«Играем – речь развиваем » Игры с мячом для развития речи детей.
картотека по логопедии (старшая группа)
В разработке представлены игры, которые не только помогут научить ребенка хорошо произносить все звуки русского языка, но и будут способствовать расширению словарного запаса, формированию грамматических и синтаксических навыков и развитию речевого и слухового внимания и памяти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Играем – речь развиваем »
В разработке представлены игры, которые не только помогут научить ребенка хорошо произносить все звуки русского языка, но и будут способствовать расширению словарного запаса, формированию грамматических и синтаксических навыков и развитию речевого и слухового внимания и памяти.
Введение:
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса исправления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
По новым требованиям ФГТ дети на занятиях должны как можно больше двигаться, и я решила разнообразить занятия по коррекции звукопроизношения и развития речи, и тем самым повысить эффективность своей работы с детьми. Вот для этого мной были разработаны и подобраны игры с мячом, которые можно использовать на занятиях для развития фонематического слуха, для коррекции звукопроизношения, для развития грамматического строя и звукового анализа и синтеза.
В разработке использовались игровые технологии в дошкольном периоде.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно – образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Игра, проводимая с коррекционной целью, помогает сохранять положительный воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка и его здоровье. В нашей работе нет ничего хуже монотонности, и я решила разнообразить задания и заинтересовать детей игрой с мячом. Ведь одной из самых первых игрушек, с которым начинает знакомиться ребенок, не считая погремушек, является мяч.
При виде любого мяча, большого или маленького, принесенного кем-нибудь из дома в группу, дети сразу активизируются, происходит всплеск положительных эмоций, и долго могут удерживать свое внимание на мяче.
Исходя из этих наблюдений, я определила цель и задачи в своей работе.
Цель: Подбор, разработка и эффективность использования игрового материала в коррекции звукопроизношения и развитии речи.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее определенной способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.
Задачи:
1. Закреплять умение правильного звукопроизношения звуков ( в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи);
2. Развивать связную речь, расширять словарный запас;
3. Способствовать двигательной активности детей;
4. Развивать любознательность, познавательную активность;
5. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры;
Игры с мячом позволяют расширить и закрепить знания, умения и навыки детей, помогут совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. В них можно играть как на занятиях, так и на прогулке и дома с родителями.
1. Игры для развития фонематического слуха;
Название игры | Цель | Ход игры |
«Мяч кидай, звук называй» | Развивать умение определять и называть первый (последний) звук в слове. | Взрослый называет слово, ребенок называет первый или последний звук. |
«Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» | Развивать умение называть слово на заданный звук. | Взрослый называет звук, дети придумывают слова с заданным звуком. |
«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» | Закреплять умение выделять гласные звуки в словах. | Взрослый называет слова, дети услышав гласный звук, подбрасывают мяч над головой. |
«Мяч лови – слово собери» | Закреплять умение составлять слова из заданных звуков. | Взрослый называет звуки ([д][м][о];[у][т][к][а]) или слогов( ма, ши, на; мо, ло, ко). |
«Найди звук» | Развивать навык выделять звук в слове. | Взрослый называет слова, дети, услышав заданный звук, стучит мячом об пол. |
«Мяч кидай, звук узнай» | Развивать умение находить слова с заданным звуком. | Взрослый называет слова, а дети подкидывают мяч в том случае, если прозвучало слово с заданным звуком. |
«Мяч кидай, где звук узнай» | Закреплять умение определять позицию заданного звука в слове. | Взрослый называет слово и просит назвать где находится тот или иной звук (в начале, в середине или в конце). |
«Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» | Закреплять умение выделять мягкие звуки в словах. | Взрослый называет слово и просит детей назвать мягкие звуки. |
«Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» | Развивать умение делить слово на звуки. | Взрослый называет слово и просит ребенка подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове. |
2. Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков;
Название игры | Цель | Ход игры |
«С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» | Автоматизация звуков, слогов. | Взрослый бросает мяч ребенку, называет звук или слог, ребенок ловит мяч, повторяет и бросает обратно. |
«Мяч передавай, слово со звуком называй» | Автоматизация звуков в словах. | Взрослый передает мяч ребенку, называя слово с закрепляемым звуком, ребенок называет свое слово с заданным звуком и передает мяч другому. |
«Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» | Закрепление звуков в чистоговорках. | Взрослый называет звук, бросает мяч ребенку, а он должен вспомнить и правильно произнести чистоговорку. |
«Лови да бросай, слово новое узнай» | Закреплять умение преобразовывать слова, путем замены одного звука на другой. | Взрослый бросает мяч ребенку, называет слово, ребенок ловит мяч, называет новое слово , которое у него получилось путем замены первого звука на заданный взрослым звук и отдает мяч обратно. ( мак – рак, лама – рама, кот – рот и т.д.) |
«Раз, два, три – слоги повтори» | Закреплять умение запоминать и повторять цепочку слогов и слов. | Взрослый бросает мяч, называет цепочку слогов или слов, ребенок его ловит и повторяет цепочку слогов (слов) в той последовательности, в которой произнес взрослый. |
«Мяч поймай – слово добавляй» | Закреплять умение подбирать слова – рифмовки. | Взрослый начинает стихотворение, ребенок заканчивает. |
«Мяч лови, лишнее слово назови» | Закреплять умение выделять заданный звук. | Взрослый называет слова и просит назвать лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, стол, шапка, сапоги). |
3. Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи;
Название игры | Цель | Ход игры |
«Я назову пять названий овощей, фруктов, диких или домашних животных, деревьев, транспорт, птиц, посуду, одежду и т.д.» | Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов. | Взрослый называет обобщающее слово, дети подбирают к нему нужные слова. |
