«Как при помощи игр можно закрепить поставленный звук в речи»
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)

Роттер Марина Александровна

Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как при помощи игр можно закрепить поставленный звук в речи»

Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал.

«Кто дольше?»
Дети и родитель соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
«Кто больше?»
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога родитель  и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае взрослый оценивает его правильность и награждает участников.
«Научи Петрушку»
Взрослый  берет  куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка – ученика.
«Поедем на машине»
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. На листочке ребенок и родитель рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р] ( или ТР  ДР), ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути.

 Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета;  для [з] – комарика; для [ж] – жука и т.д.


«Повтори для мишки»
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Взрослый  подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.

«Пальчики здороваются»
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Взрослый следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.


«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы – это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.


«Говорящие руки»
Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Взрослый дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую – [а]. Давай попробуем! Взрослый берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – а, ш – а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.


«Ступеньки «                                                                                                                                                   Рисуются  ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

«Ромашка»
Рисуется  крупная ромашку, в центре которой пишется необходимая согласная букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

«Раз – шажок, два – другой…»
Ребенок стоит, руки на поясе. Взрослый предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

«Прокати мяч»
Взрослый предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца комнаты в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

«Телеграмма»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Взрослый, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша – са , ко – го, зу – жу – зу и др.

Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть использованы для домашней работы над закреплением правильного произношения звуков в слогах, словах и фразовой речи(автоматизации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей «Как закрепить поставленные звуки дома?»

Консультация учителя-логопеда для родителей«Как закрепить поставленные звуки дома?»...

Как закрепить поставленный звук в речи ребёнка

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве -  одно из основных условий нормального развития ребёнка и дальнейшего его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимод...

Как закрепить поставленные звуки дома?

Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того...

Как помочь ребенку быстрее закрепить трудный звук в речи (рекомендации родителям).

В материале перечислены подробные рекомендации родителям по контролю за поставленным логопедом звуком в свободной от занятий речи ребенка. Тактичный, доброжелательный тон, игровые приемы будут способс...

Консультация для родителей "Как закрепить поставленные звуки дома?"

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение звуков. Для достиже...

Как помочь ребенку закрепить поставленные звуки дома

Автоматизировать звук или закрепить его в речи - это значит ввести его в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь....

Как закрепить поставленный звук дома!

Как закрепить поставленный звук дома!...