Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольника в семье»
консультация по логопедии

 Татьяна Бельтюкова М

Связная речь отражает логику мышления, помогает ребенку последовательно и четко выражать свои мысли, чувства, устанавливать контакты и взаимодействовать в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие связной речи дошкольника в семье»

Уважаемые родители!

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Кроме того, необходимо стремиться, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством.

Всем вам хочется, чтобы ваш ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком. Особое внимание этому придается в нашем детском саду, но без помощи родителей справиться нам будет очень тяжело.

Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой - родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему ребенку и много разговаривать с ним.

Речь ребенка  на выходе из детского сада должна быть:

-грамотной;

-понятной;

-выразительной;

-осмысленной;

-богатой….

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Вот проблемы современных детей:

- односложная речь, состоящая из одних простых предложений;

- бедная речь;

- недостаточный словарный запас;

- слова – «паразиты»;

- замусоривание речи: употребление нелитературных слов и выражений как результат просмотра телевизионных передач, не предназначенных для детского просмотра;

- неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос;

- неспособность пересказать текст и построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;

- неумение использовать интонацию (выразительность);

- плохая дикция, которая потом скажется на письме…

Этому есть немало объяснений. Это и технический прогресс (как ни странно), и ритм современной жизни, и загруженность родителей, и наличие в большинстве семей только одного ребенка. Уставшие родители не могут, а иногда и не хотят общаться с детьми. Детям включают телевизор, компьютер, предлагается множество игрушек, но только не живое общение.

Предлагаю вашему вниманию несколько правил, выполнение которых поможет вам, развивать связную речь своего ребенка в домашних условиях без особых затруднений:

1.Старайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно.

2. Учите ребенка правильно строить предложения, делая их распространенными.

3. Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто повторите фразу, акцентируя внимание своего чада на правильности высказывания.

4. Если у вас ребенок «почемучка» - старайтесь отвечать на его вопросы полным ответом. Для того чтобы ребенок быстрее запомнил все вами сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце услышанного, прочитанного или увиденного - задайте ему встречные вопросы.

5. Если ребенок вам очень часто задает вопросы - никогда не оставляйте их без ответа, обязательно поощряйте это стремление, ведь именно так он старается познакомиться с окружающим его миром и войти с ним в контакт.

6. Если ребенок к вам подошел с вопросами, а вы сильно устали или у вас много дел, старайтесь не подавать вида, не показывайте этого, не отправляйте его в другую комнату поиграть и не просите оставить вас. Не дайте ему заподозрить вас в том, что в данный момент он вам не интересен и у вас нет желания с ним общаться, ведь тем самым вы отталкиваете  его и он может замкнуться.

7. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления от увиденного, о которых он мог бы рассказать не только вам, но и другим.

8. Для того  чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним: попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте, сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите и т.д. Ведь от развитости пальцев рук зависит его речь.

9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не критикуйте его с глазу на глаз и тем более при посторонних, это может нанести ребенку психологическую травму и ребенок перестанет в дальнейшем вам доверять.

10. Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть усидчивым.

11. Хвалите чаще свое чадо, но не перехваливайте.

12. Больше играйте с ним в игры по развитию речи.

13. Проявляйте интерес к его жизни в саду.

14. По дороге домой из детского сада всегда интересуйтесь событиями, которые запомнились ему за данный день.

15. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школу, поликлинику, библиотеку. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквере, на озере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.

16. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь ребенка), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

17. Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

18. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.

Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.

Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?

На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим какие-то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Детский логопед поможет:

скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;

подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;

провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае.

Когда можно и нужно обратиться к логопеду?

Каждая мама хотя бы раз задавалась вопросом, правильно ли развивается речь малыша или стоит посетить логопеда? В этой статье вместе со специалистами Клиники речевой неврологии «ДокторНейро» мы постараемся ответить на этот вопрос и сформулировать конкретные рекомендации родителям, в каких случаях занятия с логопедом являются крайне необходимыми.

Родителям достаточно сложно самостоятельно разобраться с тем, когда ребенку необходима помощь коррекционного специалиста. Интернет переполнен достаточно противоречивой информацией.

Как правило, условно выделяют три группы родителей, которые:

  • стремятся начать коррекцию нарушений в развитии речи ребенка перед поступлением в школу, в возрасте 5-6 лет;
  • уверены в том, что проблемы с речью устранятся сами собой и рано или поздно развитие речи малыша будет соответствовать возрастной норме;
  • на раннем этапе обращаются к коррекционным специалистам с целью максимального контроля за правильностью развития устной и письменной речи ребенка.

Давайте разберемся, кто же из родителей прав?

Как понять, все ли в порядке?

Прежде всего стоит понять, что речевые нарушения не связаны исключительно с неправильным произношением звуков. Все намного сложнее. О проблемах в развитии речи могут сигнализировать:

  • низкая речевая активность;
  • ограниченный активный и пассивный словарь;
  • сложности с усвоением и пониманием обращенной речи;
  • трудности с построением словосочетаний, фраз и предложений, а также связных высказываний.

Специалисты отмечают, что в соответствии с общепризнанными нормами речь ребенка развивается достаточно плавно в рамках определенных возрастных границ. Значимыми для раннего возраста являются следующие обобщенные критерии:

  • количество слов в словарном запасе;
  • уровень понимания обращённой речи;
  • активность и понятность фразовой речи.

Рассмотрим нормы речевого развития детей в разном возрасте.

ГБУСО МО КЦСОР «Волоколамский» г.о. Лотошинский, п.г.т. Лотошино

Консультация логопеда В.Г. Верещагиной  для родителей\лиц их заменяющих

«Когда обращаться к логопеду?»

        Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот кропотливый процесс порой занимает не один месяц.

Бытует мнение родителей, что логопед занимается с детьми начиная с пятилетнего возраста.  До этого времени, даже если ребёнок не говорит или говорит плохо, нужно просто подождать. Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. В настоящее время это правило утратило актуальность. Число детей с нарушениями речи и других ВПФ увеличилось.

Первое посещение должно быть в возрасте с 2,5 до 3 лет. Это возраст, наиболее подходящий для проведения ранней диагностики/ профилактики речевых нарушений. Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету». В норме  2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи. С возрастом исправление дефектов речи становится труднее. В случае отсутствия речи малыша необходимо скорее показать другим врачам и начать логопедические занятия.

Следующий визит к логопеду следует организовать, когда ребёнку будет 4 -5 лет. К этому возрасту должны появится в речи ребёнка свистящие звуки и шипящие. В 4 года они не всегда произносятся чисто. Логопед определит степень нарушения, порекомендует упражнения для улучшения дикции. К пяти годам ребёнок должен ясно и связно выражать свои мысли, рассказывать наизусть стихи. Если этого не произошло, то занятия с логопедом необходимы.

Перед школой за год снова нужно проконсультироваться у логопеда. В шесть лет в речи появляются звуки (Л), (Р). Если этого не произошло, то до школы будет время чтобы исправить недостаток.

В семь лет ребёнок уже выговаривает все звуки родного языка. Если этого не произошло, то занятия с логопедом можно продолжить и в первом классе.

Если ваш ребёнок развивается по описанному выше сценарию, то всё хорошо. Если нет — обратитесь к логопеду, чтобы убедиться в нормальном развитии речи, узнать на что стоит обратить внимание.

Устанавливать причины речевых расстройств должен логопед. В некоторых ситуациях может потребоваться дополнительная консультация других специалистов – это невропатолог, ортодонт, отоларинголог, сурдолог, детский психолог.

Спасибо за внимание!

УМНОЕ ЗЕРКАЛО

Современные реалии требуют от логопеда дошкольного учреждения решения целого комплекса задач, направленных не только на коррекцию и профилактику различных нарушений речи, но и на создание условий для развития способностей каждого ребенка и формирование личности, обладающей прочными базовыми знаниями. Поэтому очень важно организовать учебный процесс так, чтобы ребенок активно, с увлечением и энтузиазмом посещал коррекционные занятия. Ведь, не секрет, что коррекционная работа, зачастую, представляет собой однообразные, монотонные и долгие тренировки. А такая активность требует напряженного внимания и значительных усилий. Логопеды находятся в постоянном поиске наиболее эффективных приемов. Одним из таких приемов является применение современных компьютерных технологий, а именно – нового инструмента в логопедии от компании «Инновации детям» - оборудование «Умное зеркало Artik me», которое совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала. Самые трудные и скучные этапы работы с логопедом превращаются в увлекательную игру – ребенок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажей, осваивая начальные формы личностной рефлексии. Умное зеркало, путем распознавания качества выполнения упражнения, дает обратную связь, а в полуавтоматическом режиме – логопед сам определяет качество выполнения упражнения и нажатием на клавишу определяет обратную связь от игрового персонажа в Умном зеркале.

