Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основании Адаптированной образовательной программы МБДОУ Д/с №45 «Земляничка» с учётом особенностей психоречевого развития детей (ТНР)
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Сырдык Санаайа Баай Кыыьа

Индивидуальный образовательный маршрут

составлен на основании Адаптированной образовательной программы МБДОУ Д/с №45 «Земляничка»

 с учётом особенностей психоречевого развития детей (ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_asa_2025_2.docx98.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 45

«ЗЕМЛЯНИЧКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ГОРОД ЯКУТСК»

загружено.jpg

«ДЬОКУУСКАЙ КУОРАТ»

КУОРАТТАА5Ы УОКУРУГУН МУНИЦИПАЛЬНАЙ YБYНЭН ХААЧЧЫЛЛАР ОСКУОЛА ИННИНЭЭ5И ҮӨРЭ5ИН ТЭРИЛТЭТЭ

«О5ОНУ ОЛОХХО-ДЬАhАХХА УРАТЫ КИhИ БУОЛАРГА УЛААТАРГА САЙЫННАРАР СҮРҮН ХАЙЫСХАЛЛААХ

«45 № «ЗЕМЛЯНИЧКА» О5О УhУЙААНА»

677021 Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Михаила Николаева 40/4

тел/факс: (4112) 43-10-04  e-mail: Zemlyanichka45@mail.ru

Индивидуальный образовательный маршрут

составлен на основании Адаптированной образовательной программы МБДОУ Д/с №45 «Земляничка»

 с учётом особенностей психоречевого развития детей (ТНР)

Пояснительная записка

Цель ИОМ: планирование и организация системы работы с ребенком, имеющим ЗПРР.

Задачи ИОМ:

  1. Образовательные: Формирование понимания обращенной речи, накопление пассивного и активного словаря.
  2. Коррекционно-развивающие: Стимуляция речевой подражательной деятельности, развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса. Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Воспитательные: Формирование навыков адаптивного поведения в группе, развитие игровых действий.

  1. Общие сведения

1.1.  Сведения о ребенке

Фамилия, имя ребенка

АСА

№1902849

Возраст ребенка: 4 года

Ф.И.О. родителей:

мама – Афанасьева Клара Владимировна

папа – Афанасьев Адам Дмитриевич

Срок реализации ИОМ

Образовательный маршрут рекомендован на 2025-2026  уч. год.

Группа

Средняя  группа «Сардаана»

Ф.И.О. воспитателя:

Сырдык Санаайа Баай Кыыьа, Гороова Алевтина Егоровна.

Заключение и рекомендации ГПМПК

 ТПМПК №1902849 от 21 февраля 2024 г.

        Специальные условия: нуждается в создании специальных образовательных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

 Образовательная программа: обучение АОП по федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), составленный с учетом специальных условий получения образования на основе приказа Минпросвещения РФ от 24.11.2022г. № 1022. Образовательный маршрут рекомендован на 1 год.

Условия получения образования в ДОО в условиях группы общеразвивающей направленности.

Сведения об инвалидности:

Ребенок-инвалид: G96.8


1.2  Заключение и рекомендации ППк образовательной организации

  1. Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения целей ИОМ

Заключение по результатам комплексной диагностики воспитателя, психолога, логопеда

Особенности речи (по результатам диагностики специалистов сопровождения и наблюдения воспитателя)

Понимание: На бытовом уровне.

Фразовая речь: начатки фразовой речи.

Грамматический строй: Не владеют навыками словообразования. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм.

Словарный запас: общение осуществляется посредством использования постоянного, но искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Слоговая структура: Множественные и стойкие элизии (пропуски слогов), контаминации (смешение элементов слов).

Звукопроизношение: Полиморфные замены, редуцированность звуков.

Фонематическое восприятие: Не дифференцируют звуки (ребенку трудно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.).

Особенности познавательного развития (по результатам диагностики специалистов сопровождения и наблюдения воспитателя)

Наглядно-образная мышление, не знает названия основных цветов, геометрических фигур, отсутствует счет, не умеет собирать пазлы из 4х частей, не знает времен года, однако, проявляет любознательность, Познавательное развитие отстает, внимание непроизвольное. Существуют проблемы с концентрацией внимания. Присутствует искажение целостной картины предметного мира. Не сосредоточивается на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Проявляется отсутствие самоконтроля, перепады настроения, замкнутость, излишняя эмоциональная стеснительность.

Особенности социально-коммуникативного развития (по результатам наблюдения воспитателя и специалистов сопровождения)

Присутствует нарушение коммуникативной стороны речи. Особо не взаимодействует с воспитателями в быту и в различных видах деятельности. Не стремится к общению с другими детьми. В игре не соблюдает элементарные правила, может не согласиться, иногда просто отобрать и уйти.

Особенности физического развития (по результатам наблюдения воспитателя и специалистов сопровождения)

Физическое развитие не соответствует. Наблюдается нарушение общее моторики, мелко моторика слаборазвита, отсутствие щепоточного захвата карандаша, любит играть пластилином. На зарядке повторяет за всеми движениями за воспитателем. В подвижных играх движения могут быть неуверенными,но, скоординированными.

Другие особенности (особенности обработки сенсорной информации, личностные особенности, физические ограничения (зрение, слух, моторика), прочие особенности)

Не проявляет интересы сверстникам и сюжетном играм, одевается и раздевается с помощью взрослого, не контролирует физиологический потребности

  1.  Определение специальных условий

Описание специальных условий обучения

Условия, необходимые для данного ребенка

Временной режим

На полный день, с полной включаемостью.

Организация пространства ДОУ/группы

В соответствии с ФГОС

Специальные учебники и дидактические пособия

Специальные программы, рекомендованные для работы с детьми с ЗПРР, коррекционно- развивающие программы дидактические пособия и игры и т.д.

Технические средства обучения

не требуется

Другие специальные условия:

лечение и наблюдение у невролога по м/ж.

