Особенности детей РАС
презентация по коррекционной педагогике
Цель работы специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда) с ребенком с РАС состоит в том, чтобы помочь ввести его в коллектив сверстников и образовательный процесс.Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС в образовательном учреждени
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС в образовательном учреждении Сопровождение тьютора ; Дополнительные занятия с педагогом; Занятия (групповые /индивидуальные) с дефектологом; Занятия (групповые /индивидуальные) с логопедом; Занятия (групповые /индивидуальные) с психологом; Занятия ЛФК, ОФП, ритмикой; Динамическая оценка состояния ребенка на ПМПк .
Цель работы специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда) с ребенком с РАС состоит в том, чтобы помочь ввести его в коллектив сверстников и образовательный процесс
Некоторые особенности поведения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые важно учитывать педагогам: • Ограниченные интересы. Увлечение определёнными предметами, узкий круг интересов, отсутствие сюжетной игры • Стереотипное поведение. Повторяющиеся движения (махание руками, раскачивание), приверженность ритуалам, неприятие изменений • Чувствительность к сенсорным раздражителям. Чрезмерная реакция на звуки, свет, запахи или прикосновения
• Внезапные вспышки агрессии. Если у ребёнка что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что не может по-другому выразить свои эмоции. • Стремление к сохранению постоянства . Избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. • Трудность приспосабливаться к меняющимся условиям. Неопределённость может дезадаптировать ребёнка и спровоцировать поведенческий срыв. Дефектолог учит ребёнка заменять нежелательное поведение более приемлемыми формами общения
Как дефектологи работают с аутизмом Работа с детьми с РАС строится на уважении к индивидуальному темпу развития ребёнка и поиске тех ресурсов, которые уже есть. В центре — не коррекция «дефекта», а раскрытие потенциала, развитие навыков, необходимых для жизни.
Диагностический этап Построение индивидуальной программы На этом этапе проводится наблюдение и специальные методики, чтобы определить уровень развития речи, мышления, моторики, коммуникативных способностей. Здесь важно не только зафиксировать трудности, но и увидеть, на что ребёнок способен. Дефектолог совместно с командой специалистов (психолог, логопед, педагог) разрабатывает план занятий. Программа включает : развитие коммуникации (в том числе с помощью альтернативной коммуникации), обучение бытовым и социальным навыкам, формирование игровой деятельности , сенсорная интеграция , эмоциональное развитие .
Формирование и развитие коммуникации Многие дети с РАС не говорят, или их речь не выполняет функции общения. Поэтому дефектолог обучает: использованию жестов, карточек pecs , коммуникаторов ; альтернативной и дополнительной коммуникации ( адк ); пониманию речи других и формированию собственной речи через игровые ситуации.
Развитие социальных навыков Дети с аутизмом часто не умеют просить о помощи, здороваться, ждать своей очереди. Эти простые действия отрабатываются через ролевые игры, моделирование ситуаций, совместную деятельность. Работа над поведением Некоторые поведенческие проявления (крики, самоагрессия , убегание) могут быть вызваны невозможностью выразить свои чувства. Дефектолог учит ребёнка заменять нежелательное поведение более приемлемыми формами общения.
Работа в команде Родители — главные союзники дефектолога. Специалист не просто даёт рекомендации, но обучает методам, которые можно применять дома: игровые техники, распорядок дня, способы реагирования на поведение ребёнка. Взаимодействие с родителями Дефектолог не действует в одиночку. Он взаимодействует с логопедом, психологом, воспитателем, тьютором . Важно, чтобы все взрослые были едины в подходах и создавали для ребёнка безопасную, предсказуемую среду.
Поддержка в адаптации к школе Современные педагоги активно используют интерактивные пособия, визуальные расписания, коммуникативные карточки, планшеты с речевыми приложениями. Всё это помогает ребёнку понимать и предсказать, что будет происходить, что снижает тревожность. Использование развивающих технологий Если ребёнок с РАС идёт в школу, педагоги помогают подготовить его к новым условиям: развивает навыки самообслуживания, усидчивость, понимание инструкций. Также налаживается контакт с учителями и тьюторами . Мониторинг успехов Регулярная диагностика и анализ прогресса позволяет гибко корректировать программу, усиливать эффективные методы, адаптировать занятия под новые потребности ребёнка
Работа с детьми с аутизмом — это тонкий, длительный, но бесконечно важный процесс. Это путь не «лечения», а поддержки, принятия, обучения жизни. Каждый ребёнок уникален. И задача специалиста — увидеть его индивидуальность, поддержать его шаги в познании мира, научить выражать себя, строить отношения с другими людьми.Своевременная помощь, чуткий подход и тесное взаимодействие с семьёй дают возможность ребёнку с аутизмом не просто адаптироваться, но и раскрыть свой потенциал. А педагоги в этом процессе становятся не просто учителями, а проводниками и надёжными спутниками на пути к развитию ребёнка РАС. В заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная....

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...