«Умное зеркало» Artik Me — это новый инструмент в логопедии и педагогике от компании «Инновации детям». Оборудование предназначено для детей от 4 до 10 лет, представляет собой монитор с видеокамерой, колонками, микрофоном. «Умное зеркало» совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала.

Как же это инновационное оборудование помогает в нашей работе с детьми?

Ребёнок видит одновременно своё отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. Они сопровождают ребёнка по зеркальному миру, дают задания и помогают их выполнять.

«Умное зеркало» включает в себя несколько блоков:

  1. Артикуляционная гимнастика – упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата.
    В зеркале появляется сказочный персонаж ( это мальчик Артик или девочка Мими) который показывает, как правильно выполнять артикуляционные упражнения. Выполнение упражнения сопровождается стихотворным текстом, звучащим из динамика. Учитель-логопед следит за правильностью выполнения и контролирует скорость.
  2. Дыхательная гимнастика - упражнения для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата. Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном делают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным. Учитель-логопед контролирует силу и длительность выдоха, регулируя настройки. На начальном этапе нужно выбирать минимальные настройки, постепенно увеличивая нагрузку. Очень важно, что мы можем проследить, насколько увеличивается сила и длительность выдоха.
  3. Интересно и занимательно выполнять с умным зеркалом пальчиковую гимнастику -упражнения на развитие мелкой моторики, на чувство ритма и воображения. Зеркало распознаёт жесты, и, если упражнение выполнено правильно, появляется картинка - изображение. Задания для выполнения двумя руками развивают межполушарное взаимодействие.
  4. Следующий блок -это звукопроизношение. Чтобы поставленный звук закрепился в речи нужно многократное повторение. С «ArtikMe» этот процесс наполняется смыслом- ребёнок повторяет звук, чтобы пройти игру до конца и помочь персонажам. Оценивает произношение не только логопед, но и нейросеть. Если звук произносится неправильно, то персонаж на экране не будет двигаться. После того как изолированное произношение отработано, нам нужно его автоматизировать.

Автоматизация звуков – представлена различными играми и упражнениями, мотивирующими многократно повторять слова с закрепляемым звуком. Игры: «Один-много», «Назови ласково», «Запомни и назови», «Назови слово к которому приблизится звезда (шарик, мячик), «Сделай фигурки одинаковыми» и многие другие.

Также разнообразно представлена и дифференциация звуков - это следующий этап работы.

Особое внимание уделено развитию фонематического восприятия,

формированию умения выполнять слоговой и звуковой анализ слов.

В процессе выполнения упражнений дети получают весёлых и задорных светлячков, которые накапливаются в волшебном сосуде. В конце занятия можно поиграть со светлячками и выполнить с их помощью звуковой анализ задуманного слова.

Для работы над лексико- грамматическим строем речи мы используем хорошо всем знакомые игры, только в новом формате «Назови чей», «Мой, моя, моё», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка» и др. Эти игры можно использовать не только в предложенных вариантах, но и создавать свои. В этом нам помогает конструктор занятий.

Он даёт возможность создания авторских игр и заданий и включает в себя подбор картинок, звуков иллюстраций и анимаций.

Это дает возможность педагогу создавать индивидуальный маршрут ребёнка. Такие привычные задания как сортировка, классификация, четвёртый лишний и другие мы самостоятельно наполняем содержанием, важным для занятий с определенным ребёнком. Так обеспечивается простое и гармоничное встраивание опыта педагога в индивидуальную программу занятий с умным зеркалом, когда мы стремимся работать в зоне ближайшего развития конкретного ребёнка, включая новые подходящие упражнения в программу занятий.

Для оптимального использования «Умного зеркала ArtikMe» в работе с детьми, требуется соблюдение методических рекомендаций.

Зеркало используется в работе со старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций; Применяемые информационно-дидактические пособия соответствуют психическим и психофизическим возможностям ребенка.

