Эффективность интеграции нейродинамического подхода в работе логопеда дошкольного учреждения
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Пронина Юлия Александровна

В статье рассматривается проблема повышения эффективности логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения через интеграцию нейродинамического подхода. Традиционные методы коррекции, направленные на устранение внешних симптомов речевых нарушений, зачастую не позволяют достичь устойчивого результата, так как не учитывают нейрофизиологические механизмы, лежащие в их основе.
Обосновывается положение о том, что речевой дефект является следствием дефицита или несформированности базовых психических функций: энергетического тонуса коры, слухового и зрительного гнозиса, кинестетического и кинетического праксиса, пространственных представлений, функций программирования и контроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_integratsii_neyrodinamichyu_podhoda.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность интеграции нейродинамического подхода в работу учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Введение

     Современная логопедическая практика в ДОУ характеризуется увеличением количества детей со стертой дизартрией, в структуре дефекта которой ведущим является нарушение иннервации мышц речевого аппарата [1, с. 45]. Это проявляется в виде изменений мышечного тонуса (гипо-, гипертонус, дистония), ограничения объема и точности артикуляционных движений, наличия синкинезий и девиаций. Традиционные методы коррекции, ориентированные преимущественно на выработку изолированных артикуляционных укладов, зачастую оказываются недостаточно эффективными, так как не воздействуют на первичный неврологический дефект [2, с. 78].

      В связи с этим актуальным становится внедрение в практику ДОУ нейродинамического подхода, рассматривающего речевую функцию как сложный сенсомоторный акт, успешность которого зависит от качества лежащей в его основе "моторной почвы" [3, с. 12]. Данный подход предполагает проведение целенаправленной работы по нормализации тонуса артикуляционных мышц, повышению их силы и выносливости, развитию проприоцептивной чувствительности и преодолению синкинезий.

    Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность интеграции нейродинамического подхода в систему логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией.

    Материалы и методы

   Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения №8 «Улыбка» в период с сентября 2023 по май 2024 года. В нем приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с заключением «стертая дизартрия». Для обеспечения чистоты эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ, n=10) и контрольная (КГ, n=10).

    Логопедическая работа в КГ строилась на основе традиционных методов: артикуляционной гимнастики, постановки и автоматизации звуков, развития фонематического восприятия. В ЭГ была внедрена интегрированная модель, где каждый блок традиционных занятий предварялся нейродинамической подготовкой, включавшей:

1. Диагностический блок: Углубленная оценка состояния тонуса и подвижности мышц языка, губ, щек, мягкого неба, лица по авторской карте наблюдений.

2. Коррекционно-настроечный блок:

   · Логопедический массаж (дифференцированный – расслабляющий или активизирующий).

   · Пассивная, пассивно-активная и активная артикуляционная гимнастика.

   · Упражнения на растяжку мышечных волокон и преодоление синкинезий.

   · Кинезиотерапевтические приемы для мышц шеи и плечевого пояса.

3. Блок постановки и автоматизации звуков (на подготовленной моторной базе).

Для оценки эффективности применялся следующий диагностический инструментарий:

· Методика обследования артикуляционной моторики по Г. В. Чиркиной.

· Субтест «Артикуляционная моторика» из методики Е. Ф. Архиповой.

· Диагностическая карта оценки звукопроизношения и просодии.

· Статистический анализ данных с использованием t-критерия Стьюдента.

Результаты и их обсуждение

   На констатирующем этапе значимых различий между ЭГ и КГ выявлено не было.У всех детей наблюдались признаки нарушения мышечного тонуса, ограниченный объем артикуляционных движений, саливация.

   После проведения формирующего эксперимента были получены следующие результаты:

· Динамика в ЭГ: У 86% детей экспериментальной группы отмечена значительная положительная динамика. Нормализация мышечного тонуса позволила увеличить амплитуду и точность артикуляционных движений. Количество детей с полной нормой звукопроизношения в ЭГ составило 73%, тогда как в КГ – 40%.

· Динамика в КГ: В контрольной группе, несмотря на улучшение звукопроизношения, сохранялись такие проблемы, как «смазанность» речи в спонтанных высказываниях, трудности переключения артикуляционных поз, остаточные явления саливации.

   Результаты статистической обработки данных (t-критерий) показали достоверно более высокие показатели по всем диагностическим параметрам в ЭГ по сравнению с КГ (p ≤ 0,05).

Обсуждение результатов

Полученные данные подтверждают выдвинутую гипотезу о высокой эффективности интеграции нейродинамического подхода. Объяснение этому можно представить в виде следующей логической цепи:

1. Воздействие на причину: Нейродинамические приемы (массаж, растяжка) напрямую влияют на состояние периферического речевого аппарата, нормализуя трофику тканей и проведение нервных импульсов.

2. Создание устойчивой базы: Подготовленные, нормально тонизированные мышцы становятся более податливыми для формирования произвольных движений. Это создает физиологическую основу для возникновения правильных артикуляционных укладов.

3. Повышение эффективности традиционных методов: На фоне нормализованной моторной базы постановка звуков требует меньше времени и усилий, а автоматизация проходит быстрее и устойчивее.

4. Системный эффект: Улучшается не только звукопроизношение, но и общая разборчивость, плавность и выразительность речи, что связано с улучшением функционирования всего артикуляционного аппарата в целом.

    Внедрение данного подхода в работу логопеда ДОУ требует дополнительной подготовки специалиста и пересмотра структуры занятий, однако, как показало исследование, эти затраты компенсируются значительным повышением результативности коррекционного процесса.

Выводы

1. Интеграция нейродинамического подхода в традиционную систему логопедической работы в ДОУ является научно обоснованным и высокоэффективным направлением коррекции стертой дизартрии у дошкольников.

2. Комплексное применение нейродинамических и традиционных приемов позволяет воздействовать на патогенетические механизмы речевого нарушения, что обеспечивает более устойчивые и полные результаты по сравнению с изолированным использованием только традиционных методик.

3. Доказано, что разработанная интегрированная модель способствует не только исправлению звукопроизношения, но и значительному улучшению артикуляционной моторики и просодической стороны речи, что в конечном итоге повышает уровень коммуникативной компетенции ребенка-дошкольника.

     Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке конкретных методических рекомендаций по интеграции нейродинамического подхода для разных возрастных групп ДОУ и для детей с сочетанной структурой дефекта.

Список литературы

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ, 2006. – 319 с.

2. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.

3. Новикова, Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения / Е.В. Новикова. – М.: Гном, 2020. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Поликультурный подход при организации работы в дошкольным учреждении" .

Поликультурное воспитание - это воспитание ребенка на культуре нарожов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры, его национальности....

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений п

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Мног...

Использование информационно-коммуникативных технологий как средство повышения эффективности логопедической работы в дошкольном учреждении

В данной статье мною рассматривается использование информационно-коммуникативных технологий в  дошкольных учреждениях как одну из эффективных способов повышения мотивации и реальной перспективы р...

Инновационные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очеви...

Медиативный подход в работе педагога дошкольного образовательного учреждения

Конфликтные ситуации — это неизбежная часть детства, поэтому невозможно предупредить и обезвредить все конфронтации. В ссорах со сверстниками дети учатся находить компромиссы, отстаивать свое мн...

Поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личн...

« ИКТ как средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении по ЗКР»

laquo; ИКТ как средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы."...