Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.
методическая разработка по логопедии по теме

Татьяна Юрьевна Панова

В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся практические рекомендациии для родителей по использованию мнемокарт и мнемотаблиц в домашнем общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemokarty.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 486

Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

                                                                                                                Исполнитель:

                                                                                                                Учитель-дефектолог:

                                                                                                                Панова Т.Ю.

Пояснительная записка.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Применение  наглядности в непосредственно образовательной деятельности по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Наглядность выступает как источник информации об объекте познания, как средство усвоения информации об окружающем мире. При помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы ребенка с нарушениями слуха.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается   схематическая   мнемотаблица.

Применение мнемотаблиц позволяет дошкольникам с нарушением слуха выражать свой творческий потенциал, проявлять самостоятельность в выборе пути решения образовательных задач.

Цель обучения:

  • развитие связной речи неслышащих дошкольников;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие основных психических процессов – памяти, зрительного восприятия, образного мышления;
  • овладение приёмами работы с мнемотаблицами для успешного обучения.

Мнемотаблицы  используются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • обогащения глагольного словаря;
  • объяснения содержания речевого материала;
  • описания предметов;
  • описания природных явлений времен года;
  • при обучении составлению рассказов;
  • работе над сказкой;
  • заучивания стихов и песенок;
  • обучению выразительной интонации;
  • работы в режимных моментах;
  • составления плана деятельности;
  • работы над отчетами о выполненной деятельности.

Предварительная  работа:

  • наработка словаря по темам;
  • разъяснение и обыгрывание словаря по теме: глаголы-действия;
  • отработка понимания вопросов: «Кто (что) это?»; «Что делает(ют)?»; «Какой (какая, какое) по …(цвету, форме, величине)?»; «Что случилось?»
  • отработка понимания инструкций в режимных моментах;
  • обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим  миром;

Взаимодействие с родителями:

  • Письменная консультация: «Мнемотаблицы  для  дошкольников с нарушением слуха»;
  • Индивидуальная консультация: «Мнемотаблицы своими руками»;
  • Письменная консультация: «Образцы мнемотаблиц для разучивания стихов и песенок»;
  • Индивидуальная консультация: «Разучиваем стихи и песенки с помощью использования мнемокарт»;
  • Письменная консультация: «Создаем домашняя копилка слов».
  • Обмен опытом на родительском собрании: «А у нас в копилке кот, а у вас?»

Игра: «Копилка слов».

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной  памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют графически или наклеивают картинку на карточку, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, в течении месяца, пока идет работа над темой. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов, подобрать верную табличку, назвать устно-дактильно, найти в группе предметы, игрушки, выбрать картинки, обозначающие слова из копилки, записать их в тетради.

Игра: «Цветик-семицветик».

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, заяц – бежит, кукла – спит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра: «Теремок».

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание назвать картинки устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички, «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок. Выбрать и подложить к теремкам верную табличку с обобщающими понятиями.

Игра: «Угадай слово».

Цель: обогащение словарного запаса, умения описывать предметы, закрепление формы и цвета, развитие долговременной памяти.

Содержание: Рассмотреть с ребенком предмет, назвать его устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички. С помощью таблицы-образца описать предмет (Какой по цвету (форме)?). Попросить  ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. На следующем занятии ребенку самому предлагается вытягивать нарисованные карточки называть предмет устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички и описывать предмет самостоятельно, с помощью выбора верной таблички, с опорой на таблицу-образец.

Игра: «Ждем гостей!»

Цель: обогащение словаря, отработка фразы, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Содержание:  перед детьми стоит накрытый стол, им объясняют, что к нам придут гости. Ребенок выбирает тарелку, на которой лежит карточка, обозначающая, что ест приглашенный гость (капуста, зернышки, кость, конфета и т.д.). Дети предлагается назвать устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички содержимое тарелки. Затем ребенку предлагается из множества игрушек выбрать верную и посадить на стульчик, соответствующий тарелке. Дети представляют гостей, называя игрушки устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички. Затем отрабатывают фразы, отвечая на вопрос: «Что ест …?». Дети устно-дактильно или с опорой на табличку отвечают: «… ест …» («Заяц ест капусту»).

Разучиваем стихи и песенки!

Цель: обогащение словаря, в том числе и глагольного. Понимание содержания разучиваемого стихотворения или песни, развитие долгосрочной памяти.

 Содержание: дети читают устно-дактильно текст стихотворения или песни, затем рассматривают мнемотаблицы. Педагог объясняет содержание речевого материала. На следующем занятии педагог проверяет понимание текста речевого материала, предлагая выбрать верную мнемотаблицу к тому или иному слову или фразе  из текста. На последующих занятиях мнемотаблицы применяются как вспомогательное средство в произнесении отрабатываемого речевого материала.

Игра: «Грустный или веселый?», «Что случилось?»

Цель:  умение передавать голосом, выразительной мимикой телодвижением ту или иную интонацию, понимать и выражать различные чувства.

Содержание: детям предлагается ситуация-драмматизация, либо картинка с ситуацией. Затем ребята учатся понимать и отвечать на вопрос: «Что случилось?», фразой, подражая интонации, мимике и телодвижениям взрослого. Когда дети отработают фразы и научатся понимать смысл ситуаций и выражать соответствующие чувства, педагог вводит мнемотаблицы со знаками препинания: (Вопросительным, восклицательным, точкой). Объясняется принадлежность того или иного знака к соответствующей интонации и выражаемым чувствам. После чего, детям предлагается самостоятельно выбирать мнемотаблицы к соответствующей ситуации и произносить речевой материал с соответствующей интонационной окраской, мимикой и телодвижениями.

Игра: «Из какой сказки?».

Цель: обогащение словаря, закрепление содержания сказок, персонажей этих сказок. Отработка речевого материала.

Содержание: педагог предлагает сюжетную картинку из пройденных ранее сказок. Детям необходимо подобрать из множества мнемотаблиц, только таблицы с изображением персонажей или предметами из соответствующей сказки. Затем дети совместно с педагогом рассматривают выбранные таблицы, называют изображение устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички. Если все мнемотаблицы выбраны верно, то ребята вспоминают и обыгрывают содержание сказки. Отрабатываются ответы на вопросы: «Кто это?»; «Что случилось?»;  «Что сделал(а)?». Совместно выбирают названия сказки из табличек или устно-дактильно называют.

Литература.

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  5. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

«Мнемотаблицы  для  дошкольников с нарушением слуха».

Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию познакомиться с технологией использования мнемотаблиц при работе по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

Отмечено, что у дошкольников с нарушением слуха ослаблена память, в следствие ослабленных процессов мышления. Дети с нарушением слуха лишены слова, как основы для запоминания. Наглядно-образное мышление очень длительное время превалирует над словесно-логическим. Таким образом, нарушение высших психических процессов затрудняют развитие связной речи неслышащих дошкольников.

В связи с особенностями развития познавательных процессов, вполне обосновано использование творческих методик в процессе развития произносительной стороны речи неслышащих дошкольников, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается   схематическая   мнемотаблица.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников с нарушением слуха усваивается лучше, использование мнемотаблиц в совместной и самостоятельной деятельности, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, накапливать и обогащать словарь, служит опорой в описании предметов, составлении рассказов, разучивании речевого материала, планирования собственной деятельности, отчетах.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

«Образцы мнемотаблиц для разучивания стихов и песенок»;

Уважаемые родители при разучивании речевого материала неслышащими дошкольниками большую роль играет применение наглядности. Использование мнемотаблиц облегчает процесс запоминания отрабатываемого речевого материала, обогащает словарь ребенка, способствует развитию самоконтроля над произношением у неслышащих дошкольников.

Для создания и работы с мнемотаблицами вам понадобится: картон, ножницы, фломастеры, таблички, тексты со стихами и песенками.

Этапы отработки речевого материала с использованием мнемотаблиц:

1 шаг. Внимательно рассмотрите с ребенком таблицы и объясните изображения на картинке, назовите картинку с помощью выбора верной таблички и сопряженного устно-дактильного проговаривания, обратите внимание на произнесение отрабатываемых звуков.

2 шаг. Разучивая стихи и песни, укажите на подходящую картинку по тексту, объясните смысл речевого материала (выкладывая картинки последовательно, либо рисуйте контурное изображение, соединяя каждое последующее изображение красной стрелкой). Повторить несколько раз.

3 шаг. Ребенок устно-дактильно читает текст или сопряжено проговаривает со взрослым, взрослый обращает внимание на соответствующие картинки. Повторить несколько раз. Затем меняются ролями: взрослый устно-дактильно читает текст, обращая внимание на сложные моменты, а ребенок подбирает соответствующую картинку.

4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит речевой материал, пользуясь мнемотаблицей.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит речевой материал без опоры на мнемотаблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Консультация для родителей «Роль игры в формировании произносительной стороны речи ребенка»

Если говорить о начале вхождения в жизнь ребёнка, то необходимо сказать, что вначале было не слово, а игра. Ребёнок ещё не может говорить, но уже улюлюкает, гукает, улыбается во весь рот, реагируя на ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...

«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Развитие произносительной стороны речи дошкольников с ОВЗ в процессе использования различных техник рисования

В статье поднимается проблема подготовки детей с особыми возможностями здоровья к обучению в школе и их социализации; одним из вариантов решения данного вопроса предлагается рассмотрение коррекц...

Семинар - практикум "Дидактические игры по развитию произносительной стороны речи детей дошкольного возраста"

Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относят...