Консультация для родителей. «Игровые приемы фонематического восприятия для дошкольников. Развиваем слух и готовимся к школе!»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная консультация поможет родителям в игровой форме развивать фонематическое восприятие у своих детей дома и подготовить их к школьному обучению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Игровые приемы фонематического восприятия для дошкольников.
Развиваем слух и готовимся к школе!»
Подготовила: учитель-логопед Подлесная И.Н.
Мы часто говорим о важности правильного звукопроизношения у детей, о красивой и связной речи. Но есть один фундаментальный аспект речевого развития, который не всегда на слуху, хотя является краеугольным камнем для будущего успешного обучения чтению и письму. Речь идет о фонематическом восприятии.
Как учитель-логопед, я хочу рассказать вам, что это такое, почему это так важно и как вы можете в игровой форме развивать эту ценнейшую способность у своих детей дома.
Что такое фонематическое восприятие?
Простыми словами, фонематическое восприятие – это способность человека слышать, различать и узнавать звуки родного языка (фонемы), понимать их значение и определять их место в слове. Это не просто слух как таковой, а речевой слух, позволяющий ребенку отличать один звук от другого (например, "с" от "з", "ш" от "ж", "р" от "л"), выделять звуки из потока речи и понимать, из каких звуков состоит слово.
Представьте, что слова – это конструктор, состоящий из отдельных "кирпичиков" – звуков. Чтобы правильно собрать слово (т.е. произнести), а затем прочитать и написать его, нужно четко слышать каждый такой "кирпичик" и понимать его место.
Почему фонематическое восприятие так важно?
1. Основа для правильного звукопроизношения. Если ребенок не различает на слух похожие звуки (например, "с" и "ш"), он не сможет правильно их произносить. Он будет путать их и в своей речи.
2. Ключ к успешному освоению чтения. Ребенок, у которого хорошо развито фонематическое восприятие, легко выделяет звуки в слове, соотносит их с буквами и быстрее учится читать. Он не будет путать буквы, которые обозначают похожие звуки.
3. Залог грамотного письма: Если ребенок не слышит, какой звук в слове, он, скорее всего, пропустит его на письме, заменит другой буквой или напишет слово с ошибкой. Например, путаница "б" и "п" на слух приводит к ошибкам типа "балка" вместо "палка".
4. Развитие общей речевой культуры. Хорошо развитое фонематическое восприятие способствует более богатому словарному запасу и четкой, выразительной речи.
Без развитого фонематического восприятия процесс обучения чтению и письму может стать настоящим испытанием для ребенка, вызывая трудности, разочарование и, как следствие, снижение мотивации к учебе.
Как развивать фонематическое восприятие дома? Простые игры для каждого дня!
Самый эффективный способ развития фонематического восприятия у дошкольников – это игра. Дети любят играть, и в процессе игры они незаметно для себя осваивают сложные речевые навыки. Помните: играть нужно регулярно, но недолго (5-10 минут), чтобы не утомить ребенка.
I. Игры на развитие слухового внимания (предшественники фонематического восприятия).
Эти игры учат ребенка прислушиваться к неречевым звукам, что формирует базу для восприятия речи.
1. "Что звучит?". Ход игры. Закройте глаза и послушайте звуки вокруг (шум воды, тиканье часов, скрип двери, пение птиц, гудок машины). Попросите ребенка угадать, что это было.
2. "Где звенит/стучит?". Ход игры. Попросите ребенка закрыть глаза, а сами позвените колокольчиком или постучите ложкой в разных местах комнаты. Ребенок должен указать направление звука.
3. "Тихо-громко". Ход игры. Вы хлопаете в ладоши то тихо, то громко, а ребенок имитирует, например, как идет мышка (тихо) или слон (громко).
II. Игры на различение неречевых звуков, похожих на речевые.
1. "Угадай, кто сказал?" Ход игры. Включите звуки животных (корова "му-у", кошка "мяу", собака "гав-гав"). Ребенок должен угадать, кто издал звук.
