Развитие произносительной стороны речи дошкольников с ОВЗ в процессе использования различных техник рисования
статья по развитию речи

Макарова Мария Александровна

 В статье поднимается проблема подготовки детей с особыми возможностями здоровья к обучению в школе и их социализации; одним из вариантов решения данного вопроса предлагается рассмотрение коррекционной работы по развитию произносительной стороны речи в процессе использования различных техник рисования;   приводиться пример конспекта занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включающего в себя  игры, упражнения, в которых определены  фонетические цели для детей 5 – 7 лет  с нарушениями слуха, задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.

         Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, развитие произносительной стороны речи, нетрадиционные техники рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_proiznositelnoy_storony_rechi.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.1

Развитие произносительной стороны речи  дошкольников с ОВЗ в процессе использования различных техник рисования

        В статье поднимается проблема подготовки детей с особыми возможностями здоровья к обучению в школе и их социализации; одним из вариантов решения данного вопроса предлагается рассмотрение коррекционной работы по развитию произносительной стороны речи в процессе использования различных техник рисования;   приводиться пример конспекта занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включающего в себя  игры, упражнения, в которых определены  фонетические цели для детей 5 – 7 лет  с нарушениями слуха, задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.

        Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, развитие произносительной стороны речи, нетрадиционные техники рисования.

В новых условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Однако одной из важнейших проблем последних десятилетий  остаётся проблема подготовки детей с  особыми возможностями здоровья к обучению в школе. Тем более это важно для организации образовательной деятельности в условиях интегрированной группы.

Нарушения произносительной стороны речи, присущие практически всем категориям детей с ОВЗ, затрудняют не только развитие познавательной деятельности, но  также их социализацию.  

Принимая во внимание  важность роли устной речи для осуществления процесса взаимодействия с окружающим миром, необходимо, чтобы произношение ребенка с ОВЗ было доступным для понимания окружающих. Для достижения этих целей, необходимы средства, которые будут не только способствовать более эффективному и легкому овладению устной речи, но и учитывать возможности, а также особенности таких детей.

Использование различных техник рисования в процессе развития произносительной стороны речи открывает новые возможности в коррекционной работе, тем самым способствуя включению данной категории детей  в социум.

 Приведём пример  конспекта занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включающего в себя  игры, упражнения, в которых определены  фонетические цели для детей 5 – 7 лет  с нарушениями слуха, задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. 

Конспект занятия на тему: «Вот, оно какое, наше лето…»

Цель: познакомить детей с новыми видами нетрадиционной техники   рисования: пейзажная монотипия, рисование печаткой.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • средствами художественного слова показать детям, как прекрасна природа в летнее время года;
  • учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления;
  • учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона;
  • закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку;
  • закреплять умение располагать изображение на полосе внизу листа (земля, трава) и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от неё;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать дыхательную систему (работа над внеречевым и  речевым выдохом);
  •  развивать голосовые функции (работа над высотой,  силой и  тембром голоса);
  •  развивать навыки звукопроизношения;
  • формировать навыки соблюдения норм орфоэпии;
  •  формировать умение правильного употребления словесного и логического ударения;
  •   развивать умение произносить фразу слитно, с изменением темпа, высоты (работа над слитностью звучания; работа над темпом и ритмом произнесения).

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе;
  • поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.

Материал и оборудование: альбомные листы, карандаш, акварельные краски, кисти, печатки в форме цветов, баночки с водой, салфетки (по количеству детей).

Речевой материал: лето, тёплое, солнечное, яркое, разноцветное; небо голубое, трава зелёная, пейзажная монотипия, рисование печаткой.

Содержание  образовательной деятельности:

  1. Подготовительный этап.

Стук в дверь. Входит воспитатель, переодетый почтальоном, и вручает конверт. Педагог вскрывает конверт, там находит письмо и снежинки-султанчики.