«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» | Образование притяжательных прилагательных. | Взрослый бросает мяч и просит сказать, чья голова, ребенок образует новые слова (у волка – волчья, у медведя – медвежья и т.д.) |
«Мы волшебники немного: был один, а станет много» | Закреплять умение называть существительные во множественном числе. | Взрослый бросает мяч, называет один предмет, а ребенок много предметов. |
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» | Закреплять умение образовывать относительные прилагательные. | Взрослый бросает мяч, называет предмет, из чего он сделан, ребенок ловит и подбирает прилагательное ( стол из дерева – деревянный и т.д.) |
«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» | Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | Взрослый называет большой предмет, ребенок, добавляя суффикс, называет маленький (стул – стульчик и т.д.) |
«Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» | Согласование существительных с местоимениями. | Взрослый называет предмет и предлагает ребенку сказать, чей он или чья она, или чье оно (Чья шапка – моя, чье пальто – мое и т.д.) |
«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» | Закреплять умение называть глаголы, обозначающие, что умеет делать человек названной профессии. | Взрослый называет профессию, ребенок действие. |
«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» | Закреплять умение подбирать слова-антонимы. | Взрослый бросает мяч, называет слово, ребенок ловит и говорит противоположное. |
«Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» | Закрепление активного словаря и развитие логического мышления. | Взрослый перечисляет события, ребенок объясняет, могут ли они происходить (рыба бежит по морю, мама младше дочки и т.д.) |
«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» | Закрепить умение обобщать предложенные слова. | Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать их, одним словом. |
4. Игры с мячом в развитии звукового анализа и синтеза;
Название игры | Цель | Ход игры |
«Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» | Развивать умение делить слово на слоги. | Взрослый называет слова, дети делят слово на слоги, ударяя мячом об пол. |
«Разноцветные мячи по порядку собери» | Развивать умение составлять звуковую схему слова. | Взрослый называет слово, дети раскладывают мячи, выбирая по цвету, в зависимости от того, какой звук (гласный или согласный, твердый или мягкий). |
«Мяч бросай, цепочку продолжай» | Развивать умение осуществлять звуко-буквенный анализ. | Взрослый бросает мяч, называет слово, ребенку предлагается вычленить последний звук и с него начать новое слово. |
«Мяч лови, первый и последний звук назови» | Выделение в слове начального и конечного звуков. | Взрослый бросает мяч, |
«Разноцветные мячи по порядку покажи» | Развивать умение обозначать звуки цветом. | Взрослый называет звуки, ребенок поднимает мяч цвета, который соответствует услышанному звуку. |
«Мяч поймай, ударный слог узнай» | Закреплять умение выделять ударный слог. | Взрослый называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Дети должны выделить и назвать ударный слог и вернуть мяч взрослому. |
Данный раздел программы довольно сложный для дошкольников. Система представленных игр позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе.
5. Игры с мячом для развития мелкой моторики;
Название игры | Цель | Ход игры |
«Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» | Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений. | Катать массажный шарик по контуру рисунка. |
«Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» | Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений. | Прокатывать мячик по спирали. |
«Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» | Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений. | Прокатывать мяч ладошкой круговыми движениями. |
«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» | Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений. | Перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку. |
«Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» | Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений. | С силой сжимать мячик каждой рукой. |
Практика использования мяча в работе с детьми-логопатами показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
- Игры с мячом отвлекают ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;
- Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
- Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
- Регулируют силу и точность движений;
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу;
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Данные игры используется мной при взаимодействии с воспитателями, музыкальным руководителем, спорт. Инструктором. Это способствует закреплению детьми полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков.
Показатели результативности «Формирования звукопроизношения и развития речи старших дошкольников»
На начало года: высокий – 1%, средний – 64%, низкий – 35%; на конец года: высокий – 65%, средний – 35%, низкий – 0%. (Приложение 1).
Вывод: Наработанная система игр помогает эффективно решать задачи по правильному звукопроизношению, развитию связной речи, расширению словарного запаса у детей.
Литература:
- Филичева Т. Б., «Развитие речи дошкольника», Екатеринбург «Арго» 1997г.
- Жукова Н.С., «Логопедия, Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»: Кн. Для логопеда/ Екатеринбург: изд. АРДЛТД, 1998г.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С.П., 2004.
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
- Новоторцева Н.В., Развитие речи детей. – Ярославль, 1995.
- Володина В.С., Альбом по развитию речи. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
- Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. – М.: ЭКСМО, 2012.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Приложение 1.
Диаграмма уровня речевого развития детей на начало учебного года.
Диаграмма уровня речевого развития детей на конец учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»
В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...
Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи у детей
Постепенное развитие речи дошкольников...

Семинар-практикум в старшей группе "Развитие речи дошкольников - самый ответственные период в развитии речи детей"
Семинар-практикум для родителей детей 5-6 лет по речевому развитию...

Игры и игровые упражнения с мячом по развитию речи детей дошкольного возраста.
Познакомить педагогов с различными видами игр с мячом по развитию речи детей дошкольного возраста....

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...

