Методическая разработка «Веселые следочки» многофункциональная игра на физическое развитие и логическое мышления детей дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии

Буторина Надежда Андреевна
  1. Аннотация

Методическая разработка «Веселые следочки» содержит практический материал использования игр и упражнений, и их влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея разработки заключается в использовании интеграции различных техник физической и умственной активности.

«Веселые следочки» — это комплекс различных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие двигательной активности, мозговой деятельности, баланса, быстроты реакции, мелкой моторики и профилактика плоскостопия.При этом задействуются все органы чувств, а получаемая от них информация комбинируется в максимально нетрадиционном варианте. А так как активизируется работа мозга, активизируется весь организм, следовательно, улучшается и здоровье ребенка.

Дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста, и может быть использован в образовательной, и самостоятельной деятельности.

Игра предусматривает тесный контакт между воспитанниками, узкими специалистами, воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_veselye_sledochki.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Дзержинская начальная школа - детский сад»

Методическая разработка

«Веселые следочки» многофункциональная игра на физическое развитие и логическое мышления детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель,

 Буторина Надежда Андреевна,

инструктор по физической культуре,

Никифорова Татьяна Петровна

г. Иркутск, 2024г.

Содержание

  1. Краткая аннотация проекта……………………………………………3
  2. Обоснование необходимости методической разработки……………3
  3. Цели и задачи методической разработки: .................………………...4
  4. Интеграция образовательных областей……………………….………4
  5. Основная часть ……………...…………………………………………5
  6. Варианты игр с веселыми следочками ..……………………………...6
  1. Игровой макет «Найди пару» .........................................................6
  2.  Игровой макет «Отгадай, что внутри на ощупь» .........................7
  3. Игровой макет «Изобрази картинку» ............................................8
  4. Игровой макет «Произнеси звук самолета» ..................................8
  5. Игровой макет «Ходим в шляпе» ......................................................9
  6. Игровой макет «Эстафета – веселые следки» .............................10
  7. Игровой макет «Нейроигра»……………………………….……11
  1. Ожидаемые результаты ....................................………………………11
  2. Вывод...................................................................………………………11
  3. Используемая литература…………......................................................11

  1. Аннотация

Методическая разработка «Веселые следочки» содержит практический материал использования игр и упражнений, и их влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея разработки заключается в использовании интеграции различных техник физической и умственной активности.

«Веселые следочки» — это комплекс различных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие двигательной активности, мозговой деятельности, баланса, быстроты реакции, мелкой моторики и профилактика плоскостопия.При этом задействуются все органы чувств, а получаемая от них информация комбинируется в максимально нетрадиционном варианте. А так как активизируется работа мозга, активизируется весь организм, следовательно, улучшается и здоровье ребенка.

Дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста, и может быть использован в образовательной, и самостоятельной деятельности.

Игра предусматривает тесный контакт между воспитанниками, узкими специалистами, воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников, что облегчает восприятие детьми нового материала.

  1. Обоснование необходимости методической разработки

Проблема

Движение – основа практически любой деятельности ребёнка. Однако сегодня двигательная активность детей значительно снизилась. В наш технический век особенно важно развивать интерес ребёнка к физической культуре и спорту, вызвать желание выполнять физические упражнения самостоятельно, а также обучить доступным двигательным умениям и навыкам. Необходимо разнообразить двигательную деятельность детей. Для этого существуют различные виды организованной и самостоятельной деятельности дошкольников с применением стандартного и нестандартного оборудования.

«Игра должна служить основным рычагом физической культуры дошкольника», писал Е.А. Аркин. С помощью игр ребёнок овладевает полезными для него двигательными действиями упражняется в них. Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки.

Качества силы, ловкости, быстроты, выносливости развиваются и совершенствуются в процессе подвижных игр.

 Таким образом, интенсивность физического развития детей зависит от двигательной активности. Подвижная игра является основным средством совершенствования двигательной активности.