Содержание письма:

«Здравствуйте, ребята!   Я живу  на далеком холодном Севере.  Когда наступает зима, я отправляюсь  в путь, чтобы успеть помочь природе накрыться пушистым снегом, заморозить реки, украсить узором окна домов. Особенно я  люблю новогодние праздники: водить хороводы, петь, плясать, играть, а потом вручать подарки.

 Однажды во время новогоднего праздника кто-то из детей спросил меня: «А ты приедешь к нам летом? »

И мне  стало любопытно, а что это такое - лето?

  С тех пор я потерял покой, уж очень мне хочется увидеть лето своими глазами. Но я не могу приехать к вам летом, я не переношу жару. Помогите мне понять, что такое лето.                                                        

         P.S. Отправляю вам в подарок волшебные снежинки, подуйте на них».

Педагог раздаёт детям подарки Деда Мороза  (снежинки-султанчики) и предлагает, набрать побольше воздуха и, как можно дольше, подуть на них.

- Ребята, как вы думаете, кто нам прислал это письмо? (Дед Мороз)

- Это письмо нам прислал Дед Мороз? (Да, это письмо нам прислал Дед Мороз.)

- Это письмо нам прислал Дед Мороз? (Да, это письмо нам прислал Дед Мороз.)

- Это письмо нам прислал Дед Мороз? (Да, это письмо нам прислал Дед Мороз.)

- Это письмо нам прислал Дед Мороз? (Да, это письмо нам прислал Дед Мороз.)

- Деду Морозу нужна наша помощь. Как нам рассказать ему про лето? (Ответы детей)

- Какое оно-лето? (Лето тёплое, солнечное, яркое.)

Педагог предлагает нарисовать рисунки и подарить их потом Деду Морозу.

  1. Основной этап.

-Сегодня мы с вами будем рисовать лето с помощью новой техники рисования: пейзажной монотипии и рисование печаткой.

-Как вы думаете, краски какого цвета вы будете использовать? Какого цвета наше лето? (Лето разноцветное.)

- Какого цвета небо летом? (Небо летом голубое.)

- Каким цветом будем рисовать траву? (Трава летом зелёная.)

Поэтапный показ способа действия:

- Простым карандашом проводим линию- границу неба и земли. Ведём линию и протягиваем гласную «О».

-Теперь опускаем кисть в баночку с водичкой и промакиваем лист сверху, там где будет небо, до границы с землёй, сопровождая каждое движение руки словом «хлюп».

-Набираем на кисть краску голубого цвета и проводим жирную линию сверху. (Ведём линию и протягиваем гласную «О», выражая удивление). Теперь обмакиваем кисть в водичку и размываем краску, вертикальными движениями сверху вниз. (Каждый мазок сопровождается произнесением звука «ш»).

Аналогичная работа проводиться с нижней частью листа.

 Пока  краска подсыхает, педагог предлагает потренироваться на черновом листе бумаги рисовать разноцветные цветы с помощью печаток.

        Опускаем печатку-ромашку в краску и оставляем след на листе. Вот так: «Оп» (педагог демонстрирует выполнение).

-Теперь берём печатку-колокольчик и так же оставляем след: «Оп».

- Возьмите в левую руку печатку одной формы, а в правую другой. Одновременно оставляя след, произносите волшебное слово медленно, затем ускорьтесь. Теперь печатку, которая в левой руке, опускайте медленно, а печатку, которая  в правой руке,  опускаем быстро; левой рукой выполняем последовательно (опопоп), а правой - отдельно (опоп-оп); левой- слитно, без пауз (опопоп: движения соответствуют слитному произнесению слогов, и правой- раздельно (оп-оп-оп): движения с паузами.)

Далее педагог произносит цепочку с последним ударным слогом (оп-оп-оп), акцентируя внимание на то, что сила нажима увеличивается на последнем слоге. Затем  педагог меняет ударение (оп-оп-оп или оп-оп-оп), соответственно изменив силу нажима. Дети повторяют за педагогом.

