Мастер-класс учителя-логопеда "Секреты учителя -логопеда на занятиях в ДОУ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
города Кропоткин Кавказского района
Конспект мастер-класса:
« секреты учителя-логопеда»
Составила: Шурховецкая И.А.
г. Кропоткин
Продолжительность мастер-класса: 30-40 мин
Цель: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.
Оборудование:
1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.
2. Подносы.
3. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Рыбки», «Бабочки», «Футбол», «Гусенички», «Ароматные цветочки».
4. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.
5. Мешочек с чистоговорками.
6. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.
7. Мозаика, шнуровки, бутылочки с крупой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
города Кропоткин Кавказского района
Конспект мастер-класса:на тему:
« Секреты учителя-логопеда на занятиях в ДОУ».
Составила: Шурховецкая И.А.
г. Кропоткин
Продолжительность мастер-класса: 30-40 мин
Цель: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.
Оборудование:
1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.
2. Подносы.
3. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Рыбки», «Бабочки», «Футбол», «Гусенички», «Ароматные цветочки».
4. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.
5. Мешочек с чистоговорками.
6. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.
7. Мозаика, шнуровки, бутылочки с крупой.
Ход мастер-класса:
- Организационный момент. (3 мин)
- Вводная часть (2 мин)
- Основная часть (20 мин):
- Артикуляционная гимнастика
- Развитие речевого дыхания
- Работа с дикцией
- Сенсорное развитие
- Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)
Конспект занятия «Простые секреты учителя-логопеда».
Организационный момент (3 минуты)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представлю для Вас мастер – класс, секреты учителя-логопеда, поделюсь с вами некоторыми своими методами и приемами обучения ребят, и сейчас проведём с вами игру для развития дыхания и укрепления мышц щек, и называется эта игра - «Поймай рыбку».
Участники по очереди (по 3 человека), по желанию выходят к подносу с бумажными рыбками берут в руки соломки-трубочки и выполняют упражнение на дыхание (через соломинку притягивают рыбку) и кладут рыбку в ведёрко.
– Коллеги, данное упражнение направлено на формирование речевого дыхания. Проводите данную игру с детьми, уверена что она им очень понравится.
Мой мастер-класс называется так «Простые секреты учителя-логопеда.»
Основная часть (20 минут)
Давайте представим обычную ситуацию, ученик приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ученик с речевой патологией.
И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы замотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, и убедить его, что правильное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?
В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания - это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.
Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в работе учителя-логопеда. А начнем мы с артикуляционной гимнастики, она для ребят должна быть всегда интересна, и легко выполнима. Мы с вами знаем, что АГ – это комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата, выполняя АГ ребёнок укрепляет мышцы губ и щёк, и конечно – языка, улучшается подвижность челюстей, и мягкого нёба, закрепляются умения удерживать язык и зубы в нужных позициях. Итак- сейчас мы с вами выполним несколько полезных упражнений , возьмите в руки зеркала установите их перед собой так, чтобы вам был виден ваш рот.
1 упражнение- «Трубочка»
Логопед предлагает детям стать музыкантами и поиграть на духовых инструментах. Для этого им нужно вытянуть губы вперед «хоботком» и подержать их в таком положении 10 секунд. Потом следует расслабить губы.
2 упражнение – «Окошко»
Логопед декламирует стихотворение:
Приоткройте рот немножко,
Губки сделайте «окошком».
Дети должны раздвинуть и слегка вытянуть вперед губы так, чтобы они приняли форму квадрата.
Зубки все в рядок стоят,
Все в окошечко глядят.
Дети удерживают губы в такой позиции до тех пор, пока логопед договорит стихотворение до конца. Затем расслабляют их.
3 упражнение- «Бублик»
Перед выполнением упражнения логопед просит детей отгадать загадку:
Маленькое, сдобное
Колесико съедобное.
Но его сама не съем.
А раздам ребятам всем.
Когда дети произнесут отгадку «бублик», воспитатель предлагает детям изобразить бублик губами. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой», а затем округлить их. При этом надо стараться держать их таким образом, чтобы были видны зубы (зубы должны быть сжатыми). В таком положении следует досчитать до 5 и расслабиться.
4 упражнение- «Иголочка»
Далее логопед предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.
5 упражнение- «Непослушный язычок»
Логопед предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.
Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.
6 упражнение- «Чистим зубы»
Логопед предлагает детям почистить зубки с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.
7 упражнение- «Парус»
Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.
Плывет кораблик по волнам,
Рвется парус к облакам.
К борту волны поднимаются,
И о кораблик разбиваются.
Логопед должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка. Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.
8 упражнение- «Котенок»
Логопед рассказывает стихотворение:
Котик любит молоко:
Лишь нальешь — слизнет он вмиг.
