ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.
консультация по логопедии (старшая группа)

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Консультация для педагогов.

                      ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих способностей, т.к. возникают все виды художественной деятельности, предпринимаются попытки самостоятельного сочинения.

Творчество характеризуется двумя показателями:

- должно представлять общественную ценность.

- давать совершенно новый продукт.

Но творческие процессы взрослого и  ребёнка различны. Психологи подчёркивают общественно-педагогическую ценность детского творчества, где дети выражают своё отношение к окружающему, помогает раскрыть внутренний мир, особенности его восприятия, его интересы и способности. В своём творчестве ребёнок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое о себе. Творчество ребёнка не может осуществляться без участия взрослого, который выполняет функцию критика и частично создателя, т.к. это не доступно детям в силу их возрастных особенностей. Поэтому  в развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение специальным умениям и навыкам. При плохом обучении или его отсутствии наступает «спад творчества».

Одна из разновидностей творчества – литературное или словесное. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребёнка, а также позволяет ему упражнять свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью – самым тонким и сложным средством формирования и передачи человеческой мысли,  чувств.

Словесное творчество дошкольников – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

Формы словесного творчества детей:

- словотворчество (в узком смысле),

- сочинение стихотворений.

- сочинение собственных рассказов и сказок,

- творческие пересказы,

- придумывание загадок и небылиц.

               

                В развитии детского творчества Н.А. Ветлугина  выделяет 3 этапа:

1-й этап – развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта детей.

 Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, в обучении образному видению окружающего: его целостности, многогранности связей, а также в воспитании находить соотношение между различными предметами и явлениями, в воспитании осознания, что предметы и явления могут быть изменены и преобразованы.

2-ой этап – собственно процесс детского творчества, он связан с возникновением замысла, с поиском художественных средств и по времени краток, проходит «на одном дыхании».

Роль педагога - создание радостной атмосферы, полной интересных неожиданных переживаний. Важно обеспечить вариативность ситуаций, т.к. это активизирует мышление. Необходимо время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные формы работы. Особенно следует учить детей овладению способами сенсорного обследования предметов, т.к. чем лучше дети будут ориентироваться в разнообразных свойствах, тем образнее будет их творчество.

3-й этап – создание новой продукции.  Ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие. Переживания его будут полнее, если его работа будет интересна и окружающим, поэтому важен анализ детской продукции педагогом.

                         Педагогические условия для творчества:

  • стимулирующие,
  • побуждающие.

Стимулирующие условия:

  1. Содержательная, интересная жизнь ребёнка в детсаду (экскурсии, прогулки, рассматривание, чтение, праздники, развлечения и др.),
  2. Личность педагога (профессионализм, мастерство, умение творить, человеческое обаяние и т.д.),
  3. Развитие воображения,
  4. Развитие наблюдательности,
  5. Воспитание трудолюбия,
  6. Обучение на занятиях.

Побуждающие условия:

  1. Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию,
  2. Развитие поэтического слуха,
  3. Влияние фольклора,
  4. Взаимодействие разных видов художественной деятельности:

- уточнять смысл образных слов и выражений с переносным смыслом,

- использовать разные интонации,

- изображать пластикой разных героев в разных ситуациях,

- придумывать новые концовки к знакомым сказкам,

- соединять сюжеты произведений разных жанров,

- подбирать определения, синонимы, антонимы,

- драматизировать отрывки произведений,

- исполнять реплики героев,

- рисовать героев и обстановку места действия,

- соотносить содержание текста с музыкальным сопровождением.

Один из видов сочинительства – творческое рассказывание.

Творческое рассказывание – это деятельность, результатом которой является придуманный ребёнком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облачённым  в определённую словесную форму.

                   Характерные признаки творческого рассказывания:

- увлечённость деятельностью,

- умение изменять, комбинировать представления и создавать на их основе новые образы и ситуации,

- умение представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между событиями,

- использование языковых средств,

- самостоятельность в создании образов и сюжета,

- умение придумывать несколько вариантов на одну тему.

В творческом рассказывании важен не только результат, но и сам процесс создания.

Необходимость обучения детей способам творческой деятельности многократно доказана.

При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений:

  1. придумывание продолжения и завершения рассказа, начатого педагогом,
  2. придумывание рассказа (сказки) по плану педагога,
  3. придумывание по теме, предложенной педагогом,
  4. придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно выбранную тему,
  5. придумывание рассказа (сказки) по литературному образцу (сохраняется содержание, меняются герои или сохраняются герои, заменяется содержание).

          Приёмы, активизирующие речевую деятельность:

  • Составление рассказа совместно с воспитателем. (Часто используется на начальной стадии или при усложнении задач, т.к. облегчает процесс. Рассказ педагога – речевой образец для детей, которого они придерживаются.)
  • Вопросы воспитателя.  (Они дают направление в развитии замысла, делают рассказ более богатым и выразительным. Также по ходу детского рассказа помогут изложить содержание последовательно и более полно. Чтобы не сковать детскую инициативу и самостоятельность, вопросов должно быть немного.)
  • План к рассказу.  (Могут использоваться с этой целью  вопросы. Знакомить с планом надо после сообщения темы и сюжета. Обращать внимание детей на узловых моментах рассказа, на логическую последовательность, на связь частей. Чтобы запомнить план, надо предложить детям повторить основные  его моменты. После того, как дети научатся составлять рассказ по плану, можно предложить самим придумать план.)
  • Анализ и оценка рассказов детей. (Воспитатель должен внимательно слушать, подмечать все особенности ответов. Анализ начинать и оценивать сразу после окончания рассказа, особенно обстоятельно и развёрнуто анализировать первые рассказы, чтобы следующие учли выводы и более успешно справились с заданием. Оценивая очередной рассказ, отмечать только что-то новое, по сравнению с предыдущим. В каждом рассказе надо найти положительные моменты, интересный поворот сюжета, точное слово и др.)

Педагогу необходимо записывать детские сочинения и составлять из них альбомы, дополняя их рисунками детей. Дети любят рассматривать альбомы и с удовольствием многократно слушают сочинения.

                                                Литература.

Стародубова  Н. А.  

Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов. / Н.А.Стародубова  -  3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008г. (с.93-103)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Из опыта работы: «Обучение детей творческому рассказыванию».

Здесь представлен материал из моего опыта работы....

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Обучение детей творческому рассказыванию

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

«Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок».

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.В формиров...

Обучение детей творческому рассказыванию. Досуг "Сказка - складка, послушать сладко".

Сочинение  сказок старшими дошкльниками с опорой на схемы и мнемотаблицы....