«Развитие связной речи дошкольников посредством метода наглядного моделирования»
консультация по логопедии

Савенкова Анна Васильевна

Дети дошкольного возраста, а тем боле, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития децентрации (умения менять точку отсчета);
  • развития замыслов-идей будущего продукта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие связной речи дошкольников посредством метода наглядного моделирования»

Консультация для родителей и педагогов.


Дети дошкольного возраста, а тем боле, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития децентрации (умения менять точку отсчета);
  • развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Реализуя данную технологию,  поставлены следующие задачи:

– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать мелкую моторику у детей.

Вам предлагается практический материал по наглядному моделированию, в основу которого положена сказка В.Сутеева «Под грибом». Текст сказки используется при изучении различных тематических разделов: развитие связной речи, развитие грамматического строя речи, математики и логики, экологии, развитие мелкой и общей моторики.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Один из приемов работы – использование пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие “знак” (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Игры с использованием пиктограмм по сказке «Под грибом» В. Сутеева.

В игру входят пиктограммы с изображением:

слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

http://festival.1september.ru/articles/584551/img1.gif

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;

http://festival.1september.ru/articles/584551/img2.gif

слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;

http://festival.1september.ru/articles/584551/img3.gif

символов-предлогов:,: под, за, над, на, около, к;

http://festival.1september.ru/articles/584551/img4.gif

Картинки с реалистичными изображениями героев.

Варианты игр:

1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу.

  • В центре картинка с изображением героя сказки.
    Задание: соотнести пиктограмму и картинку.
  • В центре пиктограмма «Покажи».
    Задание: выбрать и показать только ту пиктограмму, которую назвал взрослый.
  • В центре одна из пиктограмм – действий.
    Задание: назвать и показать кто (что) идет (дождь, лиса);
    кто прыгает, и т.д.;
  • Аналогичные задания со словами – признаками.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img5.gif

Количество пиктограмм, их расположение, задания определяются по желанию педагога и зависят от уровня подготовленности ребенка.

2. Составить из пиктограмм пару.

  • Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению:
    «Солнце светит» или «Бабочка летает» или «Веселая лягушка»…
  • Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение.

3. Исправить ошибку.

  • Взрослый предлагает две пиктограммы “воробей” и “ползает”.
    Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.

4. Составить из пиктограмм произнесенную фразу.

  • «На грибе лягушка», «К грибу ползет муравей», «Над грибом летает бабочка» и т.д.

Придумывайте новые варианты игр. Творческих успехов!

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами.

На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Мы предлагаем вам свой вариант заместителей к сказке «Под грибом».

http://festival.1september.ru/articles/584551/img6.gif

Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Отработка приема происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми связями. В дальнейшем можно придумывать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители или разыгрывая бытовые сюжеты.

Данный прием моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.

Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
– пересказ или заучивание текста.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.

Работа  по сказке посредством использования мнемотехники.

1. Пересказать сказку.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img7.gif

2. Какие из символов подходят воробью, а какие зайцу?

http://festival.1september.ru/articles/584551/img8.gif

3. Рассказать, чем похожи лиса и заяц?

http://festival.1september.ru/articles/584551/img9.gif

4. Загадки:

Варианты заданий:

Отгадать загадку, выбрать отгадку;

Выучить загадку, используя мнемодорожку;

Придумать загадку, изобразить ее на дорожке

Длиннохвостые крошки боятся кошки

http://festival.1september.ru/articles/584551/img10.gif

5. Составление героями сказки описательного рассказа.

Пройти по мостику в лес, к грибку, рассказать о себе.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img11.gif

6. Заучивание стихов:

Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он, 
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил, чив, чил!
А.Барто

http://festival.1september.ru/articles/584551/img12.gif

Хитрый грибок

Хитрый маленький грибок
В круглой, красной шляпке.
Он не хочет в кузовок,
Он играет в прятки.
Притаился возле пня – 
Поиграть зовет меня!

http://festival.1september.ru/articles/584551/img13.gif

7. Образование родственных слов.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img14.gif

8. Согласование существительного и числительного.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img15.gif

9. Согласование в роде, числе и падеже.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img16.gif

Вижу кого,

(что)?

Пою о ком,

(о чем)?

 Подарю кому,

 (чему)?

Дружу с кем,

(с чем)?

http://festival.1september.ru/articles/584551/img17.gif

10. Образование глаголов.

Кто (что) из героев сказки:

http://festival.1september.ru/articles/584551/img18.gif

ползает

прыгает

 летает

 ходит

бегает

 растет

11. Образование сложных слов.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img19.gif

12. Образование притяжательных прилагательных.

Кого хотел сфотографировать муравей?

http://festival.1september.ru/articles/584551/img20.gif

13. Экология.

Зачеркнуть то, чего не бывает летом

http://festival.1september.ru/articles/584551/img21.gif

Что нельзя делать в лесу?

http://festival.1september.ru/articles/584551/img22.gif

Рассказать, как появляются бабочка и лягушка.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img23.gif

14. Математика. Логика.

Соотнести по величине грибы и героев сказки.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img24.gif

Решить веселые примеры.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img25.gif

15. Пальчиковая гимнастика.

Дождь идет сильней, сильней,
(кончики пальцев стучат по столу)

Под грибок встал муравей.
(поставить под ладошку указательный палец другой руки)

Место бабочке нашлось,
(взмах ладошек в стороны)
Потесниться лишь пришлось.
(два пальца под ладошку)

Мышка к грибу подбежала,
(пальчики «бегут» по столу) 
Рядышком с друзьями встала. 
(три пальца под ладошку)

Воробьишка весь промок,
(скрестить руки, постучать ладонями по плечам)

Тоже встал он под грибок.
(поставить под ладошку четыре пальца)

http://festival.1september.ru/articles/584551/img26.gif

Зайку от лисы спасали,
(“ушки” из указательного и среднего пальцев)

Далеко ее прогнали.
(пять пальцев под ладошку)

Как под маленьким грибком
Все нашли хороший дом?
(пожать плечами, руки над головой “домиком”)

А лягушка: “Ква-ква-ква”,
(покачать широко расставленными пальцами обеих рук)

Гриб-то вырос, ха-ха-ха!
(руки в круг над головой)

http://festival.1september.ru/articles/584551/img27.gif

16. Физкультминутка

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,


Лапкой, лапкой, постучи, постучи.
 

Ты на травку упади, упади,
 

Полежи и отдохни, отдохни.
 

Отдохнул, теперь вставай,
 

Прыгать тоже начинай.

http://festival.1september.ru/articles/584551/img28.gif

Использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность развития речи дошкольников, использовать как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования". Уровень ДОУ 2019г.

15 октября 2019 года старший воспитатель МДОУ № 56, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного...

Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.

laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и нап...

"Методическая разработка по развитию связной речи дошкольников посредством моделирования"

Развитие связной речи дошкольников при помощи условно- схематических изображений....

Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования

Метод моделирования способствует формированию связной речи детей. Схематические изображения помогают ребенку лучше воспроизвести речевой материал. ...

Педагогический опыт на тему : «Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования».

Презентация Педагогический опыт на тему :  «Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования»....