Конспект по развитию речи
учебно-методический материал по логопедии

Гринина Татьяна Андреевна

Данный конспект предназначен для проведения занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы (3-4 года).

Тема занятия: «Наши помощники».
Цель занятия – создание условий для закрепления в речи названий бытовых приборов и их функций.
В ходе занятия дети познакомятся или закрепят знания о различных бытовых приборах (пылесос, стиральная машина, утюг и др.), научатся называть их и рассказывать об их назначении. Занятие направлено на активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи, внимания и мышления.
В конспекте представлены цели, задачи, структура занятия, используемые материалы и оборудование, а также подробное описание хода занятия с игровыми упражнениями и заданиями, направленными на развитие речевой активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_3-4_goda.docx605.15 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи во второй младшей группе

Тема: «Наши помощники»

Цель: создание условий для закрепления в речи названия бытовых приборов, их назначение.

Задачи: 

Коррекционно – образовательные: учить отвечать на вопросы полным ответом; развивать умение составлять описательный рассказ по схеме; упражняться в образовании множественного числа существительных.

Коррекционно – развивающиесовершенствовать умение слушать, соотносить движения со словами; развивать познавательный интерес, логическое мышление посредством отгадывания загадок; развивать умение определять эмоции; развивать речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательные: Воспитывать дружелюбие, умение участвовать в общей беседе, слушать собеседника, не перебивать.

Словарная работа: существительные (пылесос, холодильник, утюг, чайник, плита), глаголы (пылесосить, стирать, готовить, утюжить)

Оборудование: карточки с изображением фиксиков, карточки с изображением бытовой техники, графическая схема составления рассказа о холодильнике.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята! Сегодня у нас необычный гость. Вы узнали, что это за человечек? (ответы детей) Правильно, этот крошечный человечек – девочка Симка из мультфильма про фиксиков. Ребята, посмотрите на Симку, она улыбается или грустит? (Ответы детей)

- Значит она какая, грустная или веселая? (Ответы детей)

- Правильно. Она потеряла своего брата Нолика и никак не может его найти. Ребята, поможем Симке найти Нолика?

Беседа «Где живут фиксики?»

_ Ребята, а вы знаете, где живут герои мультика? (В пылесосе, фене, телевизоре, чайнике, холодильнике. На мольберт вывешивается картинка с бытовыми приборами) Все верно! Эти предметы можно назвать одним словом. Бытовая техника. (Проговаривание с детьми)

- Значит и Нолика нам нужно искать в бытовых приборах. Симка говорит, что Нолик оставил нам подсказки-задания. Выполнив их, мы найдем Нолика.

(Картинки с изображением бытовых приборов расставлены по группе, около каждой картинки задание.)

-Ребята, чтобы узнать, где находится первое задание, надо отгадать загадку про бытовую технику.

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг,

Электрический …(Утюг)

(Дети находят картинку с изображением утюга.)

- Ребята, для чего нужен утюг? (Ответы детей.) 

- Давайте посмотрим, может здесь спрятался Нолик.

(Дети ищут Нолика, на столе лежит вата.)

- Ребята, давайте сдуем вату, может Нолик под ней находится.

(Дети сдуют вату, под ней находится задание.)

Дидактическое упражнение «Зарядка для язычка»

Юк-юк-юк – так работает утюг!

Ню-ню-ню – я поглажу простыню!

Сы-сы-сы – я поглажу и трусы!

Ав-ав-ав – я разглажу весь рукав!

Аф-аф-аф – разложу все вещи в шкаф!

- Молодцы, ребята! Задание выполнили, Нолика нашли?

- Нет.

- Тогда будем дальше искать Нолика.

- Слушайте загадку, узнаем, где следующее задание.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

(Дети подходят к столу, где лежит картинка с изображением чайника.)

- Ребята, как вы думаете, для чего нужен  чайник? (Ответы детей) 

- Может на этом столе спрятался Нолик, давайте его поищем. 

(Дети ищут Нолика, на столе лежит вата, сдуют ее и под ней находят задание.)

(На мольберте вывешивается картинка с изображением бытовых приборов.)

- Ребята, как вы думаете, где можно купить бытовую технику?

- В магазине.

- А в магазине много или мало бытовой техники?

- Много.

- Нолик нам предлагает поиграть в игру «один – много», сколько бытовой техники дома, а сколько в магазине.

Дидактическая игра «Один - много» (образование существительных множественного числа.)

Дома один чайник, а в магазине много … чайников;

Дома один утюг, а в магазине много … утюгов;

Дома один пылесос, а в магазине много … пылесосов;

Дома один холодильник, а в магазине много … холодильников;

Дома один телевизор, а в магазине много … телевизоров;

Дома один телефон, а в магазине много … телефонов;

Дома один фен, а в магазине много … фенов.

- Молодцы, ребята! Это задание вы тоже выполнили правильно, а Нолика мы нашли?

- Нет.

- Слушайте загадку, узнаем, где следующее задание. Может мы там Нолика найдем.

Пыль найдет и в миг проглотит –

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос.

Коврик чистит…(Пылесос)

(Дети подходят к столу, где лежит картинка с изображением пылесоса.)

- Ребята, как вы думаете, для чего нужен  пылесос? (Ответы детей) 

- Может на этом столе спрятался Нолик, давайте его поищем. 

(Дети ищут Нолика, на столе лежит вата, сдуют ее, под ней задание.)

Физкультминутка «Пылесос»

Сколько пыли! Сколько пыли!                                      

Про пылесос давно забыли!                                          

Ладно, ладно, помогу,                                                     

Да еще и под кровати загляну.                                      

Потом пройду по ковру.                                                   

И снова в углу замру.                                                        

Разводят руки в сторону.

 

Машут двумя руками.

Машут поочередно правой, левой рукой.

Останавливаются, нагибаются.

Идут врассыпную, словно пылесосят.

 Стоят не двигаясь

- Молодцы, ребята! Это задание вы тоже выполнили правильно, а Нолика нашли?

- Нет.

- Ищем дальше.

-Ребята, чтобы узнать, где находится следующее задание, надо отгадать загадку.

Полюбуйся, посмотри –

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник)

(Дети находят картинку с изображением холодильника.)

- Ребята, для чего нужен холодильник? (Ответы детей.) 

Совместное составление короткого рассказа о холодильнике с опорой на графическую модель (по Л.В. Ефименковой).

(Педагог вывешивает на мольберт графический план рассказа и вместе с детьми рассказывает о холодильнике.)

Примерный вариант рассказа: 

  1. Это холодильник.
  2.  Он белый.
  3.  Холодильник прямоугольной формы.
  4. Он нужен для хранения продуктов.

(Педагог привлекает детей к совместному составлению рассказа по предложенной схеме, побуждая произносить отдельные слова или предложения. При необходимости помогает детям, хвалит их за желание рассказывать, отвечать на вопросы.)

(Педагог с детьми нашли Нолика в холодильнике.)

- Ребята, Симка благодарит вас за помощь в поисках друга. Посмотрите на нее, сейчас она улыбается или грустит? (Ответы детей)

- Вам интересно было сегодня на занятии? Вспомните, кому мы помогали сегодня? Кого искали? Какие задания вам понравились? Какие вы бы хотели выполнить еще? (Ответы детей)

IMG-3ccede71d390977f31baf1908b0c6178-V.jpgIMG-e72797372f441f2e19e2fedbc41aa454-V.jpg

IMG-dd80b0e18b3a672142eabb0b77dc044f-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...