семинар
методическая разработка по логопедии

Власова Т.С.

выступление на методическом семинаре Усовские педагогические чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upch.docx288.85 КБ
Файл buklet.docx461.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 456 г. Челябинска»

(МБДОУ «ДС № 456 г. Челябинска»)

Выступление на методическом семинаре

Усовские педагогические чтения

на тему: "Дыхательная гимнастика - важный инструмент в работе учителя-логопеда"

Подготовил(и):

учитель-логопед Власова Т.С.

учитель-логопед Варгалюк Т.З.

2025, Челябинск

Одной из причин нарушения речи является неправильное дыхание. Слабый или прерывистый вдох и выдох, нерациональное распределение воздуха приводит к тому, что ребенок "захлебывается" словами, произносит их не полностью, слишком громко или слишком тихо, непонятно для окружающих. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используется специальный комплекс упражнений – дыхательная гимнастика.

Дыхательной гимнастикой называется система упражнений, которая включает в себя с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, продолжительности. Ее цель – укрепить органы дыхания, насытить клетки организма кислородом, предотвратить заболевания, возникающие в результате гипоксии. Дыхательная гимнастика также благотворно влияет на психику, успокаивает и расслабляет нервную систему.

Для чего дыхательные упражнения используются в логопедии?

В логопедии эта методика используется для формирования правильного речевого дыхания ребенка, необходимого для правильного звукопроизношения, звукообразования и голоса. Без этого невозможно соблюдать паузу в речи, выдерживать определенный объем речи, говорить плавно и с выразительной интонацией.

Дыхательная гимнастика в логопедии в основном ориентирована на детей дошкольного возраста. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает основу для правильного развития звукопроизношения и речи в целом. Также в логопедии дыхательная гимнастика используется для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.

Чтобы избежать гипервентиляции легких (головокружения), дыхательные упражнения рекомендуется выполнять в течение 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях удобно сочетать их с другими методиками, такими как: артикуляционная гимнастика, логопедическая ритмика, логопедический массаж.

Нарушения речевого дыхания

С помощью серии дыхательных упражнений логопеды чаще всего исправляют следующие нарушения:

  • Слабые вдохи и выдохи, приводящие к тихой и почти не различимой речи. Это расстройство обычно встречается у физически слабых, застенчивых, робких детей.
  • Неравномерное и неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха уже при произнесении первых слов или даже слогов. Конец фразы или слова «проглатывается» или произносится шепотом.
  • Неспособность правильно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
  • «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
  • Неравномерный объем и громкость речи, возникающие из-за резкого толчкообразного выдоха.

Как нужно выполнять дыхательные упражнения?

До начала и во время выполнения речевых дыхательных упражнений рекомендуется:

  • Вытереть в помещении для логопедических занятий пыль, тщательно проветрить его.
  • Составить оптимальную программу гимнастики и придерживаться ее. Нужно следить за количеством и темпом выполнения упражнений. На гимнастику должно отводиться не более 5-7 минут. В начале обучения выполняется одно упражнение, на следующем занятии добавляется еще одно и так далее. Каждое упражнение повторяют не больше 3-4 раз, иначе у ребенка может начаться головокружение.
  • Гимнастику проводят натощак или хотя бы через час после еды. Если ребенок заболел, плохо себя чувствует, занятия следует отложить.
  • Упражнения выполняют в свободной, не стесняющей движений одежде.
  • Логопед следит, чтобы в процессе гимнастики у ребенка не напрягались мышцы шеи, рук, груди. При вдохе не должны подниматься плечи, при выдохе – надуваться щеки.
  • Технику дыхательных упражнений лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Ребенка учат бесшумно вдыхать через нос и рот, выдыхать через рот, не задерживать дыхание, сохранять небольшой запас воздуха в легких, дышать без толчков и судорожности. После отработки этих навыков можно переходить к выполнению гимнастики сидя, стоя. Затем подключаются упражнения в движении.
  • Гимнастику проводят до тех пор, пока техника правильного речевого дыхания не будет отработана до автоматизма.

Какие дыхательные упражнения помогают логопеду в коррекционной работе

Упражнения для развития сильного продолжительного выдоха

Все упражнения дыхательной гимнастики в логопедии основаны на вдохе-выдохе и задержке дыхания. Чтобы детям было интересно и увлекательно их выполнять, специалисты вводят в занятия игровые элементы. Примерами таких упражнений являются:

  • «Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».
  • «Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
  • «Кто/что на картинке?». На небольшую картинку с изображением предмета или персонажа с одной стороны наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу. Ребенок дует на бахрому, чтобы увидеть, кто или что спрятано за ней.
  • «Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
  • «Дудочка». Подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.
  • «Фокус». Для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ребенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный аппараты готовятся к произнесению звука [р] и звука [ш].
  • «Свеча». Зажигают свечу и просят ребенка дуть на нее медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только отклонялось в разные стороны.
  • «Деревья». Это упражнение похоже на упражнение «Кто/что на картинке?». На карточке рисуют ствол и ветки дерева, а крону делают из гофрированной бумаги. На нее нужно дуть, чтобы листья «опали».
  • «Греем руки». Ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление выдоха.Это же упражнение используют дляпостановки шипящих и свистящих звуков. При правильном произнесении звука [с] ребенок должен чувствовать ладошкой холодный «ветерок». А если произнести звук [ш] «ветерок» становится теплым, ладони согреваются.
  • «Листопад». Нужно подготовить «реквизит» — собрать на прогулке желтые и красные осенние листочки или вырезать их заменители из цветной бумаги. А затем можно устроить настоящий листопад — разложить заготовки на столе и активно их сдувать. Зимой листья можно заменить вырезанными из бумаги снежинками — получится снегопад.

