Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ершова Надежда Константиновна
Метод моделирования способствует формированию связной речи детей. Схематические изображения помогают ребенку лучше воспроизвести речевой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc190.98 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ

     Аннотация. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования встает вопрос о разнообразии форм работы с детьми с учетом новой социальной ситуации развития современного ребенка.

     В данной статье представлен мой опыт работы по развитию связной речи посредством моделирования. Использование        этого метода позволил мне интегрировать различные виды деятельности при проведении НОД, эффективнее использовать художественную литературу, разнообразить формы работы с детьми.

     В результате применения моделирования в образовательном процессе у детей отмечается высокая познавательная активность, любознательность, раз вивается связная речь, мышление, внимание.

     Актуальность темы

     Одна из важнейших задач речевого развития ребенка - развитие связной речи. Для полноценного развития ребенка необходимо полноценное общение со взрослыми и со сверстниками. Связная речь-это связность мыслей. Умение связно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на воспитание культуры и личности детей.

     В условиях реализации ФГОС ДО, необходима такая организация деятельности по развитию речи у детей дошкольного возраста, которая позволила бы наряду с традиционными методами обучения развитию связной речи у детей применить и инновационные методы и формы работы. Возникла необходимость использовать обширный материал и многочисленные схемы и заместители для развития последовательности излагаемых мыслей.        

    Цель: Развитие связной речи дошкольников при помощи условно- схематических изображений.    

    Задачи:

  1. Создание эмоционально-эстетического пространства.
  2. Применение схем при вербальном обучении связной речи.
  3. Создание пространства для творческого воображения, фантазии.
  4. Развитие потенциальных возможностей ребенка.

        Ожидаемые результаты:

  • Гармоничное всестороннее развитие ребенка.
  • Сформированность навыков связной речи.
  • Создание эмоционально-эстетического пространства.

   Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным обра зом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом, Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является метод моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действи тельности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в

реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроиз водства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения. Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умения смоделировать действительность.

     Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрас те, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошко льный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и ре чи, возрастает его речевая активность] Дети употребляют слова в самых разно образных значениях, выражают свой мысли не только простыми, но и слож ными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать зна чение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Усвоение отвлеченного зна чения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использо вать моделирование не только для решения задач развития логического мыш ления дошкольника, но и для решения задач развития связной речи.

     Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель пред ставляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объ екта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).

     Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддъяковым, заключается в том, что мышление ре бенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

     В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок — кашкой для куклы, а он сам - папой, шофёром, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи.

     В дошкольной педагогике разработаны модели для различных видов дея тельности. При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не восприни маемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребёнка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к поняти ям.

     При анализе содержания литературного произведения целесообразно об ратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделиро ванию сказки. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пик тограмма). В результате получается схема - полное представление о содержа нии произведения. Опираясь на неё, дошкольники успешнее пересказывают сказку, показывают её на фланелеграфе и т.п.

     Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при усло вии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться   от несущественных   признаков   при   познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обсле довательскими действиями, со способностью к замещению предметов посред ством условных знаков, символов.

     Таким образом, в своей практической деятельности я учитывала все особенности этого метода. Работу начинала с детьми младшего возраста. Знакомство детей с этим видом деятельности происходит не только при прове дении непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, но и при ознакомлении с окружающим миром, при ознакомлении с художест венной литературой.

     Сказки занимают огромное место в жизни дошкольников. Из них он чер пает множество познаний, первое представление о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу увидеть добро и зло, испытать храбрость и стойкость. Но сказки подаются де тям недостаточно разнообразно, в основном — это чтение, рассказывание, в лучшем случае - это пересказ в лицах или драматизация, просмотр мульт фильмов и фильмов. Сказки не в полной мере используются для развития у де тей дошкольного возраста мышления, воображения, речевого творчества. Рас смотрим этот метод при ознакомлении детей со сказкой. Например, при рас сказывании народной сказки «Рукавичка», используем этот прием так: заменя ем героев сказки геометрическими фигурами: мышка— маленький серый круг, лягушка — маленький зеленый круг, заяц — маленький белый круг, волк — большой серый круг, лиса - большой оранжевый круг, медведь — большой ко ричневый круг. Затем, при обучении пересказу, также используем метод моде лирования. Можно использовать этот прием со старшими дошкольниками при обучении придумыванию сказки по предметно-схематической модели, показав предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фанта зии.