  1.  График посещения

День недели

Время посещения

Необходимость сопровождения

Понедельник

Педагог-психолог

Тьютор 

10:00-10:20

 

15:30-16:30

Вторник

учитель-логопед

11.50-12.20

среда  

педагог-психолог

тьютор

10:00-10:20

9:00-10:00

Четверг

 учитель-логопед

11.10-11.40

Пятница

Тьютор

9:00-10:00

1.2.4 Планирование режима дня

Режимные моменты

Время

Ребенок с ОВЗ / инвалидностью

Приём детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика, свободная игра, самостоятельная деятельность

07.30 – 08.30

07.30-08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.30 – 08.50

08.30-08.50

Подготовка к образовательной деятельности

09:00 – 09.20

08.50-09.00

Организованная деятельность, занятия со специалистами

09.00 – 10.50

09.00-10.50

Второй завтрак

10.00 – 10.20

10.00-10.20

Подготовка к прогулке, прогулка

10.50 – 12.00

11.00- 12.00

Возвращение с прогулки

12.00 – 12.10

12.00- 12.10

Самостоятельная деятельность, подготовка к обеду, обед

12.10 – 12.30

12.10- 12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30 – 15.00

12.30-15.00

Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры, самостоятельная деятельность

15.00 –15.30

15.00-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30 – 16.00

15.30-16.00

Дополнительное образование, игры, самостоятельная деятельность детей

16.00 – 16.30

15.40-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30 – 18.00

16.30 - 18.00

Подготовка к ужину, ужин

18.00 – 18.20

18.00 - 18.20

Самостоятельная деятельность, уход домой.

18.20 – 19.30

18.20 - 18.30

  1. Образовательные цели и задачи по областям

Образовательная область/ Образовательные цели

ИСПОЛНИТЕЛИ (педагогические работники)

Планир. рез.

Социально-коммуникативное развитие

Соблюдение норм и правил

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Воспитатель

Начинает адекватно реагировать на простые вербальные запреты и предупреждения, сопровождаемые жестом и интонацией («Нельзя!» – при остановке движении руки; «Осторожно!» – при паузе в действии). Прекращает запретное действие после прямого вмешательства взрослого (тьютора, воспитателя).

Следование режимным моментам:

 «Ритуализованные действия»: Принимает и участвует в основных режимных моментах (уборка игрушек, прием пищи, подготовка ко сну, одевание на прогулку) с помощью взрослого. Следует за тьютором/воспитателем при переходе от одного вида деятельности к другому, не проявляя выраженных протестных реакций (не плачет, не падает на пол).

Социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (социализация)

Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольника, развивать совместную деятельность.

Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Индивидуальные и групповые занятия с психологом 2 раза в неделю

Повышается речевая активность, появляется мотивация к общению.

В диалоге использует простые фразы (из 2-3 слов) для выражения просьбы, ответа на вопрос.

Улучшается понимание обращенной речи, следует двухступенчатой инструкции («Возьми кубик и положи его в коробку»).

Ребенок узнает и адекватно реагирует на основные эмоции.

Снижается уровень тревожности, негативизма и импульсивности в ситуациях общения.

Проявляет желание участвовать в совместной деятельности.

Игровые навыки

Усложнение игровых замыслов, включение в более длительные игровые объединения.

Развивать самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Продолжать формировать умение договариваться. Развивать интерес к спортивным и народным подвижным играм. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Развивать и закреплять сенсорные способности.

Воспитатель

Взаимодействие со сверстниками: Проявляет интерес к играм других детей (наблюдает, приближается). Допускает присутствие сверстника рядом в параллельной игре.

  · Игра: В совместной игре со взрослым выполняет 2-3 разученных игровых действия (катает, кормит, укладывает спать). Начинает использовать предметы по назначению.

· Целевой/желаемый результат:

  · Взаимодействие со сверстниками: По инициативе взрослого вступает в кратковременное игровое взаимодействие с одним сверстником (катает мяч друг другу, вместе строит башню).

  · Игра: Самостоятельно воспроизводит в игре разученные цепочки действий (2-3 действия). Использует в игре элементы воображения (приставляет кубик к уху – «телефон»).

  · Навыки: Соблюдает в группе основные правила и режимные моменты с помощью визуального расписания и напоминания взрослого.

Навыки самообслуживания

Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.

Закреплять умение самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию, убирать свое рабочее место.

Воспитатель

Минимальный/обязательный результат:

Умеет самостоятельно и быстро одеваться, и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.

Умеет убирать свое рабочее место.

Речевое развитие

  1. Развитие и коррекцию всех компонентов речи ребёнка: коррекция звукопроизношения; развитие фонематического восприятия, развитие связной речи; развитие лексико - грамматического строя речи; расширение, активизация словаря по лексическим темам; формирование языкового анализа и синтеза;
  2. развитие мелкой моторики, формирование тонких дифференциальных движений пальцев рук;

Индивидуальные и групповые занятия с логопедом 2 раза в неделю

Дидактические игры на развитие мелкой и крупной моторики.

Выполнение упражнений по конструированию, рисованию, лепке, а также отработке движений, ловля мяча

Разучивание чистоговорок, скороговорок, потешек. Отгадывание загадок.

  • Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания. Игры на понимание инструкций ("Дай мяч", "Покажи нос"). Рассматривание и называние картинок по лексическим темам.
  • Артикуляционная гимнастика в игровой форме. Использование приемов логоритмики. Зеркало, комплекты предметных и сюжетных картинок, дидактические игрушки (звучащие, заводные), пособия для развития дыхания ("Снежинки", "Мыльные пузыри"), мнемотаблицы. 

Индивидуальная работа воспитателя

Минимальный/обязательный результат:

  · Пассивный словарь: узнает и показывает на картинках и в игре 8-10 основных лексических тем (игрушки, посуда, одежда, животные, продукты).

  · Активная речь: В бытовых и игровых ситуациях пытается использовать для общения слова и звукоподражания.

  · Речевая активность: Реагирует на речевую инструкцию воспитателя, обращенную ко всей группе (например, «строимся в круг», «идите мыть руки»).

· Целевой/желаемый результат:

  · Активный словарь: По просьбе взрослого может назвать 1-2 знакомых предмета из ближайшего окружения («мяч», «кукла», «чашка»).

  · Коммуникация: Пытается обратиться к воспитателю с простой просьбой, используя слово.

Познавательное развитие

Развитие познавательных и психических процессов- восприятия, памяти, внимания, воображения.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвет. Развивать познавательно-исследовательский интерес.