- А теперь сделайте глубокий вдох и постарайтесь на выдохе произнести как можно больше  волшебных слов: «опопопоп….оп».

  Затем на приготовленных альбомных листах  дети с помощью печаток изображают цветочную поляну, произнося волшебное слово «Оп».

        По желанию добавляют отдельные элементы лета в свой рисунок.

  1.         Заключительный этап

По окончании работы, организовывается выставка детских рисунков, подводятся итоги образовательной деятельности:

- Посмотрите, какие замечательные работы у нас получились.

-Чья работа вам кажется наиболее аккуратной? (Дети по очереди называют лучшую работу и объясняют свой выбор.)

-А чья работа  вам кажется наиболее реалистичной? (Дети по очереди называют лучшую работу и объясняют свой выбор.)

-Чей рисунок вам нравиться больше? (Дети по очереди называют лучшую работу и объясняют свой выбор.)

-Ребята, вы молодцы. Сделали такие замечательные работы. Мы их запечатаем в конверт и отправим Дедушке Морозу. Думаю, по вашим рисунком он с лёгкостью узнает, что такое лето.

-На этом наше занятие заканчивается. До новых встреч!

Коротко рассмотрим  особенности проведения данного занятия с разными категориями детей:

Проведение занятия с детьми с ОНР должно строиться с опорой на знания и представления, имеющиеся у ребенка. Нужно активировать мышление детей, используя различные вопросы, которые  должны быть четкими, ясными и требовать однозначного ответа. Активно использовать подражательно-исполнительские упражнения (педагог показывает ребенку образец действий, ребенок повторяет за ним) с постепенным сокращением оказываемой помощи. Обязательное исправление ошибок, допускаемых детьми в словесной речи.

Детей с нарушениями слуха вводятся в речевую среду путем непосредственного обращения к каждому ребенку индивидуально. Минимальный набор слов предоставляется в виде печатных табличек и карточек. Речевой материал дети воспринимают слухо-зрительно. Ошибки, допускаемые ребенком в словесной речи, обязательно исправляются,  с помощью прочтения печатных табличек с нотированным текстом или с помощью дактильной речи.

Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность, поэтому желательны многократные повторения различных заданий с показом образца выполнения. Также  необходимо индивидуально подходить к каждому ребёнку, чтобы понять, где его слабое место, и затем еще раз объяснить, показать и донести до него не понятый им материал. Для более полного восприятия необходимо опираться на наглядные пособия.

Использование различных техник рисования в развитии произносительной стороны речи детей с ОВЗ возможно и  эффективно, так как ещё и  оказывается влияние на формирование различных сторон личности ребёнка: совершенствуются движения пальцев рук, расширяется познавательная сфера, обогащаются эстетические представления, развиваются детские способности, а также снимается эмоциональное напряжение, что позволяет вступать в свободное общение с окружающими.

Список используемых источников:

  1. Груздева И.В. Преемственность социального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/121-19314.
  2. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]: учеб. для вузов / Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд . - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям)
  3. Макарова М.А., Казанская  В.Л. «Нетрадиционные техники рисования в работе с глухими детьми» //Журнал «Современный детский сад» №5,№6 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе Тема: «Весна пришла» (с использованием нетрадиционных техник рисования – рисование пальчиками и ватными палочками).

Цель: формировать умение детей создавать узор на крыльях бабочки, соблюдая симметрию.Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"Интеграция образовательных областей:...

Развивающие занятия по ИЗО деятельности с использованием различных техник рисования «Маленькие художники»

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования....

«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования»

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при эт...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования - это способы создан...

Развитие творческих способностей дошкольников, в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Ребенок с малых лет тянется к ярким краскам и карандашам, пытаясь рисовать везде, куда упадет его взгляд. Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, ра...

"Арт-терапия с использованием различных техник рисования"

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Эт...