Кроссенс
консультация по логопедии (старшая группа)
Данная технология для дошкольников, которая помогает лучше запоминать, развивать логическое мышление, память, внимание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Кроссенс - от англ. (inter - “между”; act – “действие”). Таким образом,
дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие
учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение –
обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая
педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному
подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в
сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами
учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора
процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы
учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом
взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как
большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого
учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение
формируется на основе такого опыта идея - гениальна и проста. Кроссенс - это загадка, головоломка, ребус.
Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть
можно как с одним ребенком, так и с группой детей.
Метод кроссенс был разработан Сергеем Фединым - писателем,
педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических
наук, художником и философом. Впервые кроссенс был опубликован в 2002
году в журнале «Наука и жизнь».
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь
с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по
смыслу.
Суть метода. Нужно разгадать кроссенс, т.е. составить рассказ,
используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
кроссенс рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Далее
двигаться только вперед и заканчивать на центральном девятом квадрате,
Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Хотя можно
начинать с любой узнаваемой картинки.
Чтобы разгадать кроссворд детям нужно уметь читать и писать, или же
постоянно обращаться к помощи взрослых.
Поняв смысл и суть, дети сами могут разгадывать кроссенс, и даже
составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
При создании кроссенс можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1.Определяем тематику (общую идею).
2.Выбираем 8-9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
3.Находим связь между элементами.
4.Определяем последовательность элементов по типу связи «крест» и
«основа».
5.Сконцентрируем смысл в центральном элементе.
6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.
8 Построение ассоциативной связи.
9.Выход на новый уровень.
Применение кроссенса разнообразно:
• при формулировке темы и цели занятия;
• при изучении нового материала;
• при закреплении и обобщении изученного материала;
• в индивидуальной работе;
• в качестве творческого домашнего задания.
Работа с интерактивным кроссенсом отражает глубину понимания
обучающимся изучаемой темы. Технология «Кроссенс» позволяет:
∙ упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их
признаки, состояния, действия;
∙ развивать зрительное восприятие;
∙ учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
∙ развивать логику;
∙ развивать образное мышление;
∙ учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары,
группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным
признакам;
∙ учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
∙ учить определять в речи предложно-падежные конструкции;
∙ учить детей связно мыслить, составлять рассказы;
∙ развивать смекалку, тренировать внимание.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами
(предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных
понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных
вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое
мышление. Воспитатель может создавать разноуровневые задачи, что дает
возможность двигаться от простого к более сложному.
Использование технологии кроссенс и её элементов как интерактивного
взаимодействия является хорошей возможностью идти в ногу со временем.
Кроссенс может быть вариантом разрешения противоречий, возникающих в
учебно-воспитательном
процессе.
Развивающий метод «кроссенс» способствует, на основе деятельностного подхода, формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Методы данной технологии можно использовать как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:
1 Определяем тему
2 Выделяем 9 элементов (картинок)
3 Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их
последовательность
4 Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате
5 Подобрать изображения
Читать кроссенс можно одним из следующих способов: сверху вниз и
слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться
только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом
получается цепочка, завернутая «улиткой»;
Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки.
Центральным является квадрат с номером 5 По желанию составителя, он
может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссенс-ассоциативная головоломка нового поколения.
Один из методов, который я использую в своей работе – это метод КРОССЕНС. «Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом ми...

Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"
Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...
Игра «Птицы» по технологии Кроссенс
Цель: закрепить знания детей о птицах, их появлении на свет. Развивать связную речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе....

Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников
Алгоритм составления и способы использования...

Буклет "Использование метода КРОССЕНС (технология критического мышления) в развитии детей дошкольников"
Использование метода КРОССЕНС для развития познавательно - речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...

