Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников в семье"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Чурилова Татьяна Михайловна

Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz.svyaz_rechi.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи дошкольников в семье»

Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная.

Довольно часто у старших дошкольников наблюдаются трудности в понимании смысла услышанного рассказа, в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц.

По мнению большинства педагогов, навыки связной речи при самостоятельном, спонтанном их развитии не достигают желаемого уровня, который бы позволил ребёнку полноценно учиться в школе. Этому ребёнка нужно обучать специально.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных качеств воспитанника, особую роль, в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Безусловно, главными воспитателями детей являются их родители. Поэтому усилия педагогов дошкольных учреждений по развитию связной речи дошкольников обязательно должны подкрепляться домашними занятиями.

Однако в современных условиях при напряженном ритме жизни в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

Как же родители могут помочь своему ребёнку овладеть навыками связной речи?

Очень важно направлять внимание ребёнка на всё, что он видит вокруг себя дома и на прогулке; и не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребёнку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите за тем, чтобы ребёнок отвечал полным, развёрнутым предложением.

Уважаемые родители, вот игры и упражнения, которые вы можете использовать в домашних условиях для развития связной речи детей:

Игра «Что мы видим во дворе?» Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Игра « Что мы видели вчера?» Вместе с ребёнком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чём разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Игра "Коллекция" Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру: - подбери все машины; - подбери всех кукол. Затем - геометрические фигуры: - подбери все шарики; - принеси все кружки. Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

Упражнение "Давай поговорим" Является обычной беседой на бытовые темы. - Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

Упражнение "Назови действие" Ребёнок называет слова, обозначающие действия. Ребёнку задают вопросы: - Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). - Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). - Что делает щенок? - Что делает птичка?

Упражнение " Выучи стихотворение" Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребёнка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на картинки.

Ежедневное общение родителей с ребёнком создаёт условия для развития связной речи дошкольника. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овладение связной речью дошкольниками в семье. Советы родителям

Овладение связной речью детьми дошкольного возраста является важной задачей педагогического коллектива ДОУ. Воспитатели и специалисты владеют обширным арсеналом методов и приемов ращвития связной речи...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»

Консультация для  родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»...

Родительский всеобуч "Развитие связной речи дошкольника в семье"

Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Данный всеобуч поможет нашим родителям азвивать связную речь своих детей в дома, в...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольника в семье»

Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Данная консультация  поможет нашим родителям развивать связную речь своих дет...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи дошкольника в семье»

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи....