Логоритмика и её роль в развитии ребёнка
статья по логопедии (младшая группа)
Логоритмика играет исключительно важную роль в развитии детей младшей группы, особенно тех, у кого есть предпосылки к речевым нарушениям или уже диагностированы ТНР (тяжелые нарушения речи). Для малышей 3-4 лет это не просто набор упражнений, а комплексный метод развития, затрагивающий все основные сферы их жизни. Для детей с ТНР, у которых часто наблюдаются проблемы с координацией, вниманием, а главное – с формированием речи, логоритмика становится одним из основных коррекционных инструментов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика играет исключительно важную роль в развитии детей младшей группы, особенно тех, у кого есть предпосылки к речевым нарушениям или уже диагностированы ТНР (тяжелые нарушения речи). Для малышей 3-4 лет это не просто набор упражнений, а комплексный метод развития, затрагивающий все основные сферы их жизни.
Вот ключевые аспекты, объясняющие важность логоритмики в младшей группе:
1. Сенсомоторное развитие:
• Развитие общей моторики: Координация движений, формирование правильной осанки, умение ориентироваться в пространстве. Это основа для развития многих навыков, в том числе и речевых.
• Развитие мелкой моторики: Упражнения для пальчиков напрямую стимулируют речевые центры мозга. Это база для подготовки руки к письму и для тонких артикуляционных движений.
• Сенсорная интеграция: Развитие ощущения собственного тела в пространстве, координации слуха, зрения и движения.
2. Развитие речи:
• Стимуляция речевой активности: Игры, песни, потешки, речевки в движении побуждают ребенка к произнесению звуков, слогов, слов, фраз.
• Развитие дыхания: Формирование правильного речевого дыхания – глубокого, ритмичного, продолжительного, что критически важно для плавности и громкости речи.
• Развитие ритма и темпа речи: Дети учатся чувствовать ритм, что затем переносится на ритмическую организацию речи.
• Артикуляционная гимнастика: В игровой форме, с помощью песен и стихов, выполняются упражнения для губ, языка, челюсти, готовящие артикуляционный аппарат к правильному звукопроизношению.
• Расширение словарного запаса: Через песни, игры, стихи дети активно осваивают новые слова и понятия, связанные с движениями и действиями.
• Развитие фонематического слуха: В процессе игр со звуками, шумами, музыкой и словами дети учатся различать звуки речи, что является основой для правильного звукопроизношения.
3. Когнитивное развитие:
• Развитие внимания и памяти: Необходимость запоминать движения, слова, последовательность действий тренирует эти познавательные функции.
• Развитие мышления: Умение связывать движение с образом, словом, действием.
• Развитие воображения: Игровые сюжеты стимулируют фантазию и творчество.
4. Эмоционально-волевое и социальное развитие:
• Формирование положительного эмоционального фона: Занятия логоритмикой обычно проходят в веселой, непринужденной атмосфере, что снимает напряжение и страхи.
• Развитие коммуникативных навыков: Дети учатся взаимодействовать друг с другом и с взрослым, слушать и слышать, выполнять общие задачи.
• Воспитание уверенности в себе: Успешное выполнение движений и речевых заданий повышает самооценку ребенка.
• Развитие чувства ритма и музыкальности: Введение в мир музыки, развитие музыкального слуха.
Специфика логоритмики для младшей группы с ТНР:
Для детей с ТНР, у которых часто наблюдаются проблемы с координацией, вниманием, а главное – с формированием речи, логоритмика становится одним из основных коррекционных инструментов. Она позволяет:
• Компенсировать нарушения: Через движение стимулировать те зоны мозга, которые отстают в развитии.
• Создать "речевой мостик": Когда речь затруднена, движение часто становится опорой для ее развития.
• Снизить эмоциональное напряжение: Дети с ТНР часто испытывают фрустрацию из-за трудностей в общении. Логоритмика помогает выразить себя через движение и музыку.
• Укрепить "чувство тела": Многие дети с ТНР имеют слабое представление о собственном теле, его частях. Логоритмика целенаправленно работает над этим.
Таким образом, логоритмика в младшей группе – это не просто приятное времяпрепровождение, а научно обоснованный, эффективный и увлекательный метод для комплексного развития ребенка, закладывающий прочный фундамент для формирования речи, познавательных способностей и социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приёмы мнемотехники и их роль в развитии ребёнка"
Представляю вниманию методическую разработку, которая была успешно применена на практике....

Игрушка и её роль в развитии ребёнка
В раннем и дошкольном возрастеведущая деятельность ребенка – игра… Игрушка является идеальным «другом» для ребенка, так как она всегда любит и принимает ребенка, она подвластна вол...

Пальчиковые игры. Их роль в развитии ребёнка.
Пальчиковые игры – для чего они нужны? Цель пальчиковых игр и их роль в развитии ребенка.О пользе пальчиковых игр известно с глубокой древности. Короткие стихотворения наподобие «Сороки-во...
Логоритмика и ее роль в развитии речи дошкольника
Что же такое логоритмика? Ее актуальность, цели и задачи. Что включают в себя логоритмические занятия....

Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве.
Презентация по теме:"Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве."...


