Обзор методик обследования произносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи
статья

.  Данная статья посвящена проблеме произносительной стороне  речи детей с общим недоразвитием речи, ее особенностям. Авторами статьи описываются методики обследования детей с нарушением речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shipilova_statya_1210.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор методик обследования произносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация.  Данная статья посвящена проблеме произносительной стороне  речи детей с общим недоразвитием речи, ее особенностям. Авторами статьи описываются методики обследования детей с нарушением речи.

Ключевые слова: методики обследования, произносительная сторона речи, общее недоразвитие речи, развитие речи.

Изучение звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Несмотря на то, что именно обследование произносительной стороны речи уже давно описано в логопедической литературе, оно до сих пор не всегда проводится в логопедических учреждениях на должном уровне. Главным недостатком диагностики является недостаточная систематичность в изучении фонетических и семантических аспектов речи.

Овладение звуковой системой родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Ребенок усваивает артикуляцию (т.е. движения и положения органов речи, необходимые для произнесения звуков) и в то же время — систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Восприятие звуков речи формируется в процессе активного артикуляционного опыта.[ 1 ]

Дети с общим недоразвитием речи характеризуются нарушением формирования как фонетической, так и семантической сторон речи. Для успешного формирования смысловой стороны необходим достаточный уровень развития словаря, грамматической структуры, связной речи. В свою очередь, качественное речевое общение невозможно представить без его фонетического оформления, для формирования которого необходимы правильное дыхание, сформированное звукопроизношение и просодия.

Произносительная сторона речи - это степень соответствия речи говорящего нормам литературного языка

В лингвистике звукопроизношение интерпретируется как языковая система знаков и единиц разного уровня. Звуковой состав речи изучает фонетика (Р.А.Аванесов, Г.О. Винокур, В.А. Богородицкий, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.Н. Гвоздев, Л.Р. Зиндер, А.А. Потебня, Ф. де Соссюр, А.И. Томсон, Л.В. Щерба). Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для перевода слов и предложений в материальную звуковую форму

В психологии звукопроизношение рассматривается как психологический процесс, как компонент речевой и коммуникативной деятельности. А.А. Леонтьев отмечает, что речь как средство общения предполагает два процесса: 1) формулирование (или кодирование) речевого высказывания – воплощение мысли в систему кодов языка; 2) понимание (декодирование) высказывания – анализ воспринимаемого высказывания [ 4].

В логопедии изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались К.П. Беккер, Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф. Рау, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева и др Под звукопроизношением в логопедии понимается фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. [4 ]..

Раннее развитие ребенка считается важным для формирования речи, а также всех ее компонентов, и по мере созревания нервно-мышечного аппарата происходит усвоение родного языка. В первые месяцы жизни у ребенка активно начинает развиваться слуховой анализатор, зрительный анализатор и моторно-кинестетический. Двигательные импульсы играют важную роль в процессе сенсорного развития, включая восприятие речи. Лепет рассматривается как фактор, стимулирующий развитие движений у ребенка

5-9 месяцев – период лепета. В этот период у ребенка совершенствуется моторика, развивается функция сидения, ползания, захват предметов, а также их манипуляция.

Первые слова ребенка состоят из одного слога ли двух, которые очень просты в фонетическом отношении.

Период от 9 месяцев до 1,5 года является начальным этапом усвоения родного языка. В этот период развивается слуховое восприятие, восприятие ритма речи, начинает формироваться интонация просьбы.

Первые слова ребенок произносит уже в 11-12 месяцев.

В год у ребенка появляются смычки органов артикуляции. К полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);

В 2 года ребёнок понимает мимику, жесты, интонацию голоса, движения и действия взрослого, на основе чего и строится общение. В 2-3 года у детей отмечается неплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации и уже появляется выделительное словесное ударение. Дальше происходит овладение лексико-грамматическим строем и фонетикой языка, развитие механизмов взаимодействия между фонацией, дыханием и артикуляцией, обеспечивающее формирование нормального речевого дыхания.

В 3 года ребенок воспринимает обращённую к нему речь в естественном темпе т.к. все элементы ему уже хорошо знакомы и он быстро их распознает.

К четырем годам появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка, потом начинает формироваться тип мелодического оформления речи, сходный с взрослым типом

К пяти годам ребёнок овладевает контекстной речью, появляется возможность вибрации кончика языка.

В 6 лет ребенок начинает овладевать интонацией вопросительного предложения, что способствует развитости речевого слуха.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях. Проверяются следующие группы звуков: · гласные: [а], [о], [э], [и], [ы], [у],  свистящие, шипящие, аффрикаты: [с], [с], [з], [з], [ц], [ш], [ч], [щ], сонорные: [р] [р] [л], [л], [м], [м], [н], [н];  глухие и звонкие парные [п-б] [т-д] [к-г] [ф-в] — в твердом и мягком звучании: [п] [т] [к] [ф];  мягкие звуки в сочетании с разными гласными в буквосочетаниях: пи, пя, пе, пю (также дь, ть,сь). При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, звук [c] — межзубный: звук [ш] заменяется межзубным [с]; звук [ч] заменяется [т]  и т.п.)

Далее рассмотрим этапы логопедического обследования [  5].

Ориентировочный этап предполагает сбор анамнестических данных, выяснение запроса родителей, выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка

Диагностический этап является непосредственно процедурой обследования речи ребенка.

Аналитический этап нацеливает на интерпретацию полученных данных и заполнение документации (речевой карты), составление логопедического заключения.

Прогностический этап  определяет возможности дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы, образовательного маршрута.

Информационный этап  направлен на ознакомление родителей, педагогов с результатами обследования,ирешение вопроса о необходимости повторных обследований и их периодичности

В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

Ниже рассмотрены разные методики обследования уровня сформированности разных компонентов речи с рождения и до семи лет. Кратко приведены особенности методик, описаны используемые методы обследования и на какой возраст рассчитана та или иная методика.[ 2]

Опросник Громовой О.Е. (мишка) С 1,6 до 3 лет, Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки используемый метод наблюдение, опрос.

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта

Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке и о заполняющем.

Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедическое обследование детей 2-4 лет» Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи. Используемые методы : активное наблюдение.

Количественная оценка. При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении

Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.

Громова О.Е. Опросник «Первые слова». От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь. Используемые методы : наблюдение, опрос.

Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.) 2-7 лет Используемые методы: беседа, активное наблюдение. Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций,  дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения

Выводы.

  1. В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Произносительная сторона речи включает звукопроизношение и просодику. Функционирование произносительной стороны речи тесно связано с артикуляционной моторикой и фонематической стороной речи. Звукопроизношение – это фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Просодика – совокупность просодических компонентов (мелодика, ударение, тембр, темп, ритм, паузирование), участвующих в организации речи в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Ссылки на источники

  1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев.  М.: Изд-во АПН РСФСР, 1978. 471 с.

  2. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова.  М.: Айрис-пресс, 2005.  96 с.

  3. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество.  М., 1998. 364 с.
  4. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. ценрт ВЛАДОС, 1998.  680 с.
  5. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003.  240 с

  6. Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся.  М.: Педагогика, 1989. 142 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..

Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...

Педагогический совет: "Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи"

Цель педагогического совета: создание информациооного пространства для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...

Интересно работать творчески - Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Материал «Методика  коррекции фонематического  восприятия  у дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи» предлагается для учителей ...