Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш] с использованием ИКТ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Матвеева Екатерина Кирилловна

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формирование кинестетического образа звука [Ш] (ощущения положения органов артикуляции)

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука [Ш].

Коррекционно-развивающие:

- развитие правильного артикуляционного уклада;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие фонематического анализа;

- развитие мелкой моторики. 

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самоконтроля;

Оборудование: игрушка би-ба-бо «Лягушка-болтушка», шарики «Су-Джок», интерактивный стол, микрофон, программное обеспечение «Мерсибо» Логомер-2, картинка «Помоги змейке добраться до домика», фишки разных цветов, игра «Покорми Ам-няма» + «конфетки» к ней с картинками (шапка, шарф, шуба, шахматы, кошка, машина, камыши, шкаф)

 

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernyy_hod_zanyatiya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный ход занятия

Действия и слова учителя логопеда

Предполагаемые действия и ответы ребенка

  1. Организационный момент

Логопед:

- Вчера я получила письмо. Послушай, что в нем написано:

Здравствуйте! Помогите!

Меня зовут Лягушка-болтушка, но я совсем не умею выговаривать звук [Ш]. На болоте, когда меня спрашивают, как меня зовут, я говорю Лягушка-болтушка, а получается Лягуфка-болтуфка. Помогите мне пожалуйста, научите меня произносить звук [Ш] правильно!

Поможем Лягушке? Будем учиться шипеть вместе с ней?

Логопед:

- Хорошо, тогда давай пригласим Лягушку к нам в гости. (Логопед надевает игрушку на руку).
Лягушка:

- Здравствуйте! Спасибо, что пригласили меня в гости, я так рада, что научусь красиво произносить этот звук.

- Да, поможем!

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика с использованием ИКТ

Логопед:

- Давай расскажем лягушке сказку.

Логопед внимательно следит за правильностью выполнения упражнений, контролируя ребенка, при необходимости обращая внимание ребенка на положение органов артикуляции.

Логопед:

- Жила – была на болоте лягушка. Утром лягушка проснулась, улыбнулась (упражнение «Улыбка») и выглянула в окошко («упражнение «Окошко»), чтобы посмотреть, какая погода, светит ли солнышко, дует ли ветер. За забором (упражнение «Заборчик») она увидела свою подружку Соседку-лягушку и пригласила ее к себе в гости. Лягушка угостила подружку блинчиками (упражнение «Блинчик») с вкусным малиновым вареньем (упражнение «Варенье») и налила в чашки (упражнение «Чашечка») очень горячий чай  (дуем в «Чашечку»). Решили подружки – лягушки попрыгать в лесу. Вдруг они услышали, как по лесу скачет лошадка (упражнение «Лошадка»). Испугались лягушки  и спрятались за грибок (упражнение «Грибок»). Так и вернулись две подружки-лягушки домой целые и невредимые.

Логопед:

- Лягушка, а ты летала когда-нибудь на вертолете?

Лягушка:

- Нет, никогда не летала.

Логопед (ребенку):

- Давай пригласим лягушку сегодня полетать с нами на вертолете?

Логопед включает микрофон и передает его ребенку.

Логопед следит за продолжительностью и интенсивностью выдоха, напоминает ребенку дуть плавно, не раздувая щеки.

Логопед:

- Какие же вы с лягушкой молодцы! Каждый из вас получает по фишке.

- Лягушка, мы приглашаем тебя полетать с нами на вертолете, садись рядом.

 Ребенок дует в микрофон до тех пор, пока не «взлетит» вертолет.

  1. Постановка звука [Ш]

Постановка звука [Ш] по подражанию:

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть через рот. Должен получиться звук [Ш].

Постановка звука [Ш] от звука [Т]:

Несколько раз произносить звук [Т] с интервалом в 2-3 сек, затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [Т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [Т] к звуку [Ш]: т-т-т-тшшшш. В дальнейшем шипение  удлиняется и освобождается от предшествующего  звука [Т].

Логопед:

- Какие молодцы! Так стараетесь! (Ребенок и Лягушка получают по фишке).

Ребенок выполняет инструкции педагога.

  1. Закрепление изолированного звука.

Логопед:

- Давайте пошипим, так как шипит змейка!

Логопед:

- Какие молодцы! Посмотрите на картинку, змейка совсем заблудилась и не может найти свой домик, поможем ей? Покажем дорогу к домику?

Ребенок и Лягушка выполняют действие.

- Да!

Ребенок ведет пальчиком по «лабиринту», произнося изолированно звук [Ш]

  1. Развитие мелкой моторики

Лягушка:

- Я принесла для тебя вот такой шарик (Су-Джок). Посмотри, какой он колючий! Я люблю играть с ним, давай поиграем вместе?

Этот мячик не простой

Колючий и твердый такой!

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И сожму его немножко

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний крюк –

Мяч летает между рук!

- Да!

Ребенок повторяет слова за логопедом и выполняет движения, согласно тексту.

  1. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.

Логопед:

- А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его – хлопай в ладоши:

М-Ш-К-Ш-Р-Ш-Г-Ц-Б-Ш-С-Ш

Логопед:

 - У вас очень внимательные ушки, возьмите еще по фишке, молодцы!

Игра «Покорми Ам-Няма».

Слова: шапка, шарф, шуба, шахматы, кошка, машина, камыши, шкаф.

За каждое правильно выполненное задание ребенок и Лягушка получают по фишке. Лягушка благодарит ребенка за помощь и уходит.

Ребенок хлопает в ладоши на звук [Ш]

Ребенок и Лягушка по очереди делят слова на части, опускают «конфетку» в соответствующую прорезь».

-Шап-ка (хлопает). В слове шапка две части.

Из всех фишек, которые получили на занятии ребенок и Лягушка строят гусеницу.

У ребенка гусеница оказывается на одну фишку длиннее, он объявляется победителем.

  1. Итог занятия

Логопед:

- Молодец! Сегодня на занятии ты очень старался! Что мы учились сегодня делать? Кому помогли?

Логопед:

- Кому мы еще помогли?

Логопед:

- Мне очень понравилось, как ты сегодня занимался, ты был внимательным и старательным. Выбирай наклейку и приклей ее в свою тетрадь.

- Мы учились шипеть и помогли научиться произносить звук [Ш] Лягушке.

- Мы помогли змейке найти домик.

Ребенок приклеивает понравившуюся наклейку в свою тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...

Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука "Р"

Тема: звук "р".Цель занятия: постановка звука "Р".Задачи:- развитие артикуляционной моторики;- развитие фонематического восприятия;- развитие зрительно пространственных представлен...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»

ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической по­мощью и по...

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука на тему: "Овощи. Звук и бука [С]"

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука на тему: "Овощи. Звук и бука [С]"...