Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.
презентация к уроку по логопедии на тему

Татьяна Юрьевна Панова

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания к применению и этапы работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 486. Логопедический массаж л ожками. Учитель-дефектолог: Панова Т.Ю. Екатеринбург – 2014 г.

Слайд 2

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отсутствующих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы. М.Е. Хватцев .

Слайд 3

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, сосудов, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического артикуляционного аппарата.

Слайд 4

Актуальность логопедического массажа ложками. Ложка есть в каждом доме, а если нет нужных – их легко приобрести; С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды); С ложкой умеют обращаться все – они просты в применении и безопасны; Ложки не требуют стерилизации – достаточно их помыть; Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к артикуляционному массажу; Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта; Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца; Массаж ложками легко освоить родителям и применять в домашних условия; Массаж ложками можно проводить как в подгрупповой деятельности, так и в индивидуальной НОД, включая ее по мере необходимости в структуру НОД; Делая самомассаж , ребенок выполняет движения с приятным для него усилением и никогда не сделает самому себе больно.

Слайд 5

Задачи логопедического массажа ложками. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы; Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от своего тела в пространстве; Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий , тремора; Улучшения качества артикуляционных движений; Сокращение или предотвращение рецидивов; Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов; Помощь в ликвидации ассиметрии лица; Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Слайд 6

Противопоказания к проведению логопедического массажа: Острое инфекционное заболевание; Высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит; Гематомы, синяки на лице, аллергия, солнечный ожог; Проблемы во рту – различные воспаления, выпадение зубов; Гиперчувствительность у ребенка; Острая крапивница, отек Квинке в анамнезе; Активная форма туберкулеза; Онкологические заболевания; Болезни крови и капилляров; тромбоз сосудов.

Слайд 7

Требования к выбору ложек. Ложки из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке, с круглым кончиком. Количество ложек рассчитывается по 2 на каждого ребенка, плюс 1-2 на случай их падения. В зависимости от возраста и комплекции используются следующие виды ложек: Взрослые – десертная, чайная ложка; Старший дошкольник, крупный ребенок – чайная ложка. Младший дошкольник, мелкий ребенок – кофейная ложка. В зависимости от массируемой зоны: Лицо – чайная ложка; Движения во рту, на языке, за щекой и др. – кофейная ложка.

Слайд 8

При гипертонусе мышц: При гипотонусе мышц: Периодически опускать ложку в тёплую воду Периодически опускать ложку в холодную воду

Слайд 9

Направления работы: Упражнения с сопротивлением (изотонические). Цель – укрепление мышц губ, щек, языка, нижней челюсти; выработка более точных движений. Упражнения с ложками. Цель – запоминание частей ложки; закрепление различных положений ложки в руке; освоение движений массажа; развитие мелкой моторики, синхронизации работы рук; развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие ритмико-слоговой структуры речи. Самомассаж ложками. Цель – обучение самостоятельному выполнению массажных движений лица, языка, неба, щек; обучение содружественному выполнению массажных движений по образцу всеми детьми группы; развитие ритмико-слоговой структуры речи; формирование умения сопряженного проговаривания речевого материала при выполнении массажных движений.

Слайд 10

Внедрить логопедический массаж ложками в практическую деятельность; Адаптировать речевой материал, сопровождающий массажные движения; Познакомить родителей группы с приемами логопедического массажа ложками в рамках мастер-класса: «Развиваем руку – развиваем речь» (декабрь 2014 года). Представить опыт работы по данной теме педагогическому сообществу МБДОУ и на мини-сайте социальной сети работников образования. Задачи на перспективу:

Слайд 11

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

Как говорил основоположник отечественной логопедии Михаил Ефимович Хватцев: «Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отсутствующих систем мозга, но  и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы».

Если обратиться к истории, то на Руси многочисленные способы лечения сводились к трем направлениям: правка, лажение, очищение. И только в 19 веке массажем серьезно заинтересовалась наука. А, вот деревянная ложка в древней Руси, во времена, когда в Европе обычно ели руками, была уже вполне привычным предметом, она упоминается в «Повести временных лет» 12 века.

Металлические ложки стали применяться не по прямому назначению Рене Кохом в косметологии в качестве косметического массажа ложками. Затем,  метод массажа с использованием ложек стали применяться и в логопедии.

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, сосудов, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического артикуляционного аппарата.