Индивидуальные и групповые занятия с психологом 2 раза в неделю

Целевой/желаемый результат:

  · Сенсорика: самостоятельно подбирает парные предметы (варежки, одинаковые картинки). Узнает и показывает на себе и на кукле основные части тела.

· Восприятие: собирает пирамидку из 3-4 колец, матрешку из 2-х частей с помощью взрослого.

  · Мышление и внимание: Проявляет интерес к новым игрушкам. Выполняет простые дидактические задания («вкладыши», «сортеры») при организующей помощи тьютора/взрослого.

·

Действия с предметами

1. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление) в рамках речевых возможностей. 

2. Сенсорное развитие (цвет, форма, величина). Дидактические игры "Чудесный мешочек", "Найди такой же", "Лото". Игры-вкладыши, сортеры. Конструирование. Сенсорные коробки, наборы для конструирования, дидактические игры на развитие ВПФ. Воспитатель ежедневно в рамках НОД и свободной деятельности Наблюдение, анализ продуктивной деятельности.

Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству).

Воспитатель

Минимальный/обязательный результат:

  · Сенсорика: Узнает и соотносит основные цвета (красный, синий, желтый) и формы (круг, квадрат) в процессе сортировки и игр с дидактическими материалами с помощью взрослого.

  · Конструктивная деятельность: Строит простые постройки по образцу (башня, дорожка, дом из 3-4 кубиков).

  · Окружающий мир: Узнает и показывает на картинках домашних животных и их детенышей.

Формирование элементарных математических представлений

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Дать представление о многоугольнике. Учить располагать предметы в указанном направлении, соотносить цифры, числа и количества. Учить Части суток, их последовательность.

Воспитатель

Минимальный/обязательный результат:

Имеет навыки количественного и порядкового счета в пределах 5/10. Измеряет длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Располагаетпредметы в указанном направлении, соотносить цифры, числа и количества. Знает части суток, их последовательность.

Представление о себе, окружающем мире

Способствовать самопознанию ребенка.

Развитие ориентации в пространстве и времени.

Закреплять знание домашнего адреса, имен и отчеств родителей. Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и систематизировать знания детей о домашних, зимующих и перелетных птицах, домашних и диких животных.

Воспитатель

Минимальный/обязательный уровень результата:

  · Узнавание себя: Узнает себя в зеркале, может показать на себя на фотографии («Где Сева?»).

  · Части тела: Знает и по просьбе взрослого показывает на себе, на кукле, на другом человеке основные части тела (глаза, нос, рот, уши, руки, ноги, живот). Активный словарь: может сопровождать действие лепетным словом или звукоподражанием («нос» — «но», «глаз» — «а»).

  · Свои действия: Начинает осознавать и обозначать свои простые действия в момент их выполнения (ходит — «топ-топ», ест — «ням-ням», спит — «бай-бай»).

· Целевой/желаемый уровень результата:

  · Идентичность: Может в ответ на вопрос «Как тебя зовут?» показать на себя жестом или издать звук/слог, приближенный к имени («Се» или «Ва»).

  · Части тела: По словесной инструкции без показа выполняет действия с частями тела («погладь животик», «помаши ручкой «пока-пока»»). Пытается назвать 1-2 части тела («нос», «глаз»).

  · Эмоции и состояния: Узнает и показывает на картинках или на лице взрослого базовые эмоции (радость, грусть). Может жестом или звуком сообщить о дискомфорте ( «ай-ай») или удовольствии («ням-ням» — означает «вкусно»).

Тьюторское сопровождение

Осуществляется в соответствии с заключением ПМПК. Функции тьютора: организация рабочего пространства, помощь в выполнении инструкций, поддержка коммуникации со сверстниками, фиксация наблюдений.

· Взаимодействие с семьей:

  Цель: Создание единой коррекционно-развивающей среды.

  Формы: Консультации специалистов, мастер-классы по развитию речи в быту, домашние игровые задания (например, "Артикуляционная гимнастика с мамой"), ведение дневника наблюдений родителей.

·Мониторинг достижений ребенка: Проводится 2 раза в год (сентябрь/октябрь – стартовая диагностика, апрель/май – итоговая) всеми специалистами. Результаты заносятся в индивидуальную карту развития. Основной метод – наблюдение и анализ деятельности.

Тьютор

Ребенок принимает помощь взрослого. Следует за взрослым при смене вида деятельности (с помощью тьютора). Соблюдает основные режимные моменты (идет умываться, садится за стол).

 Самообслуживание: Выполняет с помощью взрослого простые действия по самообслуживанию: пытается самостоятельно снять/надеть носки, обувь, частично есть ложкой.

·Целевой/желаемый результат:

  · Адаптивное поведение: Проявляет меньше протестных реакций при переходе от любимой деятельности к обязательной. Узнает визуальное расписание и с его помощью понимает, что будет дальше.

  · Самообслуживание: Самостоятельно выполняет простые действия (надевает шапку, ставит обувь на место) по словесной инструкции с жестовым подкреплением.

Физическое развитие

Общая моторика

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Закреплять умения соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Совершенствовать активное движение кисти руки при броске. Закрепление умения быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге; выполнять упражнения ритмично, в указанном инструктором темпе. Развивать физические качества: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Упражнения в статическом и динамическом равновесии, на развитие координации движений и ориентировку в пространстве. Совершенствовать технику основных видов движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности, выразительности их выполнения

Инструктор по физической культуре

Минимальный/обязательный результат:

Общая моторика: Повторяет за взрослым основные движения в подвижных играх и на физкультурных занятиях (ходьба, бег, бросание мяча от груди).

Координация: Преодолевает небольшие препятствия (перешагивает через брусок) с поддержкой или страховкой.

 Самообслуживание: Пытается самостоятельно выполнять некоторые режимные моменты: с помощью взрослого снимает и надевает отдельные вещи, моет руки.

Целевой/желаемый результат:

Общая моторика: Координирует свои движения в пространстве группы, не наталкивается на предметы. Ловит и бросает большой мяч с небольшого расстояния.

Мелкая моторика

Развивать согласования движений обеих рук, формировать ручные умения, развивать точность и дифференцированность движений кистей и пальцев рук.