2. "Услышь, как гудит" Ход игры. Имитируйте звуки транспорта (машина "би-би", поезд "чух-чух", самолет "у-у-у"). Ребенок угадывает и повторяет.
III. Игры на различение речевых звуков (фонем).
Это основной блок игр, направленный непосредственно на фонематическое восприятие.
1. "Повтори за мной". Ход игры. Произносите ряды слогов, меняя гласные или согласные:
• А-О-У-И
• ТА-ДА-ТА
• СА-ША-СА
• РУ-ЛУ-РУ
• ЗВОН-ЗВОН-ЗВОН
Ребенок должен повторить точно, как вы.
2. "Какой звук лишний?" Ход игры. Произносите ряд слогов, один из которых отличается:
• СА-СА-ША-СА (лишний "ша")
• ЛА-ЛА-РА-ЛА (лишний "ра")
3. "Услышь разницу". Ход игры. Произносите слова-паронимы (похожие по звучанию, но разные по смыслу), ребенок должен сказать, одинаковые они или разные:
• Дом – Том
• Коса – коза
• Мышка – мишка
• Бочка – почка
4. "Поймай звук". Ход игры. Договоритесь с ребенком, какой звук вы будете "ловить" (например, звук "С"). Вы произносите слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово со звуком "С" (санки, шуба, стол, суп, дом).
5. "Магазин звуков". Ход игры. Выберите один звук (например, "М"). Предложите ребенку найти в комнате предметы, в названии которых есть этот звук (машина, мяч, мишка, мама – если она рядом).
IV. Игры на определение места звука в слове.
1. "Где спрятался звук?". Ход игры. Выберите звук (например, "Ш"). Нарисуйте или покажите три окошка (начало, середина, конец слова). Произносите слова, а ребенок должен определить, где "спрятался" звук (шапка – в начале, кошка – в середине, карандаш – в конце).
2. "Звуковая цепочка". Ход игры. Назовите слово (например, "ЛИСА"). Попросите ребенка назвать слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова (ЛИСА – АРБУЗ – ЗОНТ – ТЫКВА).
Несколько важных советов родителям.
• Будьте образцом: говорите четко, выразительно, не торопитесь, избегайте "сюсюканья".
• Играйте без принуждения: если ребенок устал или не хочет играть, отложите игру на другое время. Главное – интерес и позитивные эмоции.
• Хвалите за старания: поощряйте ребенка даже за небольшие успехи. "Молодец, ты почти угадал!"
• Используйте наглядность: картинки, игрушки, реальные предметы делают игры более понятными и интересными.
• Не исправляйте произношение во время этих игр: цель этих игр – научить ребенка слышать звуки, а не правильно их произносить. Ошибки в произношении будут корректироваться отдельно.
• Читайте вместе: чтение книг обогащает словарный запас и косвенно развивает фонематическое восприятие. Обсуждайте, какие слова услышали, с какого звука они начинаются.
Помните, что каждый родитель – первый и самый важный учитель для своего ребенка. Ваша любовь, внимание и участие – лучший стимул для его всестороннего развития. Развивая фонематическое восприятие в игре, вы не только помогаете ребенку говорить правильно, но и закладываете прочный фундамент для его успешной учебы в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников»
Данная консультация поможет воспитателям с помощью игровых приемов развить фонематическое восприятие у дошкольников...
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников».
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети мног...

Консультация для родителей "Правила формирования фонематического восприятия у детей с ТНР"
Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение грамотного пись...

Работа по самообразованию "Игровые приёмы фонематического восприятия у дошкольников"
Работа по самообразованию воспитателя МДОУ «Детский сад № 4 «Родничок» Спицыной Е.А.2016-2017 учебный год «Игровые приемы фонематич...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?»...

Консультация для родителей «Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников»
Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи. Предла...

Консультация для родителей. «Игровые приемы для развития речи дошкольников»
Консультация для родителей в подготовительной группе....