Актуальность логопедического массажа ложками заключается в следующем:

  • Ложка есть в каждом доме, а если нет нужных – их легко приобрести;
  • С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды);
  • С ложкой умеют обращаться все – они просты в применении и безопасны;
  • Ложки не требуют стерилизации – достаточно их помыть;
  • Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к артикуляционному массажу;
  • Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;
  • Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца;
  • Массаж ложками легко освоить родителям и применять в домашних условия;
  • Массаж ложками можно проводить как в подгрупповой деятельности, так и в индивидуальной  НОД, включая ее по мере необходимости в структуру НОД;
  • Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилением и никогда не сделает самому себе больно.

Выделяют следующие задачи логопедического массаж ложками:

  1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;
  2. Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от своего тела в пространстве;
  3. Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора;
  4. Улучшения качества артикуляционных движений;
  5. Сокращение или предотвращение рецидивов;
  6. Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов;
  7. Помощь в ликвидации ассиметрии лица;
  8. Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.        

Существую следующие противопоказания к применению логопедического массажа ложками:

  • Острое инфекционное заболевание;
  • Высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит;
  • Гематомы, синяки  на лице, аллергия, солнечный ожог;
  • Проблемы во рту – различные воспаления, выпадение зубов;
  • Гиперчувствительность у ребенка;
  • Острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;
  • Активная форма туберкулеза;
  • Онкологические заболевания;
  • Болезни крови и капилляров; тромбоз сосудов.

Следует обратить внимание на то, что Ссадины и царапины на лице не являются противопоказанием к проведению процедуры, если они не инфицированы (без нагноения).  Перед началом сеанса массажа повреждение кожного покрова следует обработать спиртовым раствором и во время процедуры обходить.

Существуют требования к выбору ложек, которые необходимо учитывать при организации деятельности по логопедическому массажу ложками:

  • Ложки из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке, с круглым кончиком.
  • Количество ложек рассчитывается по 2 на каждого ребенка, плюс 1-2 на случай их падения.
  • В зависимости от возраста  и комплекции используются следующие виды ложек: для взрослых – десертная, чайная ложка. Для старшего дошкольника и крупного ребенка – чайная ложка. Для младшего дошкольника и мелкого ребенка – кофейная ложка.
  • В зависимости от массируемой зоны: Для лица – чайная ложка. Для выполнения движений во рту, на языке, за щекой и др. – кофейная ложка.
  • При гипертонусе мышц следует периодически опускать ложку в стакан с теплой водой. А при гипотонусе мышц – в стакан с холодной водой.

В логопедическом массаже ложками выделяют следующие направления работы:

  • Упражнения с ложками.

Цель – запоминание частей ложки; закрепление различных положений ложки в руке; освоение движений массажа; развитие мелкой моторики, синхронизации работы рук; развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие ритмико-слоговой структуры речи.

  • Самомассаж ложками.

Цель – обучение самостоятельному выполнению массажных движений лица, языка, неба, щек; обучение содружественному выполнению массажных движений по образцу всеми детьми группы; развитие ритмико-слоговой структуры речи; формирование умения сопряженного проговаривания речевого материала при выполнении массажных движений.

  • Упражнения с сопротивлением (изотонические).

Цель – укрепление мышц губ, щек, языка, нижней челюсти; выработка более точных движений.

Свою работу по данной теме планирую осуществлять в соответствии со следующими перспективными задачи:

  • Внедрить логопедический массаж ложками в свою практическую деятельность;
  • Адаптировать речевой материал, сопровождающий массажные движения;
  • Познакомить родителей группы с приемами логопедического массажа ложками в рамках мастер-класса: «Развиваем руку – развиваем речь» (декабрь  2014 года).
  • Представить опыт работы по данной теме педагогическому сообществу МБДОУ и на мини-сайте социальной сети работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...

Презентация : "Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников."

Фонетическая ритмика-это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны...

«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Развитие произносительной стороны речи дошкольников с ОВЗ в процессе использования различных техник рисования

В статье поднимается проблема подготовки детей с особыми возможностями здоровья к обучению в школе и их социализации; одним из вариантов решения данного вопроса предлагается рассмотрение коррекц...

План-конспект логопедической НОД по развитию произносительной стороны речи в подготовительной группе ДОУ

НОД в логопедической подготовительной к школе группе по развитию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте«Звуки [Н]-[Н’]. Буква Н»...