Работа воспитателей в летний период по развитию речи детей
материал на тему

Работа воспитателей в летний период по развитию речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа воспитателей в летний период по развитию речи детей, предупреждению и исправлению речевых недостатков

(рекомендации логопеда)

        Лето – благодатная пора для продолжения работы с детьми по коррекции речевых недостатков, а также по дальнейшему развитию всех сторон развития речи: коммуникативный, произносительный, фонематического восприятия, речевого дыхания, а также тембра, силы голоса. Развивать речь ребенка в свободное от учения время нужно в непринужденной, ненавязчивой обстановке, чтоб ребенок не слышал назидательных и укоризненных замечаний: «скажи правильно!», «повтори», «когда будешь хорошо говорить?» и т.д.          

        В совместных играх с воспитанниками при чтении стихов, сказок, обсуждая их содержание, побуждайте ребенка вступать в диалог, отвечать на ваши вопросы, реплики, главное – вызывать активное речевое общение. Наблюдения в природе и труд на огороде позволят расширить и активизировать детский словарь по таким лексическим темам как «Овощи», «Ягоды», «Фрукты», «Цветы», «Деревья», «Кустарник», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Лес», «Луг», «Поле» и мн.др.

        Сюжетно-ролевые игры на участке позволят закрепить словарный материал по темам: «Посуда», «Семья», «Профессии». Дидактические игры по правилам дорожного движения – по теме «Транспорт».

        Летом на участке в жаркий день можно организовать игры с водой, где удачно использовать возможность для упражнений на развитие речевого дыхания. Пускание в надувном бассейне легких предметов (лодочек, уточек, корабликов), поддувание на них даст возможность развивать сильную воздушную струю (необходимо для постановки звуков, а также для плавности в речевом высказывании). Аналогично игра с одуванчиками – раздувание одуванчика также развивает силу выдоха. Не нужно забывать и артикуляционную гимнастику, способствующую развитию арт.моторики.

        Названия упражнений во многом созвучны с окружающей жизнью ребенка  и при каждой возможности воспитателю нужно использовать ее для закрепления упражнения («Лопатка» - при игре с песком, «Чашечка» - игра с посудкой, «Грибок», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Часики», «Иголочка» - все можно применить в соответствующей ситуации.

        Много говорилось о влиянии на речевое развитие пальчиковой моторики. Летнее время дает большие возможности для этой деятельности. Природный материал: игра «Пять камешков» (рассыпание, а затем подбрасывание и ловля их ладонью) – развивает координацию движений, ловкость кисти рук, силу пальцев; игра «Разложи палочки в фигуру» (ровные палочки из прутиков одинаковой длины раздаются детям, по образцу-рисунку выкладываются различные фигурки (                      ).

        Поделки из желудей, шишек, спичечных коробков, пробок и другого бросового материала также развивает мелкие мышцы пальцев рук, развивают пространственные ориентировки.

        Игры с мозаиками проводить под наблюдением, чтоб напоминать ребенку, как правильно брать мозаику, помочь выложить узор.

Перечень логопедических игр, проводимых летом:

- «Узнай цветок»

Цель: Закрепление представлений по теме «Цветы».

Описание игры: Развитие обоняния, глубокого вдоха и плавного выдоха, фразы на хорошем выдохе (2-3 живых цветка, знакомые детям). Дети вспоминают названия цветов и различают их запах, делая глубокий вдох. На выдохе говорят плавно: «Хорошо пахнет ромашка».

- «Узнай ягоду»

Цель: Активизация словаря по теме «Ягоды».

Описание игры: Развивать обоняние, глубокий вдох, плавный выдох на фазовое высказывание. Ягоды черная смородина, малина, крыжовник, земляника. Аналогичные задания как и в игре «Цветы».

- «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: Развитие речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Описание игры: Фигурки птичек, вырезанные и з бумаги, ставят на стол перед ребенком. По сигналу воспитателя «Полетели» дети дуют на свою птичку (выдох делать один раз).

- «Одуванчики»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Описание игры: на прогулке, на лугу. У каждого ребенка одуванчик. Дуть надо так, чтоб слетели все пушинки (сдувать 1-3 раза).

- «Надуй шарик»

Цель: Развитие силы выдоха.

Описание игры: Надувание воздушных шаров.

- «Жуки»

Цель: Автоматизация звука «Ж» в связном тексте.

Описание игры: Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

Я – жук, я – жук, я тут живу,

Жу-жу, жу-жу, на ветке сижу ж-ж-ж.

По сигналу воспитателя жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж….По сигналу «Дождь» жуки летят в домики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы воспитатель за летний период

Анализ работы за летне- оздоровительный период....

Опыт работы воспитателя 2-ой младшей группы «Развитие речи у детей»

Призентация предназначена для педагогов  и родителей, где предлогается ряд игр для развития у детей связой речи, воображения, высших форм мышления....

Отчёт о проделанной работе за летний период по развитию речи

Цель:Развитие речевой активности детей, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи; показать, что работа по развитию речи может быть интересной, увл...

отчеты о работе воспитателя в летний период

отчеты о работе воспитателя в летний период...

Педагогический час "Отчет о проделанной работе воспитателя за летний период".

Поставленная педагогом цель:создание в группе и на участке ДОУ максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательных интересов воспитанников в летний период-...

Преемственность в работе воспитателя и учителя логопеда по развитию речи детей 5-6 лет

Успех развития речи детей зависит от совместной работы воспитателя,логопеда,родителей и других педагогов...