Важно следить, чтобы при выполнении этих игровых упражнений выдохи были плавными, долгими. Задачу можно постепенно усложнять — увеличивать расстояние между лицом малыша и листочком, снежинкой или корабликом, на который он дует.

Упражнения для отработки диафрагмального выдоха

Упражнение выполняется в положении лежа. Малыш лежит на спине, а его рука или любимая игрушка располагается на животе (в области диафрагмы). Задача ребенка — сделать так, чтобы живот хорошо дышал. Такое упражнение выполняется без усилий и не дольше 2-3 минут — чтобы не допустить гипервентиляции.

Упражнения для нормализации речевого дыхания

Упражнения выполняются на выдохе — его делают плавно и долго.

  • «Озвученный выдох». Произнести отдельные согласные и гласные звуки.
  • «Пропавшие звуки». Взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки. Задача малыша — понять, что именно говорит взрослый, и озвучить.
  • «Считалочка». Ребенок делает полный вдох, а на выдохе считает — например, от одного до пяти. Потом можно повторить упражнение, но считать уже в обратном порядке.

Упражнения для формирования правильного произношения

Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя.

Например:

  • Змея шипит: «Ш-ш-ш».
  • Паровоз сигналит: «Ту-ту!».
  • Ребенок плачет; «А-а-а!».
  • Воздушный шарик сдувается: «Ф-ф-ф».
  • Осенний дождик стучит по крыше: «Кап-кап-кап».

Занятие пройдет намного веселее, если использовать в упражнениях игрушки. Такими помощниками могут быть:

  • мячики из пластика, дерева или пенопласта,
  • мельницы для песка или воды;
  • вертушки и т. д.

Практическая часть

Мастер-класс по изготовлению дыхательного тренажера

C:\Users\123\Downloads\



Предварительный просмотр:

Нарушения речевого дыхания

С помощью серии дыхательных упражнений логопеды чаще всего исправляют следующие нарушения:

  • Слабые вдохи и выдохи, приводящие к тихой и почти не различимой речи. Это расстройство обычно встречается у физически слабых, застенчивых, робких детей.
  • Неравномерное и неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха уже при произнесении первых слов или даже слогов. Конец фразы или слова «проглатывается» или произносится шепотом.
  • Неспособность правильно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
  • «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
  • Неравномерный объем и громкость речи, возникающие из-за резкого толчкообразного выдоха.

C:\Users\123\Downloads\

C:\Users\123\Downloads\

Дыхательная гимнастика помогает укрепить органы дыхания, насытить клетки организма кислородом, предотвратить заболевания, возникающие в результате гипоксии, а также благотворно влияет на психику, успокаивает и расслабляет нервную систему.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 456 г. Челябинска»

(МБДОУ «ДС № 456 г. Челябинска»)

C:\Users\123\Downloads\

"Дыхательная гимнастика - важный инструмент в работе учителя-логопеда"

Подготовил(и):

учитель-логопед Власова Т.С.

учитель-логопед Варгалюк Т.З.

2025, Челябинск

Упражнения для развития сильного продолжительного выдоха

  • «Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».
  • «Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
  • «Кто/что на картинке?». На небольшую картинку с изображением предмета или персонажа с одной стороны наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу. Ребенок дует на бахрому, чтобы увидеть, кто или что спрятано за ней.
  • «Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
  • «Дудочка». Подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.
  • «Фокус». Для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ребенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный аппараты готовятся к произнесению звука [р] и звука [ш].
  • «Свеча». Зажигают свечу и просят ребенка дуть на нее медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только отклонялось в разные стороны.

Picture background

Упражнения для отработки диафрагмального выдоха

Упражнение выполняется в положении лежа. Малыш лежит на спине, а его рука или любимая игрушка располагается на животе (в области диафрагмы).

Задача ребенка — сделать так, чтобы живот хорошо дышал. Такое упражнение выполняется без усилий и не дольше 2-3 минут — чтобы не допустить гипервентиляции.

Упражнения для нормализации речевого дыхания

Упражнения выполняются на выдохе — его делают плавно и долго.

  • «Озвученный выдох». Произнести отдельные согласные и гласные звуки.
  • «Пропавшие звуки». Взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки. Задача малыша — понять, что именно говорит взрослый, и озвучить.
  • «Считалочка». Ребенок делает полный вдох, а на выдохе считает — например, от одного до пяти. Потом можно повторить упражнение, но считать уже в обратном порядке.

Упражнения для формирования правильного произношения

Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя.

(Например: Змея шипит: «Ш-ш-ш», Паровоз сигналит: «Ту-ту!", Ребенок плачет; «А-а-а!»

C:\Users\123\Downloads\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...