Как научить детей слышать звуки и правильно их произносить
консультация по логопедии
Уважаемые родители!
Для вас подготовлены игры и упражнения на развитие речи, которые помогут вашему ребенку лучше усвоить правильное произношение. Побуждайте его обращать внимание на звуковое оформление слов и оценивать свою речь. Помните, что ваш пример очень важен, поэтому ваша речь должна быть ясной, четкой и выразительной.
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома для закрепления правильного произношения. Старайтесь чаще побуждать ребёнка прислушиваться к звуковой «одежде» слов и оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь является образцом для ребёнка, поэтому она должна быть чёткой, внятной и выразительной. Следите за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых звуков как во время игр, так и в повседневной жизни. Не забывайте хвалить и поощрять ребёнка — это важный стимул для успешного закрепления речевых навыков, полученных на логопедических занятиях.
«Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребёнок говорит «стоп», когда услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово он услышал. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
«Разведчики». Предложите членам семьи отправиться на кухню, в ванную, прихожую или заглянуть в шкаф или холодильник, чтобы найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Побеждает тот, кто найдёт больше предметов.
«Угадай – ка». Попросите детей угадать предметы по их описанию, напоминая, что во всех словах есть закрепляемый звук. Подумайте о поощрении за угаданный предмет и правильное произношение слова.
«Исправляй – ка». Произнесите слова с дефектами и попросите ребёнка исправить ошибки.
«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком. То же самое можно сделать при рассматривании иллюстраций.
«Кто больше?». Поиграйте с ребёнком в соревнование по придумыванию слов с закрепляемым звуком.
«Мы – артисты». Прочитайте с ребёнком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком разными интонациями (удивлённо, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.
«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребёнком, что вы будете следить за его речью, и сможете выполнить только те просьбы, которые он произнесёт без ошибок.
«Колокольчик». Ребёнок называет картинки с закрепляемым звуком. Если ребёнок произносит слово неправильно, взрослый звенит в колокольчик.
«Поезд». Ребёнок сам читает или произносит за взрослым слоги.
«Эхо». Ребёнок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко или тихо.
«Волшебная верёвочка». Ребёнок наматывает верёвочку на пальчик и произносит слоги и слова без остановки.
«Кнопочки». Проговаривая слоги или слова, ребёнок нажимает на нарисованные на листе бумаги кнопочки столько раз, сколько их нарисовано.
«Шарик». Произнося слоги или слова, ребёнок перекладывает теннисный мячик из одной руки в другую.
«Весёлый мяч». Произносите слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол или бросая его друг другу.
«Лабиринт». Проводя пальчиком по лабиринту, ребёнок произносит чистоговорки или скороговорки.
«Узоры». Ребёнок выкладывает или рисует разные фигурки, обозначая каждую из них слогом или словом.
«Часы». Ребёнок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
«Пирамидка». Нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребёнок произносит слоговые ряды или слова.
«Бусы». Нанизывая бусы на верёвочку, ребёнок проговаривает слог, слово или предложение, а каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.
«Палочки или счёты». Ребёнок проговаривает заданный слог или слово столько раз, сколько отложено палочек или косточек на счётах.
«Улиточка». Ребёнок проговаривает слоги, слова и предложения, проводя пальчиком по домику улитки.
«Большой и маленький». Ребёнок выкладывает дорожку из больших и маленьких фигурок, проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку, он говорит громко, а маленькую — тихо.
«Подружить слова с местоимениями "мой", "моя", "моё».
«Посчитай». Ребёнок называет картинку, согласуя её с числительными от 1 до 10 и в обратном порядке.
«Верни звук в слово». Взрослый произносит слово, опуская автоматизируемый звук. Ребёнок произносит слово правильно.
«Передай слово». Возьмите пары картинок с разным количеством слогов. Например, 2-сложное слово из открытых слогов и 1-сложное слово. Передайте ребёнку слово, отхлопывая его по ладони или плечу. Ребёнок должен назвать это слово.
«Какой картинки не стало?». Взрослый закрывает одну из картинок, а ребёнок старается её вспомнить.
«Составь предложение». Постарайтесь связать две картинки по смыслу и составить с ними предложение. Затем, закрывая одну из картинок, ребёнок вспоминает её.
«Живое – неживое». Назовите сначала живые предметы, затем неживые. Назовите сначала предметы, которые могут двигаться, а затем те, которые всегда неподвижны.
«Разложи по местам». Разложите картинки в разные коробочки по количеству слогов, по позиции звука в слове и по фонационным характеристикам (твёрдый — мягкий, звонкий — глухой).
Игра-ходилка «Похожие слова». Развитие фонематического восприятия и умения находить слова, звучащие похоже. На игровом поле картинки со словами, которые звучат похоже. У каждого ребёнка есть фишка. Дети по очереди кидают кубик и делают нужное количество ходов. Попадая на определённую картинку, ребёнок старается найти похожую и переставляет фишку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить детей слышать звуки и правильно их произносить
