Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.
презентация к уроку по логопедии на тему
В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания к применению и этапы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отсутствующих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы. М.Е. Хватцев .
Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, сосудов, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического артикуляционного аппарата.
Актуальность логопедического массажа ложками. Ложка есть в каждом доме, а если нет нужных – их легко приобрести; С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды); С ложкой умеют обращаться все – они просты в применении и безопасны; Ложки не требуют стерилизации – достаточно их помыть; Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к артикуляционному массажу; Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта; Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца; Массаж ложками легко освоить родителям и применять в домашних условия; Массаж ложками можно проводить как в подгрупповой деятельности, так и в индивидуальной НОД, включая ее по мере необходимости в структуру НОД; Делая самомассаж , ребенок выполняет движения с приятным для него усилением и никогда не сделает самому себе больно.
Задачи логопедического массажа ложками. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы; Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от своего тела в пространстве; Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий , тремора; Улучшения качества артикуляционных движений; Сокращение или предотвращение рецидивов; Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов; Помощь в ликвидации ассиметрии лица; Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.
Противопоказания к проведению логопедического массажа: Острое инфекционное заболевание; Высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит; Гематомы, синяки на лице, аллергия, солнечный ожог; Проблемы во рту – различные воспаления, выпадение зубов; Гиперчувствительность у ребенка; Острая крапивница, отек Квинке в анамнезе; Активная форма туберкулеза; Онкологические заболевания; Болезни крови и капилляров; тромбоз сосудов.
Требования к выбору ложек. Ложки из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке, с круглым кончиком. Количество ложек рассчитывается по 2 на каждого ребенка, плюс 1-2 на случай их падения. В зависимости от возраста и комплекции используются следующие виды ложек: Взрослые – десертная, чайная ложка; Старший дошкольник, крупный ребенок – чайная ложка. Младший дошкольник, мелкий ребенок – кофейная ложка. В зависимости от массируемой зоны: Лицо – чайная ложка; Движения во рту, на языке, за щекой и др. – кофейная ложка.
При гипертонусе мышц: При гипотонусе мышц: Периодически опускать ложку в тёплую воду Периодически опускать ложку в холодную воду
Направления работы: Упражнения с сопротивлением (изотонические). Цель – укрепление мышц губ, щек, языка, нижней челюсти; выработка более точных движений. Упражнения с ложками. Цель – запоминание частей ложки; закрепление различных положений ложки в руке; освоение движений массажа; развитие мелкой моторики, синхронизации работы рук; развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие ритмико-слоговой структуры речи. Самомассаж ложками. Цель – обучение самостоятельному выполнению массажных движений лица, языка, неба, щек; обучение содружественному выполнению массажных движений по образцу всеми детьми группы; развитие ритмико-слоговой структуры речи; формирование умения сопряженного проговаривания речевого материала при выполнении массажных движений.
Внедрить логопедический массаж ложками в практическую деятельность; Адаптировать речевой материал, сопровождающий массажные движения; Познакомить родителей группы с приемами логопедического массажа ложками в рамках мастер-класса: «Развиваем руку – развиваем речь» (декабрь 2014 года). Представить опыт работы по данной теме педагогическому сообществу МБДОУ и на мини-сайте социальной сети работников образования. Задачи на перспективу:
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.
Как говорил основоположник отечественной логопедии Михаил Ефимович Хватцев: «Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отсутствующих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы».
Если обратиться к истории, то на Руси многочисленные способы лечения сводились к трем направлениям: правка, лажение, очищение. И только в 19 веке массажем серьезно заинтересовалась наука. А, вот деревянная ложка в древней Руси, во времена, когда в Европе обычно ели руками, была уже вполне привычным предметом, она упоминается в «Повести временных лет» 12 века.
Металлические ложки стали применяться не по прямому назначению Рене Кохом в косметологии в качестве косметического массажа ложками. Затем, метод массажа с использованием ложек стали применяться и в логопедии.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, сосудов, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического артикуляционного аппарата.