Организация и способ проведения занятия с применением «Умного зеркала «ArtikMe» соответствует технологии проведения традиционных занятий. Занятие содержит в себе несколько частей. И только одна часть посвящена непосредственно работе с Умным зеркалом. При составлении занятий, мы учитываем имеющиеся знания, приобретенные на традиционных занятиях в процессе выполнения адаптированной образовательной программы.

Мы проводим занятия с Умным зеркалом второй год и за это время отметили ряд преимуществ его использования:

  1. Самые трудные и скучные этапы работы с логопедом превратились в увлекательную игру. Повысилась мотивация к занятиям.
    Улучшился самоконтроль: ребёнок видит себя и процесс выполнения задания, на этом же пространстве видит слово, его написание, подсказки для произношения звуков, а также необходимый иллюстративный и другой дидактический материал.
    Следует отметить, что дети посещающие логопедические занятия, второй год уже самостоятельно пользуются мышкой, выбирают правильные варианты и даже читают задания.
  2. Распознавание и проявление эмоций. У детей появилась возможность соотнести свои эмоции с их выражением. Что особенно важно для ребят с нарушением эмоциональной сферы. Кроме того, функция дополненной реальности позволяет ребёнку перевоплощаться в игре, примерять различные маски. Вместе с детьми мы учимся понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, рефлексировать.
  3. Значительно повысилась динамика речевого развития по всем направлениям работы.

Подводя итог, можно отметить, что в наши дни коррекционно-образовательный процесс уже не представляется без информационно-компьютерных технологий. Современные дети проявляют огромный интерес к данным технологиям и возможность взаимодействия с ними на коррекционно-развивающих занятиях, что служит дополнительным стимулом для выполнения установленных педагогом задач. Компьютерные технологии создают высокую мотивацию детей, и поддерживают их восприятие.

 

Применение инновационного умного зеркала «ArtikMe» в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Процесс обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи требует длительного времени. Со временем у ребёнка утрачивается интерес к занятиям с логопедом, ведь коррекция нарушений речи - трудоёмкий процесс. Одна из центральных проблем в логопедической работе - проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на логопедические занятия. Для достижения хорошей результативности я использую логопедические игротренинги, игры-квесты, игры-путешествия, элементы биоэнергопластики. В последнее время на помощь приходят информационно-компьютерные технологии.

Наше образовательное дошкольное учреждение всегда находится в поиске современных решений, которые открывают новые возможности в работе педагогов. И недавно наш детский сад приобрёл новое инновационное оборудование: умное зеркало «Artik Me» для логопеда.

«Умное зеркало» Artik Me — это новый инструмент в логопедии и педагогике от компании «Инновации детям». Оборудование предназначено для детей от 4 до 10 лет, представляет собой монитор с видеокамерой, колонками, микрофоном. «Умное зеркало» совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала.

Как же это инновационное оборудование помогает в нашей работе с детьми?

Ребёнок видит одновременно своё отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. Они сопровождают ребёнка по зеркальному миру, дают задания и помогают их выполнять.

«Умное зеркало» включает в себя несколько блоков:

  1. Артикуляционная гимнастика – упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата.
    В зеркале появляется сказочный персонаж ( это мальчик Артик или девочка Мими) который показывает, как правильно выполнять артикуляционные упражнения. Выполнение упражнения сопровождается стихотворным текстом, звучащим из динамика. Учитель-логопед следит за правильностью выполнения и контролирует скорость.
  2. Дыхательная гимнастика - упражнения для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата. Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном делают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным. Учитель-логопед контролирует силу и длительность выдоха, регулируя настройки. На начальном этапе нужно выбирать минимальные настройки, постепенно увеличивая нагрузку. Очень важно, что мы можем проследить, насколько увеличивается сила и длительность выдоха.
  3. Интересно и занимательно выполнять с умным зеркалом пальчиковую гимнастику -упражнения на развитие мелкой моторики, на чувство ритма и воображения. Зеркало распознаёт жесты, и, если упражнение выполнено правильно, появляется картинка - изображение. Задания для выполнения двумя руками развивают межполушарное взаимодействие.
  4. Следующий блок -это звукопроизношение. Чтобы поставленный звук закрепился в речи нужно многократное повторение. С «ArtikMe» этот процесс наполняется смыслом- ребёнок повторяет звук, чтобы пройти игру до конца и помочь персонажам. Оценивает произношение не только логопед, но и нейросеть. Если звук произносится неправильно, то персонаж на экране не будет двигаться. После того как изолированное произношение отработано, нам нужно его автоматизировать.

