высотой 15-20 см) заполняется на 8 см промытой и просушенной крупой. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы. 

Широкое распространение и успешное применение в практике по развитию мелкой моторики нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. 

Пример: «Самомассаж шариком Су-джок.» 
1, 2, 3, 4, 5! 
Буду шарик я катать., 
По ладошке прокачу
И ее пощекочу. 
Шар по кругу я катаю 
И ладошку разминаю. 
И по пальцам прокачу
Каждый я пощекочу. 
Вверх-вниз, вверх-вниз, 
Шар по пальчику катись. 
Сильно шарик я сожму, 
Подержу и разожму. 

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищеп самомассажа подушечек пальцев. 

Игы с прищепкамики. Прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки,добавление недостающих деталей, так и для проведения.
Сильно кусает
Котенок-глупыш! 
Он думает, что это
Не палец, а мышь! 
Но я же играю с тобою, малыш! 
А будешь кусаться – скажу тебе:
«Кыш! ».

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. 

Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Доступность материала позволяет разнообразить работу. Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома. 
Игра с резинкой для волос. 
Перстенек. 
На пальце – перстенек. 
Он блестит, как огонек. 
Крутился, искрился, 
С пальчика свалился – 
назад возвратился. 
Надеваем и снимаем резинку на большой палец, 
На указательный, 
На средний, 
На безымянный, 
На мизинец. 
Это же стихотворение можно использовать для игры с пружинками Су-джок. 
Искренне надеюсь, что опыт работы и предложенный материал помогут коллегам в трудной, но увлекательной работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. 

Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.

Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Небольшая глубокая миска (диаметром 25-30 см, высотой 15-20 см) заполняется на 8 см промытой и просушенной крупой. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.

«Игры с пуговицами».

Предложите ребенку  отыскать одинаковые пуговицы, найти самую маленькую и самую большую пуговицу.

Разложите пуговицы по кучкам:

одна - с двумя дырочками, вторая с 4 дырочками, 3 -тья с хвостиком.

Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.

«С пальца на палец».

Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.

Рефлексия. Уважаемые коллеги, если вы воспользуетесь хотя бы одним из фрагментов Мастер – класса, то возьмите улыбающееся солнышко, унося с собой полезную для вас информацию. Буду благодарна, если грустное солнышко никому не понадобиться. Спасибо за совместную плодотворную деятельность.

Литература.

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

2. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

3. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М., 2008.

4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

5.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтоб...

Доклад "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

Доклад на районной МО "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей 2–3 лет»

План мастер-класса.1. Для чего необходимо развитие мелкой моторики рук.2. подготовка ручек ребёнка для занятия с родителями. (массаж кистей рук)3. Пальчиковые игры "Дружная семейка"(Эт...

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта. «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта.  «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»  Присущие д...

Мастер - класс «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики, как стимула развития речи»

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности при этом носит игровой характер....

Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и творческих способностей»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно п...