Инструктор по физической культуре

· Мелкая моторика: Повторяет простые движения пальчиковых гимнастик («Сорока-ворона», «Ладушки»).

Физическая подготовка

Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость.

Инструктор по физической культуре

Художественно-эстетическое развитие

Совершенствовать технику изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать движения людей и животных. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей. Продолжать развивать навыки декоративной лепки, учить использовать разные способы лепки; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, характерные особенности изображаемых объектов. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

Развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству. Развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко);опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам;дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения;формирование представлений о воспринятом.

Воспитатель

Минимальный/обязательный результат:

  · Изодеятельность: Проявляет интерес к действиям с красками, карандашами, пластилином. Оставляет след на бумаге (каракули), отрывает/отщипывает кусочки пластилина.

  · Восприятие: С интересом рассматривает яркие иллюстрации в книгах.

  · Музыка: Узнает и эмоционально реагирует на знакомые детские песенки, выполняет простые танцевально-ритмичные движения вместе со взрослым (хлопает, топает).

· Целевой/желаемый результат:

  · Изодеятельность: Повторяет за взрослым простые изобразительные действия (проводит горизонтальную линию – «дорожка», скатывает шарик из пластилина).

  Конструктивная деятельность: Пытается создать простую поделку по образцу с значительной помощью взрослого.

Музыкальный руководитель

Раздел 3. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Срок реализации: 2025-2026 учебный год

Цель: Преодоление и профилактика вторичных нарушений в речевом, познавательном и социально-коммуникативном развитии через создание комплексной системы коррекционно-развивающего воздействия.

Задачи:

  1. Коррекционно-развивающие: Стимулировать речевую активность, развивать понимание речи, формировать сенсорные эталоны, развивать общую и мелкую моторику.
  2. Социально-адаптивные: Формировать навыки адаптивного поведения в группе, основы коммуникации со взрослыми и сверстниками.
  3. Организационные: Обеспечить непрерывное взаимодействие всех специалистов и семьи в рамках единого образовательного пространства

3.1. Принципы оценки результатов коррекционно-развивающей работы

Оценка динамики развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия строится на следующих принципах:

  1. Принцип объективности: Оценка основывается на данных диагностических материалов, наблюдений и анализа продуктов деятельности ребенка, а не на субъективных впечатлениях.
  2. Принцип динамичности (отслеживание продвижения): Оценка проводится на протяжении всего периода реализации ИОМ (стартовая, промежуточная, итоговая) для отслеживания индивидуального прогресса ребенка относительно его собственных исходных возможностей.
  3. Принцип качественно-количественного анализа: Результаты фиксируются не только как «сформировано/не сформировано», но и с учетом качественных показателей: устойчивости навыка, степени самостоятельности, возможности переноса в новую ситуацию.
  4. Принцип критериальности: Оценка проводится по четко определенным и заранее известным критериям, которые соответствуют поставленным в ИОМ целям и задачам.
  5. Принцип комплексности: Оценку результатов проводят все участники коррекционно-образовательного процесса (воспитатель, логопед, психолог, инструктор по ФК) с последующим коллегиальным анализом.

Специалист

Основные направления

Режим и формы коррекционно-развивающей работы

Критерии достижения

Учитель-логопед

развитие понимания речи;

активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

развитие произносительной стороны речи;

развитие самостоятельной фразовой речи.

Индивидуальная

подгрупповая работа

2 раза в неделю

Положительная динамика.

Вступает в речевое общение.

Мониторинг.

Педагог-психолог

Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоциональной сферы, игровых действий, развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие адаптивных форм поведения

Индивидуальная

подгрупповая работа

2 раза в неделю

Положительная динамика.

Мониторинг

Тьютор

Осуществляется в соответствии с заключением ПМПК. Функции тьютора: организация рабочего пространства, помощь в выполнении инструкций, поддержка коммуникации со сверстниками, фиксация наблюдений.

 Цель: Создание единой коррекционно-развивающей среды.

 Формы: Консультации специалистов, мастер-классы по развитию речи в быту, домашние игровые задания (например, "Артикуляционная гимнастика с мамой"), ведение дневника наблюдений родителей.

· Основной метод – наблюдение и анализ деятельности

Взаимодействие с семьей

Мониторинг достижений ребенка: Проводится 2 раза в год (сентябрь/октябрь – стартовая диагностика, апрель/май – итоговая) всеми специалистами. Результаты заносятся в индивидуальную карту развития.

3.1. Содержательные блоки коррекционно-развивающей работы и критерии оценки

Ниже представлены содержательные блоки работы с указанием конкретных, измеримых критериев, позволяющих оценить результат работы на конец учебного года.

Содержательный блок / Ответственный

Задачи и содержание работы

Критерии оценки результативности (на конец учебного года)

БЛОК 1. Речевое развитие
(Учитель-логопед, воспитатель)

1. Пассивный словарь:
• Узнавание и показ предметов по 8-10 лексическим темам.
2. Активный словарь:
• Накопление и использование в быту звукоподражаний и лепетных слов.
3. Фразовая речь:
• Стимуляция двусловных предложений («Дай сок»).
4. Артикуляционная моторика и дыхание:
• Проведение артикуляционной гимнастики по подражанию.

1. Понимание речи:
• Выполняет 
одноступенчатую инструкцию («Дай мяч», «Сядь на стул») в 8 из 10 случаев.
• Показывает 
5-7 предметов из постоянного окружения по просьбе взрослого.
2. Активная речь:
• Использует для коммуникации 
10-15 слов/звукоподражаний.
• Пытается строить фразу из 2-х слов (
«Дай [предмет]»«Моя [игрушка]») в бытовых ситуациях.

БЛОК 2. Познавательное развитие
(Педагог-психолог, воспитатель)

1. Сенсорика:
• Узнавание и выбор по образцу 3-4 цветов, 2-3 форм.
• Формирование понятий «большой-маленький».
2. Конструктивная деятельность:
• Постройка башни из кубиков, сборка пирамидки и матрешки.
3. Мышление и внимание:
• Собирание разрезных картинок, игры с сортерами, парные лото.