Актуальность

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность

и закладываются прочные основы опыта здорового образа жизни. Всё

начинается с детства. Именно там начало успеха или неуспеха человека, его

здоровья или нездоровья.

Многие причины как позитивного, так и негативного характера в судьбе

взрослого человека находятся в раннем периоде его развития.

В нашем обществе ситуация сложилась так, что практически ни один

ребёнок не рождается абсолютно здоровым. Часто дети, начиная с раннего

возраста, уже страдают дефицитом движений и слабой закалкой.

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей - одна из

главных стратегических задач страны. Великая ценность каждого человека -

здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым и успешным -это

желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным

учреждением. Проблема воспитания и развития здорового ребёнка в

современных условиях является как никогда важной. Здоровье на

современном этапе является не только общечеловеческой ценностью, но и

важным качеством, способствующим всесторонней адаптации к жизни в

обществе, неблагополучное состояние здоровья современных детей России

вызывает необходимость повышения требовательности к качеству

организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных

учреждениях. Поэтому перед детским садом в настоящее время остро стоит

вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья,

развитию движений и физическому развитию детей. Создание

благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей

только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно

эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети

проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за

организацию физкультуро-оздоровительной работы с ними.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация

жизнедеятельности ребёнка в дошкольном учреждении и в семье.

Здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание

занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребёнка в мир

движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие,

крепче здоровье.

Возникла необходимость поиска метода интенсивного обучения при организации совместной деятельности, способствующего развитию двигательной активности и логического мышления детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, была выбрана тема методической разработки: «Веселые следочки» – многофункциональная игра для развития двигательной активности, равновесия, быстроты действий, мелкой моторики и логического мышления у детей дошкольного возраста.

3. Цели и задачи методической разработки:

Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования многофункциональной игры «Веселые следочки»

Оздоровительные задачи направлены:

-укрепление опорно-двигательного аппарата детей 4-7 лет; профилактика плоскостопия;

 -развитие и совершенствование функций органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы.

Развивающие:

 -развитие физических качеств детей 4-7 лет (координации, чувства равновесия, гибкости);

 -развитие свободного общения с детьми и взрослыми по поводу своего самочувствия, здоровья, двигательной деятельности;

-содействие развитию чувства ритма, памяти, внимания, воображения.

Образовательные:

-формирование знаний о влиянии занятий физических упражнений на организм, о здоровом образе жизни, о правилах техники безопасности на занятиях и играх;

-обогащать двигательный опыт детей.

Воспитательные:

 - содействие формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи);

 -воспитание у детей эмоционально положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

 -воспитывать умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности, творчества в движениях.

4. Интеграция образовательных областей

  • Образовательная область «Познавательное развитие»

формировать навыки координации, равновесия, вестибулярной устойчивости, внедряя игровые физические упражнения и игры; формировать и закреплять навык правильной осанки;

  • Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи во время коллективного исследования, обсуждения его хода, выдвижения предположений и доказательств; используя физкультминутки и приветствия в стихотворной форме, проговаривание решение задачи.
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» развивать детскую инициативу в придумывании собственных упражнений; способствовать гармоничному физическому развитию детей, открывая возможности овладения своим телом, умения испытывать радость и удовольствие от занятий физическими упражнениями; содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой.
  • Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает такие задачи как: приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, решаются посредством игровых упражнений.
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях; воспитывать навык работы в команде, чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать дисциплинированность путем тщательного безопасного выполнения физических упражнений.

Таким образом, выстраивая образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, у детей формируются более глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире, обобщённые представления, знания и умения. Это способствует повышению эффективности воспитания и развития детей, стимулирует их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и установлению причинно-следственных связей, а также развивает логику, мышление и коммуникативные способности.        

        Эффективность реализации поставленных нами задач во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: это разнообразный спортивно-игровой материал, нестандартное оборудование в виде «Веселых следочков». Для формирования мотивации и повышения интереса к профилактическим упражнениям было изготовлено нетрадиционное оборудование, также способствующее общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; укреплению мышц, формирующих свод стопы, профилактике нарушения осанки. Оно используется для упражнений в равновесии, способствует развитию тактильных ощущений, укреплению нервной системы ребенка.

