Кроссенс
консультация по логопедии (старшая группа)

Бондаренко Анна Павловна

Данная технология для дошкольников, которая помогает лучше запоминать, развивать логическое мышление, память, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krossens.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Кроссенс - от англ. (inter - “между”; act – “действие”). Таким образом,

дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие

учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение –

обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая

педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному

подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в

сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами

учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора

процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы

учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом

взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как

большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого

учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение

формируется на основе такого опыта идея - гениальна и проста. Кроссенс - это загадка, головоломка, ребус.

Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть

можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Метод кроссенс был разработан Сергеем Фединым - писателем,

педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических

наук, художником и философом. Впервые кроссенс был опубликован в 2002

году в журнале «Наука и жизнь».

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь

с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по

смыслу.

Суть метода. Нужно разгадать кроссенс, т.е. составить рассказ,

используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

кроссенс рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Далее

двигаться только вперед и заканчивать на центральном девятом квадрате,

Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Хотя можно

начинать с любой узнаваемой картинки.

Чтобы разгадать кроссворд детям нужно уметь читать и писать, или же

постоянно обращаться к помощи взрослых.

Поняв смысл и суть, дети сами могут разгадывать кроссенс, и даже

составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

При создании кроссенс можно воспользоваться следующим алгоритмом:

1.Определяем тематику (общую идею).

2.Выбираем 8-9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.

3.Находим связь между элементами.

4.Определяем последовательность элементов по типу связи «крест» и

«основа».

5.Сконцентрируем смысл в центральном элементе.

6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).

7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.

8 Построение ассоциативной связи.

9.Выход на новый уровень.

Применение кроссенса разнообразно:

• при формулировке темы и цели занятия;

• при изучении нового материала;

• при закреплении и обобщении изученного материала;

• в индивидуальной работе;

• в качестве творческого домашнего задания.

Работа с интерактивным кроссенсом отражает глубину понимания

обучающимся изучаемой темы. Технология «Кроссенс» позволяет:

 упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их

признаки, состояния, действия;

 развивать зрительное восприятие;

 учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

 развивать логику;

 развивать образное мышление;

 учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары,

группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным

признакам;

 учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

 учить определять в речи предложно-падежные конструкции;

 учить детей связно мыслить, составлять рассказы;

 развивать смекалку, тренировать внимание.

Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами

(предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных

понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных

вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое

мышление. Воспитатель может создавать разноуровневые задачи, что дает

возможность двигаться от простого к более сложному.

Использование технологии кроссенс и её элементов как интерактивного

взаимодействия является хорошей возможностью идти в ногу со временем.

Кроссенс может быть вариантом разрешения противоречий, возникающих в

учебно-воспитательном

процессе.

Развивающий метод «кроссенс» способствует, на основе деятельностного подхода, формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Методы данной технологии можно использовать как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:

1 Определяем тему

2 Выделяем 9 элементов (картинок)

3 Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их

последовательность

4 Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате

5 Подобрать изображения

Читать кроссенс можно одним из следующих способов: сверху вниз и

слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться

только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом

получается цепочка, завернутая «улиткой»;

Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Центральным является квадрат с номером 5 По желанию составителя, он

может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссенс-ассоциативная головоломка нового поколения.

     Один из методов, который я использую в своей работе – это метод КРОССЕНС.   «Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом ми...

Кроссенс

Кроссенс...

Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"

Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...

Игра «Птицы» по технологии Кроссенс

Цель: закрепить знания детей о птицах, их появлении на свет. Развивать связную речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе....

Буклет "Использование метода КРОССЕНС (технология критического мышления) в развитии детей дошкольников"

Использование метода КРОССЕНС для развития познавательно - речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...

Буклет "Кроссенс-технология - это интересно"

quot;Кроссенс-технология - это интересно"...