Актуальность логопедического массажа ложками заключается в следующем:
- Ложка есть в каждом доме, а если нет нужных – их легко приобрести;
- С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды);
- С ложкой умеют обращаться все – они просты в применении и безопасны;
- Ложки не требуют стерилизации – достаточно их помыть;
- Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к артикуляционному массажу;
- Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;
- Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца;
- Массаж ложками легко освоить родителям и применять в домашних условия;
- Массаж ложками можно проводить как в подгрупповой деятельности, так и в индивидуальной НОД, включая ее по мере необходимости в структуру НОД;
- Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилением и никогда не сделает самому себе больно.
Выделяют следующие задачи логопедического массаж ложками:
- Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;
- Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от своего тела в пространстве;
- Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора;
- Улучшения качества артикуляционных движений;
- Сокращение или предотвращение рецидивов;
- Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов;
- Помощь в ликвидации ассиметрии лица;
- Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.
Существую следующие противопоказания к применению логопедического массажа ложками:
- Острое инфекционное заболевание;
- Высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит;
- Гематомы, синяки на лице, аллергия, солнечный ожог;
- Проблемы во рту – различные воспаления, выпадение зубов;
- Гиперчувствительность у ребенка;
- Острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;
- Активная форма туберкулеза;
- Онкологические заболевания;
- Болезни крови и капилляров; тромбоз сосудов.
Следует обратить внимание на то, что Ссадины и царапины на лице не являются противопоказанием к проведению процедуры, если они не инфицированы (без нагноения). Перед началом сеанса массажа повреждение кожного покрова следует обработать спиртовым раствором и во время процедуры обходить.
Существуют требования к выбору ложек, которые необходимо учитывать при организации деятельности по логопедическому массажу ложками:
- Ложки из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке, с круглым кончиком.
- Количество ложек рассчитывается по 2 на каждого ребенка, плюс 1-2 на случай их падения.
- В зависимости от возраста и комплекции используются следующие виды ложек: для взрослых – десертная, чайная ложка. Для старшего дошкольника и крупного ребенка – чайная ложка. Для младшего дошкольника и мелкого ребенка – кофейная ложка.
- В зависимости от массируемой зоны: Для лица – чайная ложка. Для выполнения движений во рту, на языке, за щекой и др. – кофейная ложка.
- При гипертонусе мышц следует периодически опускать ложку в стакан с теплой водой. А при гипотонусе мышц – в стакан с холодной водой.
В логопедическом массаже ложками выделяют следующие направления работы:
- Упражнения с ложками.
Цель – запоминание частей ложки; закрепление различных положений ложки в руке; освоение движений массажа; развитие мелкой моторики, синхронизации работы рук; развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие ритмико-слоговой структуры речи.
- Самомассаж ложками.
Цель – обучение самостоятельному выполнению массажных движений лица, языка, неба, щек; обучение содружественному выполнению массажных движений по образцу всеми детьми группы; развитие ритмико-слоговой структуры речи; формирование умения сопряженного проговаривания речевого материала при выполнении массажных движений.
- Упражнения с сопротивлением (изотонические).
Цель – укрепление мышц губ, щек, языка, нижней челюсти; выработка более точных движений.
Свою работу по данной теме планирую осуществлять в соответствии со следующими перспективными задачи:
- Внедрить логопедический массаж ложками в свою практическую деятельность;
- Адаптировать речевой материал, сопровождающий массажные движения;
- Познакомить родителей группы с приемами логопедического массажа ложками в рамках мастер-класса: «Развиваем руку – развиваем речь» (декабрь 2014 года).
- Представить опыт работы по данной теме педагогическому сообществу МБДОУ и на мини-сайте социальной сети работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.
В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...
Презентация : "Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников."
Фонетическая ритмика-это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны...
«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...
Развитие произносительной стороны речи дошкольников с ОВЗ в процессе использования различных техник рисования
В статье поднимается проблема подготовки детей с особыми возможностями здоровья к обучению в школе и их социализации; одним из вариантов решения данного вопроса предлагается рассмотрение коррекц...
План-конспект логопедической НОД по развитию произносительной стороны речи в подготовительной группе ДОУ
НОД в логопедической подготовительной к школе группе по развитию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте«Звуки [Н]-[Н’]. Буква Н»...
"Развитие произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Для полноценного и всестороннего развития ребёнка важным является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, желания, просьбы.В настоящее время нарушение произнос...