Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в коррекционно - образовательном процессе. Коррекционный час.
материал по логопедии

Коррекционный час нужен для развития познавательной деятельности, речи, а также закрепления навыков и умений, связанных с усвоением коррекционно-развивающей программы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно – образовательном процессе. Коррекционный час.

         Дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях дошкольного учреждения.

Одной из форм взаимодействия учителя -логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР, является проведение воспитателем в вечернее время коррекционного часа.

Целью коррекционного часа является коррекция речевых нарушений через развитие речевых и неречевых психических функций.

Какие же задачи можно выделить при проведении коррекционного часа?

Задачи:

  • закрепление, уточнение и активизация лексического материала по изучаемой лексической теме;
  • закрепление сформированных учителем - логопедом грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической форм связной речи;
  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • отработка артикуляционных и дыхательных упражнений;
  • закрепление и автоматизация произношения поставленных учителем - логопедом звуков;
  • автоматизация навыков дифференциации звуков;
  • работа по закреплению правильной слоговой структуры слова;
  • закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
  • подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.

Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью закрепления или отработки трудноподающихся коррекции звеньев речи ребенка с ТНР. При ведущей роли учителя -логопеда в коррекционном процессе по преодолению речевых недостатков у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, при проведении коррекционного часа тесно связаны с задачами учителя - логопеда.

В своей коррекционной работе мы используем следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного развития и обучения, деятельностно-ориентированные (проектные, информационные, игровые).

Здоровьесберегающая деятельность направлена на нормализацию состояния нервной системы детей, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторик, нормализацию речевой деятельности, профилактику нарушений зрения, осанки. Для этого мы используем следующие формы работы: арттерапевтические технологии, динамические паузы во время занятий с речевым, музыкальным сопровождением, с предметами и без предметов, логоритмику, дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, гимнастику для глаз. В своей работе используем игротренинги, что позволяет сохранять положительный настрой, поддерживает интерес к процессу деятельности и к её результатам. При организации работы с детьми предусматриваем необходимое количество динамических пауз, чередование и смену различных видов деятельности. Особый интерес вызывает у детей выполнение дыхательной гимнастики, речевых упражнений, динамических пауз, логоритмики.

Современное образование невозможно представить без применения информационных и компьютерных технологий. В своей работе с детьми мы используем компьютерные игры: «Лучшая азбука в стране букв» (для изучения букв), «АБВГДейка - веселая викторина» (изучение алфавита, счета, знакомство с окружающим миром в увлекательной, игровой форме интересной для дошкольника), «Азбука Кирилла и Мефодия» (ознакомление с буквами), «Учимся говорить правильно» (в ходе игры у ребёнка формируется правильное произношение, увеличивается словарный запас, развивается связная речь, логическое мышление, зрительная и слуховая память, сообразительность), «Развитие зрительного восприятия», «Игры для Тигры», «Звуковой калейдоскоп». Анализ деятельности детей на занятиях с применением ИКТ свидетельствует об их активном включении в процесс, заинтересованности в конечном результате выполняемых упражнений, лучшему усвоению материала.

Особые требования при подготовке к коррекционному часу

Что должен знать воспитатель?

Воспитатель:

  • Должен четко представлять уровень общего и речевого развития детей и их возможности на данный период.
  • Знать коррекционные задачи и технологии их решения.
  • Выстраивать работу на интересном материале и в игровой форме.
  • Работать во взаимосвязи со всеми участниками единого коррекционного процесса.
  • Вносить коррекционное занятие в план работы, помнить, что оно должно быть многоструктурным: включать части на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, развитие психических процессов, мимики, речевого дыхания, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое и связной речи.
  • Помнить, что отбор речевого материала делается с учетом тематики логопедических занятий.
  • Использовать разнообразный дидактический материал, повышающий интерес у детей и способствующий их развитию.
  • Использовать речевой материал на закрепление в других видах образовательной деятельности и в режимных моментах.

Структура коррекционного часа:

Коррекционный час имеет структуру, которой нужно придерживаться в коррекционной работе с детьми.

Первая часть: организационная.

Она включает в себя подвижные игры малой подвижности, психогимнастику, упражнения на координацию речи с движением, пальчиковую гимнастика.

Вторая часть: Совместная деятельность со всеми детьми по развитию речи.

Количество заданий логопеда для фронтальной работы зависит от предполагаемого объема работы над данным заданием. Например, логопед может запланировать несколько дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий или одно задание на формирование связной речи (составление рассказа по серии сюжетных картин, рассказа - описания, пересказа)

Так же формирование связной речи можно проводить в форме различных игр (настольно-печатных, дидактических, игр-драматизаций, с использованием различного вида театров: пальчиковых, настольных, теневых и т.д.)

Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

Третья часть: Индивидуальная работа

Примерно 50-70% времени необходимо отводить на индивидуальную работу с детьми. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед прописал в специальной тетради взаимосвязи. На индивидуальную работу отбирается речевой материал для каждого ребёнка.

Какие же задания подбирает учитель - логопед для индивидуальной работы? Большинство — это материал по автоматизации звуков (речевой материал, различные игры, упражнения) Но также логопед может прописать задание по закреплению или формированию лексико – грамматических категорий и задания по развитию связной речи.

При организации коррекционного часа, воспитатель должен грамотно построить самостоятельную деятельность других детей в группе, чтобы ребята не мешали коррекционной работе.

После проведения коррекционного часа, воспитатель в тетради пишет краткий учет работы, отмечает, кому из детей и что не удалось, чтобы, по возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.

Как любое занятие, коррекционный час проводится по строго определенным, для каждого возраста детей временным параметрам и не должен превышать 30мин

Успех коррекционно – логопедической работы с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с ТНР во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя- логопеда и воспитателя.

         Только при тесном сотрудничестве и единстве требований возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития.

Вывод: использование современных образовательных технологий, новых подходов, эффективных форм, методов, приёмов, умелое сочетание их с традиционными формами работы повышает качество коррекционного часа, способствует успешному исправлению речевых недостатков детей, позволяет полноценно подготовить ребёнка к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов старших дошкольников

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению?         Этот вопрос волнует...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционной работы.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе  коррекционной работы....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей в коррекционно- развивающем процессе

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяет­ся имеющимися у каждого такого дошкольника- речевыми недостатками;- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с р...

БТ Проект «Оптимизация процесса взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при реализации индивидуальной коррекционной работы с обучающимися с ТНР в группе компенсирующей направленности МКДОУ «Детский сад № 24»

Реализованный проект с использованием инструментов бережливого управления позволил стандартизировать и визуализировать процесс взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при реализации индивид...