1. Сенсорика:
• Сортирует предметы по 
одному признаку (цвет ИЛИ форма) с помощью взрослого.
• Собирает пирамидку из 
3-4 колец с учетом размера (с помощью).
2. Восприятие и мышление:
• Собирает разрезную картинку из 
2-4 частей.
• Узнает и показывает 
5-7 основных частей тела на себе и кукле.

БЛОК 3. Социально-коммуникативное развитие
(Педагог-психолог, воспитатель, тьютор)

1. Коммуникация:
• Формирование умения обращаться с просьбой.
• Стимуляция параллельной игры и кратковременного взаимодействия.
2. Эмоциональная сфера:
• Узнавание базовых эмоций.
• Снижение тревожности через ритуалы и визуальное расписание.
3. Навыки самообслуживания:
• Формирование самостоятельности в одевании, раздевании, приеме пищи.

1. Коммуникация и игра:
• Вступает в 
кратковременное взаимодействие (катание мяча, совместная постройка) со сверстником по инициативе взрослого.
• Обращается ко взрослому с простой просьбой (жестом/словом) в 7 из 10 случаев.
2. Эмоции и поведение:
• Узнает и показывает на картинках эмоции 
«радость» и «грусть».
• Следует за взрослым при смене деятельности, используя визуальное расписание, 
без выраженных протестных реакций в 70% случаев.

БЛОК 4. Физическое развитие
(Инструктор по ФК, воспитатель)

1. Общая моторика:
• Развитие координации, равновесия, основных видов движений.
2. Мелкая моторика:
• Развитие точности движений пальцев рук, формирование щепоти.

1. Общая моторика:
• Повторяет за взрослым основные движения в подвижной игре (ходьба, бег, бросание мяча от груди).
• Координирует движения в пространстве группы, 
не наталкивается на предметы.
2. Мелкая моторика:
• Повторяет простые движения 
2-3 пальчиковых гимнастик («Сорока», «Ладушки»).
• Правильно держит ложку, пытается есть самостоятельно.

3.2. Организация мониторинга и формы обратной связи

Этап мониторинга

Сроки проведения

Ответственные

Формы обратной связи и фиксации результатов

Стартовая диагностика

Сентябрь

Все специалисты

• Стартовый протокол диагностики.

Промежуточный мониторинг

Январь

Все специалисты

• Листы динамического наблюдения.
• Внесение корректировок в содержание ИОМ.

Итоговая диагностика

Май

Все специалисты

• Итоговый протокол диагностики.
• 
Сводная таблица динамики по каждому содержательному блоку.
• Коллегиальное заключение ППк ДОУ об эффективности ИОМ и рекомендации на следующий период.

Текущий мониторинг

В течение года

Воспитатель, тьютор

• Дневник ежедневных наблюдений (фиксация успехов, трудностей, поведенческих реакций в быту и в группе).

3.3.  Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития

Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь,

октябрь,

ноябрь,

декабрь

Развитие понимания речи

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Формировать понимание обобщающего значения слов.

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).

Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить        дифференцировать        названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.

Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой - моя» и их согласованию с существительными.

Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

Л е к с и ч е с к и е т е м ы:        «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и т. д.

II

Январь,

февраль,

март,

апрель,

май,

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).

Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).

Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).

Учить называть части предмета для определения целого (спинка - стул, ветки - дерево, стрелки - часы).

Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки - зима, корабль - море).

Учить подбирать существительные к названию действия (кататься - велосипед, летать - самолет, варить - суп, резать - хлеб).

Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».

Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Заучивать короткие двустишия и потешки.

Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двухтрех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

Развитие произносительной стороны речи

Учить детей различать речевые и неречевые звуки.

Учить детей определять источник звука.

Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза). Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.

Формировать звуко-слоговую структуру слова.

Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па попу) и из разных согласных и гласных звуков (патоку).

Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та-кта, по-пто).

Л е к с и ч е с к и е т е м ы:        «Игры и развлечения детей зимой»,

«Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др.        

Предполагаемые результаты:

  • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  • узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
  • фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
  • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

3.4 Индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения

Цель: Создание психолого-педагогических условий для преодоления и профилактики вторичных нарушений в эмоционально-волевой, познавательной и личностной сферах, способствующих успешной адаптации и развитию ребенка в соответствии с ФОП ДО.

Задачи:

  1. Диагностическая: Выявить актуальный уровень и зону ближайшего развития высших психических функций (ВПФ), особенности эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
  2. Коррекционно-развивающая:
  • Развивать и стимулировать все компоненты речевой деятельности (мотивацию, планирование, программирование высказывания).
  • Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
  • Совершенствовать мелкую и общую моторику.
  • Способствовать развитию эмоциональной регуляции, снижению импульсивности, тревожности и негативизма.
  1. Профилактическая и консультативная: Оказать психологическую поддержку родителям (законным представителям) и педагогам, обучить их стратегиям эффективного взаимодействия с ребенком.

Срок реализации плана: 1 учебный год (с сентября по май).

Форма работы: Индивидуальные занятия 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут.

Содержание работы по основным направлениям

Направление работы

Содержание деятельности (Кратко)

Методы и приемы

1. Развитие эмоционально-волевой сферы

- Обучение распознаванию и называнию базовых эмоций (радость, грусть, злость, страх) по пиктограммам, картинкам, собственному отражению в зеркале.
- Снятие мышечных и эмоциональных зажимов.
- Развитие навыков саморегуляции.

- Игры-драматизации с элементами куклотерапии и песочной терапии.
- Упражнения «Зеркало эмоций», «Угадай эмоцию».
- Релаксационные упражнения («Ковер-самолет», «Шалтай-Болтай»).
- Психогимнастика.

2. Развитие познавательных процессов (ВПФ)

Внимание: Развитие устойчивости, концентрации, переключения.
Память: Развитие зрительной и слухоречевой памяти.
Мышление: Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Восприятие: Формирование целостного образа предмета, развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия.

- Игры «Найди отличия», «Что изменилось?», «Лабиринты».
- Упражнения «Запомни и найди», «Чего не стало?».
- Игры с пазлами, разрезными картинками (2-4 части), блоком Дьенеша, палочками Кюизенера.
- Задания на группировку и классификацию по 1-2 признакам (цвет, форма, величина).
- Игры «Волшебный мешочек», «Узнай по звуку».

