Речевая готовность ребёнка к школе.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В данном буклете отражены особые критерии готовности к школьному обучению детей и усвоению ребёнком родного языка как средства общения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность
ребёнка к школе
Советы логопеда
МБДОУ
Детский сад
компенсирующего вида
г. Братска № 110
Составила
Романова Т.Г.
Источник:
http://votreferat.ru/3-kurs/buklet-rechevaya-gotovnost-rebe-nka-k-shkole/
Школьники с нарушениями произношения звуков, недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общим недоразвитием речи) испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Чтобы не допустить этого нужно:
- вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи;
- начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше).
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков.
- Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме; образовывать прилагательные от существительных; умение правильно строить простые предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами; их; составлять предложения по опорным словам и картинкам.
- Сформированность связной речи: владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Чтобы не допустить этого нужно:
- Ежедневно заниматься с ребенком (выполнять рекомендации логопеда):
- по формированию звукопроизношения,
- по развитию фонематического слуха,
- по развитию лексико-грамматических
категорий, т.е. по развитию словаря.
- Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными.
- Для наилучшего результата развития всех сторон речи советуем играть в игры на развитие речи.
- Чем раньше будет начата работа, и чаще будет она проводится, тем лучше будет ее результат.
Игры на развитие речи
Подвижная игра с мячом с целью развития фонематического слуха «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, если в слове услышишь звук «Ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо». Например: жаба, стул, жук, книга и т.д.
Игра "Назови ласково" с целью закрепления согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных. «Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький». Мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький). Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
Игра "Скажи наоборот" с целью расширения словаря антонимов. «Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот – светло».
ХОРОШО … ПЛОХО, ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО, ВЫСОКО … НИЗКО, МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО ,БЫСТРО … МЕДЛЕННО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"
консультация для родителей подглтовительной группы...

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....

Речевая готовность ребёнка к школе - памятка для родителей детей подготовительной к школе группе
Памятка-консультация для родителей детей подготовительной к школе группе....




