Семинар-практикум в старшей группе "Развитие речи дошкольников - самый ответственные период в развитии речи детей"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Чумакова Елена Станиславовна

Семинар-практикум для родителей детей 5-6 лет по речевому развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_v_starshey_gruppe.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок»

Семинар-практикум

в старшей группе «Развитие речи дошкольников –

самый ответственный период в развитии речи у детей»

п. Тазовский

2014 г.

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»

Вступительное слово

Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребенка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до семи лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребенка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь затрудняет общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2- фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

 Воспитатель: - Итак, отправляемся в путешествие на поезде. В путь.

Ну вот мы и приехали на первую станцию, которая называется

«Станция слов».

На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова, подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным – существительные).

Игра «Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы – прилагательное).

Яблоко – какое оно – вкусное, румяное сладкое, кислое и т.д.

Снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т.д.

Вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце – какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.

А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра «Противоположности», «Антонимы».

Детям раздаются карточки. Н: длинный-короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.

Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? «Станция слов», правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется

«Станция звуков» 

Садимся в поезд со словами «чух-чух-чух», поехали на следующую станцию. На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить звуки.

Давайте мы поучимся поиграем в игру «Назови слово со звуком М» (корзина, мешки с песком).

Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Определи звук Д в слове». Если вы услышите слово со звуком «д», вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

Дом – в начале слова, дятел – в начале слова, дедушка – в начале и в середине слова, деревня – в начале слова, тетрадь – в конце слова, смородина – в середине слова, виноград – в конце слова.

-Ребята, вы такие умнички, на какой станции мы были? (Станции звуков)

Но нам нужно дальше продолжать наше путешествие. Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется

«Станция грамматики».

В этой стране дети учатся связывать слова в предложения закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в эту игру.

Игра «Где живут продукты?»

(у каждого продукта есть свой домик, угадай название домика)

Сахар-(ница), хлеб-(ница), Соль-(онка), перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом. Например: медведь-медвежата.

Давайте и мы с вами поучимся придумывать слова похожие друг на друга.

Игра «Продолжи цепочку»

Чай – чайник – чайничек

Кофе – кофейник – кофейничек.

Нож, ковш, кувшин.

Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

Игра «Составь предложения из набора слов».

Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? «Станция грамматики». Что мы делали на этой станции? Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется

«Сказки – рассказки». Садимся в поезд и поехали «Чух-чух-чух».

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется «сказки-рассказки». На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы с вами давайте попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра «Расскажи и обыграй сказку»

(родители делятся на две команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку)

Вы такие молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей)

Молодцы, ребята. Это была наша последняя станция, которая как называется? (Сказки-рассказки)

Вы такие умнички, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

Предлагаем памятку «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи детей».