Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
консультация по логопедии (средняя группа)
Методика проведения артикуляционной гимнастики
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
«Язык — главная мышца органов речи», — отмечает логопед.
Чаще, звуки нарушаются у детей именно из-за того, что эта мышца не очень подвижная, слабая, плюс не умеет выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Есть специальный комплекс упражнений, чтобы Язык тренировать!
Называется «Артикуляционная гимнастика» или просто «Гимнастика для языка».
Деткам в 3 годика — поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.
Дети в 4, 5 и далее — смогут с её помощью преодолеть уже сложившиеся нарушения речи.
С такими упражнениями дети справляются на занятиях, начиная с 4 лет.
Названия каждого задания условные, для того, чтобы дети легко его запомнили, и им было интересно подражать героям стихотворений (например – Лягушка, Дятел).
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
- Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Родитель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:
- точность движения, плавность,
- темп выполнения,
- устойчивость,
- переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
На каждое упражнение даётся дробная инструкция, например: «улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами и т.д.» Проверять выполнение ребёнком упражнения следует также поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Отработка каждого упражнения на занятиях идет в следующей последовательности:
- рассказ об упражнении с использованием занимательных приемов;
- показ упражнения ребёнку самим взрослым (логопедом или дома родителями);
- выполнение упражнения ребёнком перед зеркалом;
- контроль выполнения задания и коррекция неточностей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?"
Представлены:1. Консультация для педагогов:Теоретическая часть:· Понятие «Артикуляционная гимнастика» и ее виды.· Зачем нужна артикуляционная гимнастика?· Как проводить артикуля...

"Зачем нужна АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА"
Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....

Консультация для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика?"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ЗАЧЕМ НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?»Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точност...

"Зачем нужна артикуляционная гимнастика"
"Зачем нужна артикуляционная гимнастика"Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речимогут привести к плохой успеваемости в школе. Необычность этой ч...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика, и как её выполнять правильно!
Зачем нужна артикуляционная гимнастика. Полезные советы для родителей о проведении артикуляционной гимнастики с детьми....

Зачем нужна артикуляционная гимнастика
В данной презентации Вы найдете основыне артикуляционные упражнения, которыми должны овладеть дети в процессе коррекционно-развивающей работы. Данные упражнения позволяют:а) подготовить артикуляционны...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика
В данной презентации вы познакомитесь с основынми упражнениями, которыми должны овладеть дети в процессе коррекционно-логопедической работы....