     Конечно, на первых порах очень сложно, глядя только на предметы сочи нить что-то интересное. Как помочь дошкольникам в этом непростом деле.

     Итак, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной девочке или голодном котенке. Но ведь речь идет о сказке. Тогда предлагаем сделать чашку и молоко волшебным. Белое, вкусное, сладкое - если попадает к добрым людям. Горькое или невкусное — у бабы Яги. Без со мнения, дошкольники зарядятся вашей энергией, поддержат вашу идею. Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагается только схема, не напоминающая ни одну из сказок. Как же сочинить сказки, глядя только на линии или пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем такой вопрос: «На что похоже....? (волнистая линия?) Обсудив вместе с Деть ми, приходи к выводу, что линия похожа на ленточку, дорогу, змею и т.д. И то гда мы можем подсказать детям: «А может это дорога, по которой катится ежик, думая, что он катится вниз по чему-то очень мягкому и приятному. Но это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ежика. И тогда...». Вот так каждый раз помогаем детям сочинять сказки по схематической мо дели.

     Продолжая моделирование сказок, мы обучаем дошкольников «прятать» сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Показывая три одинако вых по цвету и величине круга - это означает сказка «Три поросенка», три одинаковых по цвету, но разных по величине круга - сказка «Три медведя» или семь одинаковых треугольников — это сказка «Волк и семеро козлят». Мы мо жем показать просто две палочки различной высоты и спросить: «Кто это мо жет быть?». Ответы могут быть разнообразными: мама и дочка, медведь и ли са, волк и заяц и т.д.

     Моделирование можно использовать при составлении описательных рас сказов о животных, птицах, овощах, фруктах по заданной схеме или предло жить дошкольникам совместно составить схему описательного рассказа.

     Работу в данном направлении начинала с младшей группы. Ознако мившись со схемой, к концу учебного года младшие дошкольники очень легко составляют описательный рассказ об овощах фруктах, животных, членах сво ей семьи. В средней группе дети с большим интересом пересказывают сказки, используя метод наглядной) моделирования. А старшие дошкольники приду мывают невероятные сказочные истории по самой простой модели.

     Используя данный метод развития связной речи, пришла к следую щим выводам:

  • Моделирование развивает у детей творческое воображение, мышление, связную речь, познавательную активность, любознательность, интерес к окру жающему миру;
  • Позволяет разнообразить формы работы с детьми, что очень важно в ходе реализации ФГОС ДО с учетом новой социальной ситуации развития со  временного ребенка.

                                                                                  Приложение

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речево му развитию на тему: «Семья моя любимая».

     Цель: продолжить формирование умение детей составлять модель и не большой рассказ по ней. Формировать геометрические представления. Разви вать познавательную активность, любознательность, связную речь. Воспиты вать доброе, заботливое отношение к родным, семье, уважение к семейным традициям.

     Оборудование: надувной шарик, фотографии, геометрические формы, по лоски бумаги, интерактивная доска.

     Ход:

  1. Ребята, посмотрите, какой красивый шарик. А что с ним случилось? Как воздух выходит из

шарика, давайте послушаем!

  • Артикуляционная гимнастика: (с-с-с)
  • Пальчиковая гимнастика: Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - ба бушка, этот пальчик - папа, этот пальчик - мама, этот пальчик - я, вот и вся моя семья. Очень дружная она!
  • Почему, ребята, семья дружная? (ответы детей)
  1. - Ребята, а хотите, я вам расскажу о своей семье (рассказ воспитателя).  

На экране интерактивной доски - фотография семьи.