3. Стимуляция речевой активности

- Создание мотивации к речевому общению.
- Развитие диалогической речи.
- Стимуляция фразовой речи.
- Развитие понимания обращенной речи.

- Создание проблемных ситуаций, требующих речевой реакции («Что ты хочешь взять: мишку или машинку?»).
- Сюжетно-ролевые игры с проигрыванием бытовых ситуаций.
- Использование вербальных и невербальных подсказок.
- Чтение коротких сказок с договариванием слов и фраз.

4. Развитие моторной сферы

Крупная моторика: Координация движений, преодоление моторной неловкости.
Мелкая моторика: Развитие точности и скоординированности движений пальцев рук.

- Кинезиологические упражнения («Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»).
- Подвижные игры с речевым сопровождением.
- Пальчиковая гимнастика, игры со шнуровками, мозаикой, прищепками, крупами, тестом, песком.

Планируемые результаты (целевые ориентиры по ФАОП ДО с учетом особенностей ТНР)

К концу учебного года у ребенка будет сформирована положительная динамика в развитии:

В эмоционально-волевой сфере:

  • Ребенок узнает и адекватно реагирует на основные эмоции.
  • Снижается уровень тревожности, негативизма и импульсивности в ситуациях общения.
  • Проявляет желание участвовать в совместной деятельности.

В познавательной сфере:

  • Внимание: Способен удерживать внимание на предложенном задании в течение 5-7 минут.
  • Память: Увеличивается объем зрительной и слуховой памяти (может запомнить 3-4 предмета, 2-3 слова).
  • Мышление: Выполняет классификацию предметов по одному признаку (цвет/форма); складывает разрезные картинки из 2-4 частей; понимает причинно-следственные связи в знакомых бытовых ситуациях.
  • Восприятие: Узнает предметы по тактильным и звуковым характеристикам.

В речевой и коммуникативной сфере:

  • Повышается речевая активность, появляется мотивация к общению.
  • В диалоге использует простые фразы (из 2-3 слов) для выражения просьбы, ответа на вопрос.
  • Улучшается понимание обращенной речи, следует двухступенчатой инструкции («Возьми кубик и положи его в коробку»).

В моторной сфере:

  • Улучшается координация движений и мелкая моторика, что является основой для подготовки руки к письму и развития артикуляционной моторики.

Диагностика:

  • Стартовая (сентябрь): Проводится для определения исходного уровня развития и постановки целей.
  • Промежуточная (январь): Для корректировки плана работы.
  • Итоговая (май): Для оценки динамики и эффективности работы.

Взаимодействие с родителями и педагогами:

  • Консультации для родителей по вопросам эмоционального развития, создания речевой среды дома.
  • Рекомендации воспитателям по учету индивидуальных особенностей ребенка в группе.
  • Проведение совместных игровых сеансов (ребенок-родитель-психолог) для обучения эффективным моделям взаимодействия.

3.5. Календарно-тематический план коррекционной работы воспитателя на 2025 -2026 уч. год

Направление работы: Комплексное сопровождение развития ребенка с ТНР в рамках режимных моментов и организованной деятельности

I ПЕРИОД (сентябрь–ноябрь) Адаптационно-мотивационный

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Задачи

Содержание коррекционной работы

Сентябрь

1-2

Адаптация «Я и моё тело»

• Снижение тревожности
• Установление эмоционального контакта
• Формирование зрительного внимания

• Коммуникативная игра «Покажи, где твои глазки/носик»
• 
Сенсорная коробка «Мои ручки» (исследование текстур)
• 
Артик. гимнастика «Поцелуйчик», «Улыбка»

3-4

«Части тела»

• Актуализация слов «рука», «нога»
• Развитие подражательности

• Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка»
• 
Дыхательное упр. «Подуй на ладошки»
• 
Игра с зеркалом «Покажи, как мама»

Октябрь

1-2

«Овощи»

• Обучение выбору из 2 предметов
• Стимуляция звукоподражаний «ам-ам»

• Дидакт. игра «Чудесный мешочек» (помидор/огурец)
• 
Лепка «Мячик для ежика»
• 
Артик. гимнастика «Вкусное варенье»

3-4

«Фрукты»

• Закрепление слов «яблоко», «банан»
• Развитие щипкового захвата

• Сортировка «Разложи по тарелочкам»
• 
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»
• 
Дыхательное упр. «Понюхай яблочко»

Ноябрь

1-2

«Одежда»

• Обучение глобальному чтению «ДАЙ»
• Формирование навыка раздевания

• Игра с пиктограммами «Покажи, что надеть»
• 
Шнуровка «Зашнуруй ботинок»
• 
Артик. гимнастика «Иголочка»

3-4

«Обувь»

• Дифференциация понятий «верх-низ»
• Развитие конструктивного праксиса

• Аппликация «Разноцветные сапожки»
• 
Игра с прищепками «Солнышко для туфельки»
• 
Хороводная игра «Вот какие сапожки»

II ПЕРИОД (декабрь–февраль) Развитие коммуникативной активности

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Задачи

Содержание коррекционной работы

Декабрь

1-2

«Зима»

• Обучение жесту «ХОЛОДНО»
• Стимуляция звукоподражаний «у-у-у»

• Дыхательное упр. «Снежинка на ладошке»
• 
Рисование «Снег идет» (техника «набрызг»)
• 
Подвижная игра «Снежный ком»

3-4

«Новый год»

• Формирование фразы «ДАТЬ + предмет»
• Развитие эмоции «РАДОСТЬ»

• Лепка «Елочный шарик»
• 
Коммуникативная игра «Передай колокольчик»
• 
Артик. гимнастика «Хоботок слоника»

Январь

1-2

«Дикие животные»

• Закрепление звукоподражаний «гав», «мяу»
• Развитие тактильного восприятия

• Драматизация «Кто как ходит?»
• 
Тактильные карточки «Мех животных»
• 
Пальчиковая игра «Медвежонок»

3-4

«Домашние животные»

• Обучение выбору из 3 предметов
• Формирование понятия «ОДИН-МНОГО»

• Дидакт. игра «Кто что ест?»
• 
Конструирование «Домик для кошки»
• 
Артик. гимнастика «Лошадка»

Февраль

1-2

«Семья»

• Стимуляция слов «мама», «папа»
• Развитие эмоционального отклика

• Рассматривание фото «Моя семья»
• 
Рисование «Открытка для мамы»
• 
Коммуникативная игра «Обнимашки»

3-4

«Транспорт»

• Закрепление звукоподражания «би-би»
• Развитие предметно-игровых действий

• Игра с машинками «Покатай мишку»
• 
Аппликация «Колеса для машины»
• 
Дыхательное упр. «Ветерок в паруса»

III ПЕРИОД (март–май) Закрепление и автоматизация навыков

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Задачи

Содержание коррекционной работы

Март

1-2

«Весна»

• Обучение жесту «ТЕПЛО»
• Развитие цветовосприятия (желтый)

• Наблюдение «Солнечные зайчики»
• 
Рисование «Лучики для солнышка»
• 
Пальчиковая игра «Капель»

3-4

«Мамин праздник»

• Стимуляция слова «ПОДАРОК»
• Развитие мелкой моторики

• Лепка «Бусы для мамы»
• 
Коммуникативная игра «Подарок для друга»
• 
Артик. гимнастика «Бублик»

Апрель

1-2

«Посуда»

• Формирование фразы «НА + предмет»
• Обучение действиям с предметами

• Сюжетная игра «Накорми куклу»
• 
Сортировка «Чашка-блюдце»
• 
Дыхательное упр. «Остуди чай»

3-4

«Мебель»

• Закрепление слов «стол», «стул»
• Развитие пространственных представлений

• Конструирование «Мебель для гномика»
• 
Дидакт. игра «Что где стоит?»
• 
Артик. гимнастика «Лопатка»

Май

1-2

«Лето»

• Стимуляция слова «СОЛНЦЕ»
• Развитие тактильной памяти

• Рисование «Летний дождик» (пальчиками)
• 
Игра с водой «Теплый-холодный»
• 
Пальчиковая игра «Здравствуй, лето!»

3-4

Итоговая диагностика

• Закрепление пройденного материала
• Подготовка к переходу в старшую группу

• Игровые сеансы по пройденным темам
• 
Свободная деятельность с фиксацией достижений
• 
Совместная деятельность «Мои успехи»

Система мониторинга эффективности

Формы работы:

  • Ежедневные индивидуальные занятия (5-7 минут) в утренний и вечерний отрезки времени
  • Закрепление материалов логопеда и психолога в режимных моментах
  • Организация ситуаций успеха в групповой деятельности

Критерии эффективности (на май 2026):

  • Выполняет 70% одноступенчатых инструкций
  • Использует 10+ слов/звукоподражаний для коммуникации
  • Вступает в кратковременное взаимодействие со сверстниками по инициативе взрослого
  • Собирает пирамидку из 4-5 колец, пазлы из 3-4 частей

3.6  Календарно-тематический план коррекционной работы тьютора

Направление работы: Индивидуальное сопровождение ребенка с ТНР в образовательной среде ДОУ

I ПЕРИОД (сентябрь–ноябрь) Адаптационно-организационный

Месяц

Направление сопровождения

Содержание работы

Формы работы

Сентябрь

Адаптация к пространству группы

• Знакомство с организацией пространства
• Освоение личного шкафчика, стульчика
• Ориентировка по визуальным маркерам

• Маршрутные листы «Мои места в группе»
• Игры-поиски «Найди свой стульчик»
• Тактильное мечение личных вещей

Октябрь

Формирование учебного поведения

• Тренировка усидчивости (2-3 минуты)
• Обучение совместному сидению за столом
• Формирование зрительного контакта

• Таблица визуального подкрепления «Сижу-занимаюсь»
• Социальная история «Как мы занимаемся»
• Игры за столом с постепенным увеличением времени

Ноябрь

Освоение режимных моментов

• Освоение алгоритма одевания/раздевания
• Формирование навыков самообслуживания
• Обучение последовательности действий

• Визуальные схемы-подсказки в раздевалке
• Поэтапное освоение навыков через физическое руководство
• Чек-листы «Что я уже умею»

II ПЕРИОД (декабрь–февраль) Коммуникативно-деятельностный

Месяц

Направление сопровождения

Содержание работы

Формы работы

Декабрь

Развитие коммуникации

• Обучение альтернативной коммуникации (жесты, карточки)
• Формирование умения выражать просьбу
• Развитие эмоционального отклика

• Коммуникативный альбом «Я хочу»
• Жестовые игры «Покажи, что нужно»
• Ситуации выбора «Что будем делать?»

Январь

Включение в групповые активности

• Подготовка к участию в утренниках
• Обучение простым групповым играм
• Формирование навыков ожидания своей очереди

• Репетиции в малой группе (2-3 ребенка)
• Социальные истории «Я на празднике»
• Таймеры визуализации времени ожидания

Февраль

Развитие игровых навыков

• Обучение предметно-игровым действиям
• Формирование навыков параллельной игры
• Освоение цепочки игровых действий

• Игровые схемы «Покорми куклу»
• Совместная игра с тьютором рядом со сверстниками
• Видеомоделирование игровых сюжетов

III ПЕРИОД (март–май) Стабилизационно-адаптивный

Месяц

Направление сопровождения

Содержание работы

Формы работы

Март

Закрепление самостоятельности

• Постепенное уменьшение помощи тьютора
• Формирование навыков самостоятельного выполнения инструкций
• Развитие самоконтроля

• Система пошаговых подсказок
• Таблицы самостоятельности «Я сам»
• Жетонная система поощрения

Апрель

Социальная интеграция

• Организация взаимодействия со сверстниками
• Формирование навыков совместной деятельности
• Развитие эмпатийных реакций

• Парные игры с постоянным партнером
• Совместные проекты «Строим вместе»
• Игры на развитие эмоционального интеллекта

Май

Подготовка к переходу

• Закрепление сформированных навыков
• Подготовка к переходу в старшую группу
• Итоговая оценка динамики

• Социальная история «Я перехожу в новую группу»
• Экскурсии в старшую группу
• Карта переноса навыков для воспитателей

Ожидаемый результат

К концу учебного года ребенок:

  • Самостоятельно ориентируется в пространстве группы
  • Выполняет 3-4 простые инструкции с отсрочкой помощи тьютора
  • Использует 5-7 коммуникативных жестов/карточек для выражения потребностей
  • Участвует в параллельной игре рядом со сверстниками
  • Освоил 2-3 цепочки самообслуживания с минимальной помощью
  • Соблюдает основные правила группы с визуальной поддержкой

4 Программа сотрудничества с семьей

Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, Цель: Создание единого коррекционно-образовательного пространства «Детский сад – семья», формирование у родителей компетентной педагогической позиции по отношению к своему ребенку и активное участие в реализации ИОМ.

