Сообщение из опыта работы "Применение игр краеведческого содержания в коррекционной работе в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя и примеры практики"
статья по логопедии (старшая группа)
Применение игр краеведческого содержания как средство развития связной речи у детей с ТНР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 137.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
"Применение игр краеведческого содержания в коррекционной работе в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
и примеры практики"
В своей практике я активно использую игры краеведческого содержания как средство развития связной речи у детей с ТНР. Работа в этом направлении позволяет не только решать коррекционные задачи, но и расширять кругозор детей, формировать интерес к родному краю, его истории и культуре. Такой подход способствует более естественному развитию речи через содержание, которое близко детям, вызывает интерес и эмоциональный отклик.
Одна из наиболее успешных разработок — авторская игра «Что изменилось?», основанная на сравнение старых и современных фотографий знаковых мест города Елец. Дети учатся выделять изменения, формулировать логические выводы, строить описательные высказывания. Эта работа помогает развивать наблюдательность, речевое планирование и навыки повествования, а за счёт краеведческого контекста — вызывает интерес к истории родного города.
Для детей дошкольного возраста я использую игру «Путешествие по родному городу» — с помощью схемы маршрута они описывают здания, памятники, улицы и дворы. Такой формат укрепляет знание пространственных понятий, способствует закреплению грамматических конструкций (например, «Это дом около парка»), формирует связную речь в позитивной игровой форме.
Еще одна разработка — «Угадай место». На основе описаний дети определяют, какой объект города или памятник скрыт за словами: «Это самое высокое здание в центре, его видно издали, у него большие золотые
купола». Такой дидактический материал стимулирует развитие навыков диагностического и описательного мышления, расширяет активный словарь, учит правильно подбирать слова и строить логические связи.
Для развития диалогической речи применяется «Живая карта»: дети размещают миниатюрные изображения зданий, памятников на макете города и объясняют их расположение, используя предлоги «возле», «напротив», «между». Это упражнение способствует закреплению употребления пространственных предлогов и усвоению лексики, связанной с ориентированием в пространстве.
Эффективность такого подхода:
- увеличивается активный словарный запас, появляются новые слова и устойчивые выражения;
- растет речевая активность в диалогах и монологических высказываниях;
- улучшается связность, логичность и последовательность высказываний;
- дети уверенно выражают свои мысли, демонстрируют интерес к истории родного края.
Таким образом, интеграция краеведческих игр в коррекционную работу создает условия для более эффективного развития речи через содержание, вызывающее эмоциональный отклик и любопытство. В тесном взаимодействии с воспитателями подобный подход помогает не только решать коррекционные задачи, но и формировать познавательную активность, интерес к окружающему миру и патриотические чувства у дошкольников.
Всем желаю интересных занятий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности ИКТ в процессе взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников ДОУ»
В данной статье рассматриваются аспекты консультативного направления в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ посредством интернет-технологий....

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями
Разработаны задания и упражнения по лексическим темам для закрепления материала в старшей логопедической группе ДОУ на логопедическом часе для воспитателей с апреля....

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями
Еженедельная совместная работа...

Консультация для воспитателей Рекомендации по работе с «Тетрадью взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей»
Консультация для воспитателей Рекомендации по работе с «Тетрадью взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей»...

БТ Проект «Оптимизация процесса взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при реализации индивидуальной коррекционной работы с обучающимися с ТНР в группе компенсирующей направленности МКДОУ «Детский сад № 24»
Реализованный проект с использованием инструментов бережливого управления позволил стандартизировать и визуализировать процесс взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при реализации индивид...

"Дорожная карта" реализации проекта по бережливым технологиям "Оптимизация процесса взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы"
Бережливые технологии в ДОУ...

Презентация педагогического опыта на Городской конференции "Развитие начал технического образования у детей с ОВЗ путём внедрения STEM - технологий в образовательный процесс. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.
Использование STEM – технологий позволяет разнообразить и обогатить образовательный процесс обучения грамоте. В целях преемственности и сетевого взаимодействия на этапах дошкольного и ...