Лакает живо и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.
9 упражнение- «Шарик»
Логопед просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.
10 упражнение- «Барабанщик»
Цель: отработка звука [д].
Сначала логопед дает детям послушать звучание барабана и просит определить, какой музыкальный инструмент издает такие звуки. Обращает их внимание, что он звучит ритмично, в разном темпе. Можно продемонстрировать видео с изображением игры на барабане.
Теперь дети должны попробовать имитировать звучание барабана с помощью язычка. Им нужно улыбнуться, приоткрыть рот, а языком упереться в бугорки над верхними зубами. Губы и рот должны оставаться в таком положении до окончания выполнения упражнения.
По команде логопеда дети начинают постукивать язычком, произнося при этом звуки [д-д-д-д-д]. Сначала надо делать это медленно, а затем убыстрять темп (так чередуется несколько раз).
11 упражнение- «Парашют»
Логопед загадывает загадку:
Спрыгнул с вертолета вниз —
На цветке большом повис.
Как земли коснешься,
То цветок свернется.
Чтобы изобразить парашют детям нужно положить на кончик носа маленький шарик из ваты. Язык сложить в форме «чашечки», высунуть его вперед и прижать к верхней губе.
Задание игры — попытаться сдуть ватку с носа таким образом, чтобы она подлетела вверх, а затем опустилась на стол.
12 упражнение- «Комарик»
Логопед читает детям отрывок из сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха»:
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик.
И в руках его горит
Маленький фонарик.
Он напоминает детям, как выглядит комар, и просит вспомнить, какие звуки он издает. Чтобы правильно произнести этот звук, детям нужно открыть рот и растянуть губы в улыбке. Затем поднять язык за верхние зубы и длительно протяжно произнести звук [з]. Надо следить, чтобы рот все время был открыт. Если будет трудно удерживать его в таком положении, можно помочь себе пальцами.
А теперь попробуем творческий прием.
Используем дольку апельсина, бублик и сладкую соломку.
«Упражнения с соломинкой или деревянной палочкой»
1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.
2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.
4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.
«Упражнения с сушкой»
1."Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.
2. «Слоник»- на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.
3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.
Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.
«Упражнения с долькой апельсина»
1.Облизать языком колечко апельсина по кругу, в право-влево, вверх-вниз.
Развитие речевого дыхания.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- «Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.
- «Гусеничка» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на гусеницу так, чтобы она начала двигаться как живая. Повторите 3 раза.
- «Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.
- «Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.
- «Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.
- «Осьминожка» дуть, чтоб шевелились «щупальцы».
Работа с дикцией.
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
- «Вошебный мешочек» сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.
Шел гуськом гусак с гусаком,
Смотрит свысока гусак на гусака;
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Дятел, дятел - наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Развить ощущения, помогут следующие игры:
"Поймай киску"
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.
"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Звенящие бутылочки»
Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.
«Мозаика»
Собрать рисунок. Назвать цвета.
«Шнуровка»
Зашнуровать фетровых животных.
«Крабик»
Отстегнуть и пристегнуть круглые фигуры к пуговицам, назвать цвета.
Заключительная часть. Рефлексия. (5 минут)
Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Я старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих. Вы что-то нашли для себя полезное?
Далее вашему вниманию представляю видео коллаж из истории моих занятий (посмотрите на экран).
Мои занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них я должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!
По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс - Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию
В условиях работы логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, ведь родители кроме педагогических знаний, должны уметь использовать и применять специальные (кор...
Мастер-класс "Простые советы учителя-логопеда,формируем вместе звуки"
Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

презентация к мастер- классу «Организация работы учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста»
детский сад, детский сад, Вам сегодня очень рад !...

Мастер – класс Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».
Мастер класс от логопеда.тема: "Секреты учителя - логоопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

Мастер-класс по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы «Чудо-игры»
М.В.: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Пушкарева Марина Владимировна, я учитель-логопед МКДОУ № 4 г. Аши.А.Ю.: А я воспитатель логопедической группы Бахарева Алена Юрьевна.М.В.: Тема н...
Мастер - класс "Простые секреты учителя - логопеда. Формируем звуки вместе".
Мастер - класс для родителей днтей дошкольного возраста.Цель: Повышение компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми....