        5. Основная часть:

Использование спортивно-дидактических пособий вносит разнообразие в содержание занятий по физической культуре и эффект новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, увеличить их количество на разные группы мышц, варьировать задания, повысить моторную плотность занятия, нагрузку на разные группы мышц, разнообразить самостоятельную двигательную деятельность детей в помещении и на воздухе, повысить интерес к упражнениям оздоровительной направленности.

Пособия объединяют физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Детям всегда интересно все необычное, нестандартное. Если удается удивить дошкольников, значит половина успеха достигнута.

Яркость пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску, содействует поддержанию интереса к подвижным играм и спортивным упражнениям.

 Предлагаемое пособие можно использовать при проведении эстафет и игровых упражнений с одновременным участием большого количества детей, в досуговых мероприятиях и спортивных развлечениях. Использование пособий поможет в решении ряда задач:

 - обеспечение высокой двигательной активности дошкольников;

- совершенствование двигательных умений детей и физических качеств;

 - развитие творческого воображения, стремления к активности, самостоятельности;

 - развитие у детей интереса к процессу движения с использованием нестандартного оборудования;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение действовать в коллективе;

 Пособия несложны в изготовлении, многофункциональны, привлекательны для детей, практичны.

Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей становится вопрос об использовании в работе с дошкольниками необычных игр и пособий.

Работая инструктором по физической культуре в детском саду для более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую различные дидактические игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. В процессе выбора материалов для изготовления игр и пособий я остановилась на чудесных веселых следочках. Такие следки привлекают внимание детей, развивают фантазию, сенсорику, счет, коммуникативные навыки, мелкую моторику и что очень важно для работы с детьми этот материал яркий, гипоаллергенный, приятный на ощупь и достаточно прочный. Такие игры можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста как на подгрупповой и индивидуальной работе, так и в самостоятельной деятельности. Особенность этой игры - большие развивающие возможности, и, конечно же, привлечение внимания и интереса детей. Игра органически вписываются во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми. Для получения положительного результата, можно менять игровую задачу, усложнять задания, компоновать различные съемные элементы или вносить новые.

Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей, влияет не только постепенное усложнение игр, но и то, какое разнообразие и количество наглядного материала используется. Правильно используемые дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе, — это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой - своеобразная практическая деятельность ребёнка по освоению окружающей действительности.

Веселые следки – это универсальное средство развития детей, представляет собой следок из разноцветной ткани с разным наполнением (гречка, рис, мелкие камушки, песок, макаронные изделия), соединяющиеся между с собой липучкой. Это то средство, которое привлекает внимание детей, развивает фантазию, сенсорные эталоны, мелкую моторку, математические категории (счёт, цвет, количество, и др.), коммуникативные навыки и может стать основой будущей режиссёрской игры.

6. Варианты игр с «Веселыми следочками»:

6.1Игровой макет.«Найди пару»

Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу.  Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Упражнять в беге по разным направлениям не сталкиваясь друг с другом.

Дети сидят на скамейке. У каждого из них по одной ступне.

 Вторая пара следка находится в 5-10 метрах от скамейки.

 Воспитатель говорит:

Будь внимательней, смотри,

Следочку пару подбери!

Правила:

1.  Сразу после слов побежать в сторону следков и найти свою пару по цвету.

2. Сделать это быстро и правильно.

           6.2Игровой макет «Отгадай что внутри на ощупь»

6.3Игровой макет «Изобрази картинку»

6.4 Игровой макет «Произнеси звук с картинки»

6.5 Игровой макет «Ходим в шляпах»

Содержание игры:

Дети, в положении стоя, кладут на голову легкий груз – веселый следок. Проверив осанку, дается сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом, сохраняя правильную осанку. Можно усложнить игру, предложив детям потанцевать или пройти по извилистой линии.