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома для закрепления правильного произношения. Старайтесь чаще побуждать ребёнка прислушиваться к звуковой «одежде» слов и оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь является образцом для ребёнка, поэтому она должна быть чёткой, внятной и выразительной. Следите за правильностью произнесения ребёнком закрепляемых звуков как во время игр, так и в повседневной жизни. Не забывайте хвалить и поощрять ребёнка — это важный стимул для успешного закрепления речевых навыков, полученных на логопедических занятиях.
«Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребёнок говорит «стоп», когда услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово он услышал. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
«Разведчики». Предложите членам семьи отправиться на кухню, в ванную, прихожую или заглянуть в шкаф или холодильник, чтобы найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Побеждает тот, кто найдёт больше предметов.
«Угадай – ка». Попросите детей угадать предметы по их описанию, напоминая, что во всех словах есть закрепляемый звук. Подумайте о поощрении за угаданный предмет и правильное произношение слова.
«Исправляй – ка». Произнесите слова с дефектами и попросите ребёнка исправить ошибки.
«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком. То же самое можно сделать при рассматривании иллюстраций.
«Кто больше?». Поиграйте с ребёнком в соревнование по придумыванию слов с закрепляемым звуком.
«Мы – артисты». Прочитайте с ребёнком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком разными интонациями (удивлённо, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.
«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребёнком, что вы будете следить за его речью, и сможете выполнить только те просьбы, которые он произнесёт без ошибок.
«Колокольчик». Ребёнок называет картинки с закрепляемым звуком. Если ребёнок произносит слово неправильно, взрослый звенит в колокольчик.
«Поезд». Ребёнок сам читает или произносит за взрослым слоги.
«Эхо». Ребёнок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко или тихо.
«Волшебная верёвочка». Ребёнок наматывает верёвочку на пальчик и произносит слоги и слова без остановки.
«Кнопочки». Проговаривая слоги или слова, ребёнок нажимает на нарисованные на листе бумаги кнопочки столько раз, сколько их нарисовано.
«Шарик». Произнося слоги или слова, ребёнок перекладывает теннисный мячик из одной руки в другую.
«Весёлый мяч». Произносите слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол или бросая его друг другу.
«Лабиринт». Проводя пальчиком по лабиринту, ребёнок произносит чистоговорки или скороговорки.
«Узоры». Ребёнок выкладывает или рисует разные фигурки, обозначая каждую из них слогом или словом.
«Часы». Ребёнок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
«Пирамидка». Нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребёнок произносит слоговые ряды или слова.
«Бусы». Нанизывая бусы на верёвочку, ребёнок проговаривает слог, слово или предложение, а каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.
«Палочки или счёты». Ребёнок проговаривает заданный слог или слово столько раз, сколько отложено палочек или косточек на счётах.
«Улиточка». Ребёнок проговаривает слоги, слова и предложения, проводя пальчиком по домику улитки.
«Большой и маленький». Ребёнок выкладывает дорожку из больших и маленьких фигурок, проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку, он говорит громко, а маленькую — тихо.
«Подружить слова с местоимениями "мой", "моя", "моё».
«Посчитай». Ребёнок называет картинку, согласуя её с числительными от 1 до 10 и в обратном порядке.
«Верни звук в слово». Взрослый произносит слово, опуская автоматизируемый звук. Ребёнок произносит слово правильно.
«Передай слово». Возьмите пары картинок с разным количеством слогов. Например, 2-сложное слово из открытых слогов и 1-сложное слово. Передайте ребёнку слово, отхлопывая его по ладони или плечу. Ребёнок должен назвать это слово.
«Какой картинки не стало?». Взрослый закрывает одну из картинок, а ребёнок старается её вспомнить.
«Составь предложение». Постарайтесь связать две картинки по смыслу и составить с ними предложение. Затем, закрывая одну из картинок, ребёнок вспоминает её.
«Живое – неживое». Назовите сначала живые предметы, затем неживые. Назовите сначала предметы, которые могут двигаться, а затем те, которые всегда неподвижны.
«Разложи по местам». Разложите картинки в разные коробочки по количеству слогов, по позиции звука в слове и по фонационным характеристикам (твёрдый — мягкий, звонкий — глухой).
Игра-ходилка «Похожие слова». Развитие фонематического восприятия и умения находить слова, звучащие похоже. На игровом поле картинки со словами, которые звучат похоже. У каждого ребёнка есть фишка. Дети по очереди кидают кубик и делают нужное количество ходов. Попадая на определённую картинку, ребёнок старается найти похожую и переставляет фишку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка учителя-логопеда для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Вниманию родителей предлагаются речевые игры и упражнения, которые они могут использовать дома при закреплении правильного произношения звуков у детей....
Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при зак...

«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»
Простые речевые игры, в которые родители смогут играть даже по дороге в детский сад или на прогулке....

Памятка для родителей "Учимся слышать звуки и правильно их произносить"
"Игры на развитие фонематического восприятия"...

Учим детей слышать звуки и правильно их произносить
Уважаемые родители!Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка при...