    Это семья Ивановых. В ней есть мама, папа сын и дочка. Мама - Мария, добрая весёлая, заботливая, работает в детском саду воспитателем. Папа, это мой муж Иван — умный, сильный, добрый, работает в полиции. Сын Вова учится в школе. Дочка Катя - красивая, послушная. Весёлая, умная. Ходить в детский сад. У нас очень дружная семья. Мы вместе любим гулять, путешествовать.

  • Ребята, а кто из вас хочет рассказать нам о своей семье? (рассказы детей)
  1. Физминутка.
  2. Работа с моделями за столами (на экране интерактивной доски появ ляются модели)
  • Ребята, как мы думаете, что здесь изображено? (Семья) А почему?
  • Какие фигуры использованы?
  • Что такое семья? Папа, мама, брат и я - вот и вся моя семья!
  • Ну, а как же бабушки? Ну, а как же дедушки?
  • Семьи бываю разные. Я вам предлагаю на столе представить из моделей свою семью

(воспитатель помогает детям индивидуально)

  • Ребята, кто желает рассказать нам о своей семье (рассказы 2-3 детей вы слушиваются)
  • А мы с вами семья? А как мы можем, представить нашу большую семью из моделей? (совместная работа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речево го развитию на тему: «Пересказ сказки «Два жадных медвежонка».

     Цель: продолжать формировать умение детей понимать идею и образное содержание сказки. Совершенствовать умение детей пересказывать эпизоды сказки с помощью моделирования, пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных. Развивать грамматический строй речи, связную речь. Воспитывать доброту, щедрость.

     Ход:

      I.Подготовительная работа (звучит музыка)

     Воспитатель Ребята, послушайте, загадку: «Летом ходит без дороги, возле сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос» Кто же это? (ответы детей). Ребята, а кто же к нам стучится в дверь? (заходит медведь)

     Медведь: Здравствуйте, ребята, можно к вам? Меня зовут Пашка я так долго из леса добирался к вам.

     Воспитатель: проходи, Паша, садись, отдохни. А почему ты такой груст ный? Мы тебя развеселим. Повторяй вместе с нами:

     • Артикуляционная гимнастика

     Двери - губы гибкие, могут стать улыбкою.

     Могут в трубочку собраться, после снова улыбаться.

     Зубы вычищу я всем, ведь с их помощью я ем.

     Воспитатель: Ну, как, Пашка, получается у тебя гимнастика?

     Ребята, давайте проговорим чистоговорку про медведя, особенно выделяя звук [ш]. Чистоговорка: Шапка да шубка - вот и весь Мишутка! Пыхтит, как пышка. Наш пухлый мишка.

     Медведь: Молодцы, ребята, спасибо. А вы знаете, как зовут членов моей семьи? Он - медведь; она - медведица; маленький - медвежонок; а много -медвежата.

     Воспитатель: Я знаю историк, про двух медвежат, хотите услышать?

     II.Первичное чтение сказки без нацеливания на пересказ.

     III.Вопросы по тексту:

  1. Где жили медвежата?
  2. Куда отправились?
  3. Что нашли?
  4. Кто помогал делить сыр?
  5. Почему лисе удалось обмануть медвежат?
  6. Какими медвежата были в сказке?

 IV.Физминутка «Медвежата в чаще жили»

  1.  Работа с моделями.
  • Как вы думаете, что означают эти фигуры? Почему?
  • Какой эпизод в сказке можно отнести к данной модели?
  1. Пересказ эпизода сказки.
  2. Медведь: Вы такие хорошие, веселые. Я вам гостинец из леса принес. Как делить его будете?

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

Авторская разработка по теме "Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по развитию речевой активности у детей подготовительного к школе возраста посредством художественного творчества....

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники...

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр» раскрывает значимость дидактической игры в развитии связной речи, разновидности дидактических игр, а так же примеры тех игр, к...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

"Методическая разработка по развитию связной речи дошкольников посредством моделирования"

Развитие связной речи дошкольников при помощи условно- схематических изображений....