Автоматизация звуков – представлена различными играми и упражнениями, мотивирующими многократно повторять слова с закрепляемым звуком. Игры: «Один-много», «Назови ласково», «Запомни и назови», «Назови слово к которому приблизится звезда (шарик, мячик), «Сделай фигурки одинаковыми» и многие другие.

Также разнообразно представлена и дифференциация звуков - это следующий этап работы.

Особое внимание уделено развитию фонематического восприятия,

формированию умения выполнять слоговой и звуковой анализ слов.

В процессе выполнения упражнений дети получают весёлых и задорных светлячков, которые накапливаются в волшебном сосуде. В конце занятия можно поиграть со светлячками и выполнить с их помощью звуковой анализ задуманного слова.

Для работы над лексико- грамматическим строем речи мы используем хорошо всем знакомые игры, только в новом формате «Назови чей», «Мой, моя, моё», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка» и др. Эти игры можно использовать не только в предложенных вариантах, но и создавать свои. В этом нам помогает конструктор занятий.

Он даёт возможность создания авторских игр и заданий и включает в себя подбор картинок, звуков иллюстраций и анимаций.

Это дает возможность педагогу создавать индивидуальный маршрут ребёнка. Такие привычные задания как сортировка, классификация, четвёртый лишний и другие мы самостоятельно наполняем содержанием, важным для занятий с определенным ребёнком. Так обеспечивается простое и гармоничное встраивание опыта педагога в индивидуальную программу занятий с умным зеркалом, когда мы стремимся работать в зоне ближайшего развития конкретного ребёнка, включая новые подходящие упражнения в программу занятий.

Для оптимального использования «Умного зеркала ArtikMe» в работе с детьми, требуется соблюдение методических рекомендаций.

Зеркало используется в работе со старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций; Применяемые информационно-дидактические пособия соответствуют психическим и психофизическим возможностям ребенка.

Организация и способ проведения занятия с применением «Умного зеркала «ArtikMe» соответствует технологии проведения традиционных занятий. Занятие содержит в себе несколько частей. И только одна часть посвящена непосредственно работе с Умным зеркалом. При составлении занятий, мы учитываем имеющиеся знания, приобретенные на традиционных занятиях в процессе выполнения адаптированной образовательной программы.

Мы проводим занятия с Умным зеркалом второй год и за это время отметили ряд преимуществ его использования:

  1. Самые трудные и скучные этапы работы с логопедом превратились в увлекательную игру. Повысилась мотивация к занятиям.
    Улучшился самоконтроль: ребёнок видит себя и процесс выполнения задания, на этом же пространстве видит слово, его написание, подсказки для произношения звуков, а также необходимый иллюстративный и другой дидактический материал.
    Следует отметить, что дети посещающие логопедические занятия, второй год уже самостоятельно пользуются мышкой, выбирают правильные варианты и даже читают задания.
  2. Распознавание и проявление эмоций. У детей появилась возможность соотнести свои эмоции с их выражением. Что особенно важно для ребят с нарушением эмоциональной сферы. Кроме того, функция дополненной реальности позволяет ребёнку перевоплощаться в игре, примерять различные маски. Вместе с детьми мы учимся понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, рефлексировать.
  3. Значительно повысилась динамика речевого развития по всем направлениям работы.

Подводя итог, можно отметить, что в наши дни коррекционно-образовательный процесс уже не представляется без информационно-компьютерных технологий. Современные дети проявляют огромный интерес к данным технологиям и возможность взаимодействия с ними на коррекционно-развивающих занятиях, что служит дополнительным стимулом для выполнения установленных педагогом задач. Компьютерные технологии создают высокую мотивацию детей, и поддерживают их восприятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие связной речи ребенка в семье"

Материал предназначен для родителей детей 5-7 лет....

Консультация для родителей «Развитие связной речи ребенка в семье»

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Эт...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»

Консультация для  родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»...

Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников в семье"

Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная....

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольника в семье»

Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Данная консультация  поможет нашим родителям развивать связную речь своих дет...

Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников в семье"

Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная....