Картотека артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Картотека артикуляционной гимнастики
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 602.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс для тренировки языка, губ, щек, нижней и верхней челюсти. Логопеды используют именно такой комплекс, чтобы помочь детям исправить нарушенное произношение звуков и улучшить артикуляцию. Только четкая, точная и координированная работа артикуляционного аппарата поможет ребенку четко выговаривать слова и отдельные звуки. Также для четкого произношения звуков нужны крепкие речевые органы, а именно их и развивает гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
СЕНТЯБРЬ | |
тянем губки прямо к ушкам. Потянули-перестали. И нисколько не устали!
|
|
ОКТЯБРЬ | |
Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание! Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта |
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта. |
НОЯБРЬ | |
Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. «Колья забора острые вот такие».Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий»,то «узкий» язык. Язык «лопаткой»положи И спокойно подержи. Язык «колышком» потом Потянем тонким острием. |
ДЕКАБРЬ | |
произносить звук ы (как гудит пароход). Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка |
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). |
ЯНВАРЬ | |
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание! Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. |
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать и ваткой. Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д:д-д-д. Сначала звук «д» произносить медленно. Постоянно убыстряя темп. |
ФЕВРАЛЬ | |
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Внимание! Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. Кончик языка не должен загибаться внутрь. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта. |
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Вот проснулся Язычок, Выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула Розовая кошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7. |
МАРТ | |
Сыграй нам на гармошке! Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Будет праздник для колес: Подкачаем шины Папиной машины. Предложить ребенку длительно произнести звук «сссс…». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная. |
Внимание!
|
АПРЕЛЬ, МАЙ | |
Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгибаем –горка получается. Быстро- быстро с горки вниз На санках катится Денис.
Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной. |
«выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы
Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
картотека артикуляционная гимнастика
картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....