6.6 Игровой макет «Эстафета с веселыми следками»

         6.7 Игровой макет «Нейро игра»

7. Ожидаемые результаты:

Для воспитанников:

- развита ловкость, выносливость, быстрота;

- развита мелкая моторика рук;

- сформировано логическое мышление и межполушарные связи;

- развит познавательный интерес;

- развита память, внимание, зрительная и двигательная координация;

- сохранено и укреплено здоровье;

- стабилизирован эмоциональный фон ребенка, и его раскрепощение;

- сформирована произвольная деятельность;

-стимуляция функции сердечно-сосудистой и дыхательной функции.

Для педагога:

- Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в сфере физического воспитания и развития  детей 5-7 лет посредством различных мероприятий и побуждения к самообразованию.

- Побуждать педагогов к активному участию в конкурсе «Спортивный уголок группы».

Для родителей:

- Изучить воспитательный потенциал семей, интересы и потребности родителей в вопросах физического воспитания детей.

- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителей и  повышение их педагогической компетентности в реализации физического развития в семье (буклеты, консультации, рекомендации).

- Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство ДОО в сфере физического воспитания детей (конкурсы, совместные досуги и физкультурные праздники).

8. Вывод

Прогнозируемые результаты по отношению к детям:

- У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к занятиям физическими упражнениями;

- Дети активно применяют «Веселые следочки» в совместной и самостоятельной деятельности.

- С удовольствием участвуют в физкультурных досугах, праздниках, развлечениях.

- Отражают свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывают, изображают)

- Активно самостоятельно организуют свою деятельность  в подвижных играх, играх с элементами спорта на прогулке и игровых упражнениях, как на занятиях по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной активности, а также проявляют творчество при организации игры по новым правилам, используя полученные двигательные навыки.

Прогнозируемые результаты по отношению к педагогам::

-Состоится повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах физического воспитания и развития дошкольников.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому развитию, было оформление зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками.

  1. Используемая литература:

1. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

2. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

3.Деннисон П. «Гимнастика мозга», 2015г.

4.Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей-нейродинамическая гимнастика», Ростов-на-Дону, 2019 г.

5.Артюх А., Рюмина М. «Логика. Найди отличия». Рабочая тетрадь дошкольника.

4. Змановский Ю.Ф. Нетрадиционные методы оздоровления детей // Охрана материнства и детства. – 1989. – № 7. – С. 24–26.

5. Литвинова О.М. Спортивные упражнения и игры в детском саду.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.

6. Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду. .- Ростов н/Д: Феникс, 2010непоседливых детей», 2012г.

Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического развития детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 1999. – 175 с.

7. Горелова Н. Закаливание детей // Дошкольное воспитание – 1994. – № 6. С. 96. 12. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. .- Ростов н/Д: Феникс, 2012. 8. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста // Дети России образованны и здоровы. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции – М.: НП ДРОЗД, 2009. – С. 233–235.

9. Интернет-ресурсы:

https://vk.com/tvoydefectolog

https://vk.com/razvitie_s_mamoi

https://vk.com/club_neuropsycholog

https://vk.com/poznavayca

https://vk.com/skazkimal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развитиясловесно - логического мышления детей дошкольного возраста»....

Развитие предпосылок логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий.  игра – ...

Альбом "Дидактические игры и упражнения по формирование логического мышления детей дошкольного возраста"

Альбом "Дидактические игры и упражнения по формирование логического мышления детей  дошкольного возраста"...

Фотоотчёт «Дидактические игры и упражнения по формированию логического мышления детей дошкольного возраста.»

Фотоотчёт «Дидактические игры и упражнения по  формированию логического мышления детей  дошкольного возраста.»...

Загадка как форма развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста

В энциклопед[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25781297","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: right;"}}]]ии загадка трактуется как замысловатое поэтическо...

Памятка для воспитателей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста".

      Памятка для воспитателей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста.   ...

Использование игр и пособий Воскобовича для развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста «Полёт на воздушном шаре»

Использование игр и пособий Воскобовича для развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста«Полёт на воздушном шаре»...