Задачи:

  1. Информировать родителей о содержании ИОМ, сильных и слабых сторонах развития ребенка, целях и задачах на текущий период.
  2. Обучить родителей доступным методам и приемам коррекционно-развивающей работы для занятий с ребенком в домашних условиях.
  3. Вовлечь родителей в образовательный процесс и жизнь группы, создавая ситуацию успеха для ребенка.
  4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи.

План реализации программы сотрудничества с семьей на 2025-2026 учебный год

Направление работы и задачи

Мероприятия и формы работы

Сроки проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

1. Диагностико-аналитический блок
Изучение семьи, информирование о стартовых возможностях ребенка.

1.1. Анкетирование «Давайте познакомимся» (особенности развития, предпочтения, ожидания от ДОУ).

Сентябрь

Воспитатели, психолог

1.2. Углубленная индивидуальная консультация «Знакомство с ИОМ»:
• Обсуждение результатов стартовой диагностики.
• Презентация и совместное обсуждение целей ИОМ на год.
• Подписание согласия на реализацию ИОМ.

Сентябрь-Октябрь

Воспитатели, логопед, психолог

2. Информационно-просветительский блок
Повышение родительской компетентности.

2.1. Выпуск еженедельного «ИОМ-листка» для родителей:
• Лексическая тема недели.
• 5-7 ключевых слов для активизации в речи.
• Простое упражнение/игра от логопеда (артикуляционная или пальчиковая гимнастика).
• Задание от психолога (игра на внимание, эмоции).

В течение года (еженедельно)

Воспитатели, логопед, психолог

2.2. Тематические консультации и мастер-классы:
• «Как правильно читать книгу с ребенком с ЗПР» (логопед).
• «Игры для снятия тревожности и развития произвольности дома» (психолог).
• «Развиваем пальчики – стимулируем речь» (воспитатель).

Ноябрь
Февраль
Апрель

Учитель-логопед
Педагог-психолог
Воспитатель

2.3. Папка-передвижка (информационный стенд) «Наш ИОМ» с материалами по основным направлениям коррекционной работы.

Обновление ежемесячно

Воспитатели

3. Практико-ориентированный блок
Включение родителей в коррекционный процесс.

3.1. «Домашнее игровое задание»:
• Комплект карточек с играми на неделю, согласованными со специалистами.
• Небольшие тетради для взаимодействия (воспитатель вкладывает образец задания, родитель возвращает выполненную работу).

В течение года

Воспитатели, специалисты

3.2. «Гостевой режим»:
Приглашение родителей на прогулку или в режимный момент, чтобы показать, как педагоги взаимодействуют с ребенком, и обучить их этим приемам.

1 раз в квартал

Воспитатели

3.3. Совместные проекты:
• Создание альбома «Моя семья» (для развития речи и эмоциональной сферы).
• Участие в подготовке к праздникам (изготовление простых костюмов, атрибутов).

В течение года

Воспитатели, родители

4. Деятельностный блок
Совместная деятельность, создание ситуации успеха для ребенка.

4.1. Совместные праздники и досуги («Осенняя ярмарка», «Новый год», «День семьи»), где ребенок участвует в доступных для него ролях.

По плану ДОУ

Все специалисты

4.2. «Копилка наших успехов»:
• Родители и педагоги фиксируют видеозаписи или фотографии маленьких достижений ребенка.
• Создание индивидуальной «Доски успеха» в группе или онлайн-альбома (с согласия родителей).

В течение года

Воспитатели, родители

5. Рефлексивно-оценочный блок
Обсуждение динамики и корректировка ИОМ.

5.1. Индивидуальные мини-совещания «ИОМ: промежуточные итоги» (обсуждение динамики, трудностей, успехов).

Январь, Апрель

Воспитатели, специалисты

5.2. Итоговая консультация «Наши достижения за год» с представлением результатов мониторинга и обсуждением перспектив на следующий год.

Май

Все специалисты

Механизм обратной связи и взаимодействия:

  1. Закрытая группа в мессенджере / чат: Для оперативного информирования (напоминание о дне здоровья, просьба принести материалы для творчества, фотоотчеты с занятий).
  2. Контакты специалистов: График консультационных часов для родителей:

тьютор – среда 15.00-16.00

учитель-логопед –

педагог – психолог -

                                                             

                                                    Воспитатели: _______     _________  

Учитель-логопед:   _______________

Педагог-психолог:   _______________

Родитель (законный представитель) _________

 Заведующий _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ на рабочую учебную программу по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста на 2014 – 2015 уче

Данная рабочая учебная программа соответствует образовательным стандартам и  может быть рекомендована для использования в учреждении дошкольного образования компенсирующей направленности для дете...

«Организация педагогического процесса с учётом особенностей речевого развития детей в младших группах в детском саду»

laquo;Организация педагогического процесса  с учётом особенностей речевого развития детей в младших группах в детском саду»...

Индивидуальный образовательный маршрут составлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с интеллектуальными нарушениями

Составлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ИН:Учителем-дефектологом, учителем-логопедомВоспитателем комбинированной группы:Дядич...

Отчет по индивидуальному образовательному маршруту составлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ИН:

Отчет по индивидуальному образовательному маршрутусоставлен, на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ИН:...

Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основании Адаптированной образовательной программы МБДОУ ЦРР-Д/с №21 «Кэнчээри» с учётом особенностей психофизического развития детей с ОНР и ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)** для ребенка с ОНР (общее недоразвитие речи) и ЗПР (задержка психического развития) — это персонализированный план обучения и развития, учитывающий ...

Индивидуальный образовательный маршрут по психологическому сопровождению на воспитанника, имеющего статус «ребенок-инвалид» (диагноз: ранний детский аутизм, задержка психоречевого развития)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»            Индивидуальный...